В.А. Коровин (Минобразования РФ),
М.Ю. Демидова (МИОО), г. Москва

О программах по физике и астрономии и их учебно-методическом обеспечении,
рекомендованных Министерством
образования РФ на 2002/03 уч.г.

Содержание физического образования состоит из двух частей – инвариантной (базовой) и вариативной. Представленные ниже примерные программы для основного общего и среднего (полного) общего образования разработаны в соответствии с базисным планом. На основе этих программ можно составлять авторские, что открывает простор для творчества учителя и дифференциации образовательного процесса. Профильная дифференциация, в рамках которой изучение физики происходит по существенно разным программам, как правило, осуществляется в старшей школе – в 10–11-м классах. Это курсы повышенного уровня, курсы прикладного или профильного характера, курсы для гуманитарных классов.

Физика
основная школа

Программа включает в себя все разделы элементарного курса физики и имеет завершенный характер. Учебники, созданные взамен известных учебников для 7–8-го кл. А.В.Перышкина и Н.А.Родиной, подготовлены по новой программе с сохранением структуры, доступности и краткости изложения. Предусматривается расширение кругозора и развитие мыслительных способностей учащихся.

Изучаемые темы: в 7-м классе – строение вещества; движение и взаимодействие тел; давление твердых тел, жидкостей и газов; работа и мощность; в 8-м классе – движение с ускорением; законы Ньютона; энергия и закон сохранения энергии; внутренняя энергия и тепловые явления; колебания и волны; в 9-м классе – электрические, магнитные, оптические и гравитационные явления.

Сетка часов: 7–9-й кл. – 2 ч в неделю (по 68 ч в год).

Учебно-методическая литература (УМЛ)

1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика-7.—М.: Просвещение, 1999– 2001.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8.—М.: Просвещение, 1999– 2001.
3. Громов С.В., Родина Н.А. Физика-9.—М.: Просвещение, 2000, 2001.
4. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике. 7-й, 8-й, 9-й классы. – М.: Просвещение, 2001.
5. Примерное планирование материала по учебнику Громова С.В., Родиной Н.А. «Физика-7». — «Физика в школе», 2000, № 5, 8.

Программа содержит весь необходимый теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях. Отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены одной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять правила и законы физики на практике.

Сетка часов: 7–9-й кл. – по 2 ч в неделю (по 68 ч в год).

УМЛ

1. Перышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 1999–2001.
2. Перышкин А.В. Физика-8. – М.: Дрофа, 1999–2001.
3. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9. – М.: Дрофа, 1999–2001.
4. Гутник Е.М. и др. Тематическое поурочное планирование к учебнику «Физика-7». – М.: Дрофа, 2001.
5. Гутник Е.М. и др. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Физика-7». – М.: Дрофа, 2001.
6. Гутник Е.М. и др. Тематическое планирование к учебнику «Физика-8». – М.: Дрофа, 2001.

Материал сгруппирован вокруг изучения физических явлений различной природы: механических, тепловых, электрических, атомных. Основная задача: сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащийся непосредственно сталкивается в жизни. Материал должен усваиваться на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов в окружающем мире, их использования в практической деятельности.

Курс направлен на развитие способностей к исследованию, формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания. Важной особенностью является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления. В 9-м классе изучается систематический курс механики, объединенный с астрономическим материалом.

Сетка часов: 7–8-й кл. – по 2 ч в неделю (по 68 ч в год); 9-й кл. – 3 ч в неделю (102 ч в год).

УМЛ

1. Гуревич А.Е. Физика-7. – М.: Дрофа, 1998–2001.
2. Гуревич А.Е. Физика-8. – М.: Дрофа, 1998–2001.
3. Гуревич А.Е. Физика-9. – М.: Дрофа, 1999–2001.
4. Гуревич А.Е., Удальцова С.И. Физика. Методическое пособие. 7-й класс. – М.: Дрофа, 2000
5. Гуревич А.Е., Удальцова С.И. Физика. Методическое пособие. 8-й класс. – М.: Дрофа, 2001.

Программа интегрирует элементы астрономии в курс физики. Реализуется идея уровневой дифференциации, наряду с обязательным материалом введены сведения, адресованные учащимся, интересующимся физикой и желающим расширить круг своих знаний и умений.

Изучаемые темы: в 7-м классе – движение, энергия, давление; в 8-м классе – электрические явления, строение вещества, температура и внутренняя энергия, тепловые машины, физические процессы в Солнечной системе, электрический ток, магнитное поле, электромагнитные явления, полупроводники; в 9-м классе – колебания и волны, световые явления, элементы небесной механики, ядерная энергетика, строение и развитие Вселенной.

Сетка часов: 7-й кл. – 2 ч в неделю (68 ч в год); 8–9-й кл. – по 3 ч в неделю (по 102 ч в год).

УМЛ

1. Физика-7. /Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. – М.: Просвещение, в печати.
2. Физика-8. /Под ред. Пинского А.А. – М.: Просвещение, в печати.
3. Физика-9. /Под ред. Пинского А.А. – М.: Просвещение, в печати.
4. Методика преподавания курса «Физика и астрономия»./ Под ред. Пинского А.А. – М.: Просвещение, 2001.
5. Дидактические материалы по физике и астрономии. /К учебнику «Физика и астрономия»./Под ред. Кирилловой И.Г. – М.: Просвещение, 1999.

Примечание. С 2002 г. учебники «Физика и астрономия» будут выходить в новой редакции под названием «Физика».

Программа курса включает в себя вопросы механики Ньютона, гидро- и аэростатики, термодинамики, молекулярно-кинетической теории, электродинамики, квантовой физики. Каждый раздел содержит характерные для него физические явления, модели, физические величины, законы и примеры их использования на практике. Предусматривается изучение некоторых практических приложений, рассмотрены примеры техногенных катастроф, мер по охране окружающей среды, особенности современной информационной технологии.

Сетка часов: 7–9-й кл. – по 2 ч в неделю (по 68 ч в год).

УМЛ

1. Хижнякова Л.С. и др. Физика-7–8. – М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Хижнякова Л.С. и др. Физика-9. – М.: Вита-Пресс, в печати.
3. Хижнякова Л.С. и др. Рабочая тетрадь по физике-7–8. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2001.
4. Хижнякова Л.С. и др. Рабочая тетрадь по физике-7–8. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2001.

старшая школа
базовый курс

Курс разделен следующим образом: в 10-м классе – классическая механика, теория относительности и электродинамика, молекулярная физика; в 11-м классе – физика атома, атомного ядра и элементарных частиц.

Главное – новая структура школьного курса с включением вопросов, позволяющих формