Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, – обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния.
Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.
Иллюстрируя это положение, хотелось бы привести только два примера.
· Все знают, что стрекоза способна зависать в воздухе, передвигаться в боковом направлении или резко подаваться назад. Причем все маневры она проделывает на большой скорости. Однако мало кому известно, что подъемная сила стрекозы втрое больше, чем у современного самолета. Используя особенности аэродинамики стрекозы, ученые полагают, что можно значительно повысить эффективность и безопасность летательных аппаратов. Самолеты, разработанные с учетом способностей стрекоз, смогут совершать более крутые развороты и будут менее восприимчивы к порывам ветра, которые, к сожалению, еще бывают причиной аварий.
· Курочка или петушок? Полноценная куриная семья состоит из одного петуха и десяти курочек. А в инкубаторах петушков вылупляется больше. Поэтому их надо отделить и содержать в других условиях, откармливая как бройлерных цыплят. И тут помогла электроника! Мужской и женский голоса имеют разные частотные диапазоны: цыпленок-курочка пищит на частоте 5200 Гц короткими звуками длительностью 200 мкс, а цыпленок-петушок – на частоте 4800 Гц, длительностью 250–300 мкс. После создания соответствующего прибора проблема была решена.
Итак, рассматривая связи физики и биологии, необходимо показать учащимся общность ряда законов живой и неживой природы, углубить представления о единстве материального мира, взаимосвязи и обусловленности явлений, их познаваемости, ознакомить с применением физических методов при изучении биологических процессов.
На уроках физики необходимо подчеркивать, что характерной приметой нашего времени является возникновение ряда комплексных наук. Развилась биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика. Возникла наука бионика, изучающая возможность применения биологических закономерностей в технике для повышения качества и расширения функций систем, машин и приборов, инженерные задачи стали решаться на основе анализа структур и жизнедеятельности организмов.
В этой работе я хотела бы рассмотреть методику применения биофизического материала на уроках физики, которая способствует формированию познавательного интереса учащихся.
Приведу примеры эпиграфов к урокам с биофизическим содержанием:
· Бионика... изучает возможности применения биологических закономерностей в технике для повышения качества и расширения возможностей технических систем машин и приборов.
Академик А.И.Берг
· Невозможно сейчас изучать вопросы организации живой природы, не зная ее физико-химических основ.
Академик М.В.Келдыш
· Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию как своими средствами исследования, так и свойственными ей теоретическими представлениями.
Академик Л.А.Арцимович
Интересный материал с биофизическим содержанием можно найти в следующих изданиях:
· Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика! – М.: Детская литература, 1967.
· Броверман Э.М. Вечера по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1969.
· Занимательно о физике и математике. – Библиотечка «Квант», 1988, вып. 50.
· Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
· Ильченко В.Р. Методическое руководство к таблицам по физике. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология). 7–11-й кл. – М.: Просвещение, 1989.
· Иваницкий Г.Р. Мир глазами биофизика. – М.: Педагогика, 1985.
· Тарасов Л.Б. Физика в природе. –М.: Просвещение, 1988.
· Войцеховский Я. Радиоэлектронные игрушки. – М.: Советское радио, 1978.
В своей работе я также широко использую научно-популярную литературу и периодическую печать (журналы «Юный техник», «Техника – молодежи» и т.п.), материалы из которых ввожу в каталог типа приведенного ниже.
Класс |
Тема |
Статья |
Журнал |
7 |
Первоначальные
сведения о строении вещества. |
Пчелы-миноискатели. (О
явлении диффузии.) Секреты под микроскопом. (О способах увеличения силы трения.) Секреты под микроскопом. (О роли присосок.) Крылья для человека. |
7-99-24 2-00-20 2-00-20 11-00-65 |
8 |
Виды
теплопередачи. |
По подсказкам природы. Почему иглу не тает? Соколиный глаз. (О производстве контактных линз.) |
3-00-59 |
9 |
Закон
всемирного тяготения. |
В каждом дереве спит
океан. (О приливах.) Жизнь в невесомости вовсе не так комфортна, как кажется... Сможете ли вы перегнать скачущую лошадь? (О механическом резонансе в живых организмах.) |
10-99-26 |
10 |
Свойства твердых тел. |
Кость, подобная резине?! (О проблемах материалов для имплантации.) | 9-99-5 |
11 |
Электромагнитные
колебания и волны. |
Ткань-защитница. (О защите
от электромагнитных излучений.) Диверсии с телеэкрана. (О влиянии излучений, создаваемых телевизорами и компьютерами, на здоровье человека.) СВЧ для... облепихи. Вблизи ЛЭП жить опасно. Светишься? Долой... с пляжа. (Об ультрафиолетовом излучении.) Человек – передатчик. (Об инфракрасном излучении.) Секреты хамелеона и.... Прививка светом. |
9-00-7 11-00-17 |
11 (астрономия) |
Солнечная система. Звезды. |
Пшеница-сейсмограф. (О
прогнозировании землетрясений.) Магнитная летопись Земли. (О влиянии магнитного поля на жизнь на Земле.) Качается земная ось – и что же... (О влиянии прецессии на жизнь на Земле.) Теплее... теплее... еще теплее... холодно. (Об экологии.) На Марс в 2005 году?! (Этапы освоения Марса.) Каким должен быть марсианин? Эпидемии из... космоса? (О метеоритах и кометах.) Защита Земли. (О влиянии взрывов нейтронных звезд на развитие земной цивилизации.) |
9-99-29 |
Рассмотрим конкретные примеры использования биофизического материала на уроках физики.
Обеспечить развитие творческой самостоятельности учеников может только соответствующая система специально продуманных проблемных ситуаций по каждой теме с учетом индивидуальных возможностей. Правильно поставленная учебная проблема отражает объективно существующее противоречие в научном знании, как правило, противоречие между новыми опытными фактами и имеющимися теоретическими представлениями.
Урок «Плотность вещества» я начинаю следующим образом: «В Италии, близ Неаполя, есть знаменитая "Собачья пещера". В ней непрерывно выделяется и скапливается внизу углекислый газ. Человек беспрепятственно может зайти в эту пещеру, для собаки же такая прогулка кончается плохо». Почему? Этот пример всегда побуждает учащихся к поиску ответа, как правило, работают и сильные, и слабые ученики.
Перед изучением темы «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах» можно на дом дать вопросы: как поступают питательные вещества из почвы в растения? как происходит обмен веществ между организмом и средой? между его разными частями? Поиск ответа непременно заставляет учеников заглянуть в учебник биологии. Например, в учебнике В.А.Корчагиной «Биология-6–7» (§ 35–37) рассматриваются вопросы, связанные с передвижением воды, минеральных и органических веществ по стеблю растений; в учебнике Никишова А.И. и Шаровой И.Х. «Биология: животные-7–8» (§ 3–5) – процессы питания и дыхания простейших: амебы, зеленой эвглены, инфузории-туфельки.
На следующем уроке, вводя понятие диффузии, можно рассмотреть следующие вопросы: как проникает вода в клубень картофеля? Почему вода проникает из почвенного раствора в корневой волосок? Как происходит процесс дыхания у простейших?
Учащиеся должны понять, что диффузионные процессы играют большую роль в обмене веществ между организмом и средой, между его разными частями, в питании и дыхании живых существ.
Л.С.Выготский установил, что мышление ученика развивается, становится более мобильным, если учитель сумел подобрать для него такие задания, которые находятся в «зоне его ближайшего развития» [1]. Найденная им формула «обучение должно забегать вперед развития» побуждает искать новые методы и средства обучения на уроке. Она как нельзя лучше объясняет процесс усвоения таких трудных вопросов, как закон сохранения энергии. Важно на первых же ступенях изучения этого закона показать его значимость для всех процессов природы.
За 2–3 урока до этого я даю детям план, по которому они будут работать дома и на уроке, изучая § 11 «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах» [2]:
1. Содержание закона сохранения и превращения энергии.
2. Физические явления, сопровождающиеся превращением энергии.
3. Химические и биологические явления, сопровождающиеся превращением энергии.
4. Значение закона сохранения и превращения энергии.
Если первые два пункта не вызывают затруднений, то третий необходимо обсудить, задавая учащимся проблемные вопросы.
· Можно обсудить вопрос, который изучался на уроках биологии в 6-м классе, – «Роль света для растений. Образование крахмала, поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода». Обязательно кто-нибудь вспоминает понятие фотосинтеза. После этого дети без труда дают пояснения к таблицам «Закон сохранения и превращения энергии в биологических и химических процессах», «Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология)» (М.: Просвещение, 1989).
Конечно, весь механизм превращения энергии Солнца в другие виды энергии в 8-м классе пояснить еще невозможно, но суть этого закона в применении к биологическим процессам учащиеся усвоят.
· От мира растений можно перейти к животному миру: «Физик Вальтер Нернст увлекался разведением карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил: “Странный выбор. Кур разводить и то интереснее”. Нернст невозмутимо ответил: «Я развожу таких животных, которые находятся в тепловом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство”».
Справедливо ли замечание ученого? Почему рыбы и многие другие животные, живущие в воде, имеют температуру, мало отличающуюся от температуры среды обитания?
· И наконец, вопрос, который, несомненно заинтересует весь класс: возможно ли с точки зрения закона сохранения энергии существование Мальчика-с-пальчика? Конечно, в 8-м классе учащиеся еще не могут дать исчерпывающий ответ, но пояснения, которые им дает учитель, однозначно убеждают их в невозможности этого: замечено, что животные малых размеров сравнительно много едят, т.к. они больше энергии тратят на нагревание окружающей среды.
Например, этрусские мыши, имея собственную массу 1,5 г, съедают за сутки пищи в 2 раза больше своей массы, а оставшись хотя бы на несколько часов без еды, погибают.
Практически весь период бодрствования поисками и поглощением еды заняты колибри, обитающие в Южной Америке (собственная масса 2 г). Длительный ночной перерыв колибри могут переносить только потому, что температура их тела на это время резко понижается.
Чтобы комар имел постоянную температуру тела, он должен съедать в 15 раз больше еды, чем его собственная масса.
Другими словами, Мальчик-с-пальчик должен съедать на 1 кг массы тела в 20 раз больше пищи, чем обычный человек!
Обширный биофизический материал можно привлечь при изучении сил трения. Проблемные вопросы учащиеся получают в качестве домашнего задания, и их обсуждение на следующем уроке вызывает большой интерес у всех.
· У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания, которые должны иметь достаточный коэффициент трения. Как это достигается?
· Многие живые организмы имеют приспособления, которые по-разному изменяют сопротивление движению в разных направлениях. Назовите эти приспособления и эти организмы. Каким образом достигается увеличение и уменьшение силы трения?
· Что такое жидкое трение? Как его уменьшить? Последний вопрос вызывает особый интерес у учащихся, поэтому стоит на него обратить особое внимание. Приведу свои примеры.
Для судостроителей проблемой № 1 является преодоление большого сопротивления воды. По мере увеличения скорости сопротивление это очень быстро растет, что требует значительного повышения мощности двигателя. Поэтому судостроители вместе с учеными изучают особенности строения тех обитателей морей и океанов, которые обладают хорошими гидродинамическими качествами, в надежде четко выявить их и скопировать, т.е. воплотить в конструкциях новых типов кораблей. В Японии, например, построили океанское судно, напоминающее по форме кита. Оказалось, что оно примерно на 25% экономичнее кораблей такого же водоизмещения, но обычной формы. Корпус одной из американских подводных лодок выполнен наподобие тела быстроходной рыбы тунца; судно отличается высокой маневренностью.
Известна большая скорость движения дельфинов; достижению ее способствует особое строение кожи животных. Немецкий инженер К.Крамер создал для судов специальное демпфирующее покрытие – ломинфло, – похожее на дельфинью кожу; его применение позволило увеличить скорость судов почти вдвое.
Десятиклассники уже имеют достаточно знаний, чтобы решать многие проблемы самостоятельно. Например, рассматривая вопрос о зависимости температуры кипения от давления, можно прочитать учащимся рассказ «Всегда ли кипяток горяч?» из [3] до слов «Причиной этого явления было...» Другой интересный пример из биологии побудит учащихся к необходимости решения этой проблемы: «На высоту более 19 км человек не может подняться без специального костюма, и дело не только в малом количестве кислорода в воздухе на этой высоте».
И завершая постановку проблемы, можно предложить учащимся проделать фронтальный эксперимент: в одноразовый шприц с запаянным концом для иглы, наливают на 1/4 объема воду и резко поднимают поршень – вода закипает (появляется масса пузырьков). Почему?
Такое поэтапное введение в проблемную ситуацию способствует развитию мышления учащихся, появлению и формированию познавательного интереса.
Изучая шкалу электромагнитных излучений, можно рассказать учащимся об ориентации в пространстве ямкоголовых змей; к этому семейству относятся такие ядовитые виды, как мокасиновая и гремучая змеи, которые охотятся по ночам за теплокровной добычей. На расстоянии полметра змея чувствует колебания температуры в одну десятую градуса! Причем эта чувствительная система работает независимо от других органов змеи.
Ученые лишили змею слуха, зрения и обоняния и поднесли к ней зажженную лампочку (на всякий случай завернутую в черную бумагу). Змея мгновенно бросилась на нее, причем, когда к змее поднесли незажженную лампочку (тоже завернутую в черную бумагу), та продолжала неподвижно лежать [4].
Обсуждение этой проблемы приводит учащихся к следующим выводам:
Любое, даже слабо нагретое тело, дает излучение, на которое не реагируют органы чувств человека.
Ямкоголовые змеи и другие представители животного мира имеют приемники теплового излучения, которое называют инфракрасным излучением.
К оптимизации учебного процесса прямое отношение имеет способ изложения нового материала. Ученики должны, с одной стороны, захотеть, а с другой – иметь возможность получить новые знания. К сообщению биофизических сведений учитель может привлекать учащихся, увлекающихся биологией. Особенно ценны знания, которые учащиеся получили самостоятельно. Здесь большую помощь может оказать рубрика «Окно в природу» газеты «Комсомольская правда». Приведу несколько примеров из этой рубрики.
Статью «Кормилец Севера» (15.01.99) можно использовать при изучении темы «Давление твердых тел»: «Зимний снег для оленя – препятствие небольшое. Копыта раздвоены и широко раздвигаются. Кроме того, задние "пальцы" копыт находятся вровень с передними. И растут еще между копытами волосы, создавая опорную жесткую щетку. Весовая нагрузка на снег у северного оленя в четыре раза слабее, чем у лося. На снегу олень себя чувствует примерно так же, как люди на лыжах».
· Рассматривая влияние инфразвука на человека, можно использовать статью А.Жиляева «Гуманненькая такая война...» (5.01.96) [5] : «Милая идея выигрывать войны без единого выстрела и жертв (по крайней мере среди своих солдат) все больше интересует мировых вояк. США уже тратят миллионы долларов на создание оружия, которое не убивает противника, а просто делает его солдат беспомощными, как дети в песочнице. Идеально: вы проводите короткую "артподготовку", и ваш противник обалдел, лишен подвижности или просто... спит!
Более сорока лет спецы, например, работают над созданием инфразвуковых установок, излучение которых вызывает панику, судороги, рвоту.
Их идею невольно подсказал один композитор прошлого века, который в одной из опер хотел предварить появление призрака нагнетанием ужаса в зале. По его просьбе соорудили что-то вроде неслышимого инфразвукового органа. Когда он “заиграл”, зрители бросились вон из зала, давя друг друга. Человек звук такой частоты (менее 20 Гц) не слышит, но его частота примерно совпадает с частотой собственных колебаний внутренних органов и может вызвать массу неприятнейших ощущений плюс панику, которая погубила не одну армию...»
· Некоторые представители животного мира имеют органы для прямого восприятия инфразвука. Наблюдения за медузами показали, что эти кишечно-полостные способны предсказывать шторм. Инфразвуковые колебания (частотой 8–13 Гц) хорошо распространяются в воде и проявляются за 10–15 ч до шторма. Органы равновесия медузы, представляющие собой пузырьки, в которых находятся известняковые камешки (статолиты), воспринимают через тело медузы колебания воды и передают их статолитам, последние перемещаются, и это движение ощущают клетки в стенках пузырьков. Изучение медузы привело к созданию прибора, имитирующего ее орган «слуха»; прибор служит для сигнализации о приближении шторма.
В 8-м и 10-м классах учащиеся знакомятся с техникой безопасности при выполнении лабораторных работ по электричеству. Целесообразно наряду с сообщением правил ТБ познакомить учащихся с некоторыми интересными данными.
· Тело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. Наибольшее сопротивление имеет сухая кожа. Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой – около 15 000 Ом. Кожа может предохранить организм при мгновенном воздействии высокого напряжения. Однако это свойство исчезает, если кожа влажная. Электрический ток, проходя по телу, воздействует на нервы и мускулы, вызывает выделение тепла. Большинство людей чувствует такие маленькие токи, как 0,0005 А, болезненное ощущение вызывает ток 0,005 А, а начиная с 0,01 А появляются мышечные судороги, которые могут не дать человеку оторваться от проводов. При токах 0,018 А блокируется дыхание.
· Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении – до 12 В. Безопасное напряжение в сухом помещении – до 36 В.
· Электроприборы и электромашины в ванной и на кухне – потенциальные источники опасности, поскольку влажного пальца достаточно, чтобы обеспечить путь току из прибора наружу. Стоя под душем или держась одной рукой за водопроводный кран, опасно мокрым пальцем даже дотрагиваться до неисправного выключателя.
Пожалуй, самой «красивой» в физике является тема «Световые волны». С большим интересом учащиеся воспринимают рассказ о цвете тел. Почему представители животного мира отличаются исключительным разноцветием?
· Окраска птичьих перьев обусловлена не только наличием в них многих пигментов, но еще и структурой пера. Каждый пигмент поглощает свет определенных длин волн, а остальные отражает, что и обуславливает характерный цвет. У некоторых птиц и насекомых перья и крылья имеют пластинчатую структуру (состоят из тонких прозрачных пленок или пластинок), которая создает интерференционную картину.
· Такова же природа цвета раковин, у которых есть и пигмент, и перламутровый слой, представляющий собой набор очень тонких «пластинок».
· В глазах стрекоз и других насекомых видна радужная полоска, она образуется благодаря тому, что их сложные глаза состоят из большого числа отдельных «глазков» – фасеток, – которые являются «живыми» дифракционными решетками.
· Известный физикохимик Дальтон страдал «дальтонизмом», т.е. отличал вишню от листочка только по форме, но не по цвету.
Известно, что задачи способствуют углублению и закреплению теоретических знаний, приучают к логическому мышлению, расширяют кругозор учащихся. Но, к сожалению, для многих учеников их решение – занятие неприятное, ибо в задачах они видят только скучный мир чисел и формул. Усилить эмоциональное воздействие этого вида занятий могут помочь художественная литература, исторические сведения, примеры, связанные с биологическими процессами.
· Скорость улитки 0,9 мм/с. Выразите эту скорость в см/мин, м/с.
· Скорость роста бамбука 0,5 мм/мин. За какое время бамбук достигнет высоты 20 м?
· Почему погибает кит, попавший на мель?
· Что вы знаете о роли атмосферного давления в жизни животных и человека?
· Голубь массой 300 г равномерно набирает высоту 100 м в течение 20 с. Какую мощность он при этом развивает?
· Известно, что листья растений сухих районов Земли с течением времени видоизменились в комочки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей. Какую роль играет это в жизни растений?
· Почему в тропиках, во влажном климате джунглей для растений характерна развитая поверхность листа, а в засушливых местах его поверхность невелика?
· Почему мех молодых животных богаче подшерстком, чем мех взрослых?
· Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты оперения птицы (летом оперение всегда короче и реже, а зимой – длиннее и гуще)?
· Конструкция пчелиного улья такова, что на его периферии прохладнее, чем в центре. В центре поддерживается температура, необходимая для развития яиц, личинок и куколок. За счет чего это достигается?
· Ток силой более 0,1 А чрезвычайно опасен для человека, т.к. вызывает частые и беспорядочные сокращения сердечной мышцы, что может окончиться смертью. Опасно ли для человека напряжение 120 В, если сопротивление влажной кожи человека около 1 кОм?
· Кальмар способен всплывать из глубины моря на поверхность с такой скоростью, что поднимается над волнами на высоту 7–10 м. Оцените скорость кальмара у поверхности воды.
· Расскажите о роли трения в живых организмах.
· Назовите животное, использующее для перемещения принцип реактивного движения.
· Почему некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники?
· Назовите рычаги в организме человека.
· Какие живые организмы используют свои ноги для создания звуков?
· За счет какого явления молекулы кислорода попадают из органов дыхания в кровеносные сосуды?
· Как можно применить знания МКТ к объяснению механизма всасывания волосками растений питательных веществ из почвенного раствора?
· Каковы физические основы проникновения питательных веществ через стенки кишечника в кровь?
· Сколько воды можно нагреть от 37 °С до кипения, если использовать всю теплоту, которая необходима для испарения пота, потерянного человеком за день тяжелой физической работы (10 л)? Удельная теплота испарения 24,36 • 106 Дж/кг.
· Почему фотосинтез происходит только днем, ведь инфракрасные лучи падают на листья растений и ночью? (Обдумывание ответа приводит учеников к выводу о том, что энергия инфракрасных квантов недостаточна для возбуждения молекул хлорофилла и возникновения цепи реакций фотосинтеза.)
· Почему кванты большой энергии (g-лучи, рентгеновские лучи) вызывают частые мутации? (Обсуждение приводит к заключению, что в микромире взаимодействие происходит «один на один», а именно: достаточно энергии только одного кванта, чтобы разорвать химические связи между какими-то атомами гена и изменить его конфигурацию, – в результате изменяется генетическая программа для последующих поколений).
· Почему мы не видим в инфракрасных лучах? (Здесь, вероятно, потребуются пояснения учителя. Зрение возникло в процессе эволюции как приспособление организмов к окружающей среде. Большинство организмов реагируют на длины волн, близкие к максимуму теплового излучения Солнца. Кванты энергии инфракрасных лучей не в состоянии «запускать» механизм зрения человека. В противном случае уже его собственный организм был бы постоянным источником инфракрасных лучей и воздействовал бы на органы зрения.)
· Почему в воде мы прикладываем значительно меньшую силу, чтобы поднять товарища, чем на берегу?
· Что можно сказать о плотности живых организмов, населяющих водную среду?
· Почему водные животные не нуждаются в столь массивных скелетах, как наземные?
· Какова роль плавательного пузыря у рыб? И т.д.
Закрепление пройденного можно организовать в форме деловой игры типа описанной в «Физике» № 34/2000 [6].
Заключительный урок можно посвятить бионике – науке о создании технических устройств, в которых используются особенности живых систем. Природа сумела разработать несчетное количество биологических решений, являющихся примером для техники. Примерные темы докладов:
· использование в технике принципов движения живых существ;
· простые механизмы в организме человека;
· локация в живой природе.
Для закрепления материала можно дать творческое домашнее задание – подготовиться к деловой игре. Например, после изучения темы «Свойства твердых тел. Виды деформаций» учащимся можно предложить представить себя студентами факультета биомеханики Политехнического университета, которым предстоит написать и защитить курсовую работу «Строительная техника в мире живой природы». Как правило, эта работа вызывает большой интерес и защита проектов проходит очень бурно. Учащиеся не только предлагают теоретические выкладки, но и готовят демонстрации.
Закрепление материала можно проводить в форме самостоятельного исследования отдельного аспекта какой-либо проблемы, например: «Применение радиоактивных изотопов в медицине и хозяйственной деятельности»:
· изучение путей миграции и расселения животных;
· исследование обмена веществ у животных и растений, в том числе скорости передвижения отдельных компонентов;
· наблюдение за накоплением различных элементов в тканях;
· исследование биологических жидкостей.
Важной задачей школы является создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы. Поэтому так важно ознакомить учащихся с физическими методами исследования и воздействия, которые находят широкое применение в биологии и медицине, с некоторыми элементами бионики, а также показать единство законов природы, применимость законов физики к живым организмам.
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
2. Перышкин А.В. Физика-8. – М.: Дрофа, 2000.
3. Перельман Я.И. Занимательная физика./Кн. 2. – Чебоксары, 1994.
4. Колтун М.М. Черное и белое. – М.: Детская литература, 1978.
5. Аналогичный материал можно найти в книге И.Я.Ланиной «Не уроком единым. Развитие интереса к физике». – М.: Просвещение, 1991.
6. Увицкая Е.С. Теплопередача и работа. Виды теплопередачи. – Физика, № 34/2000.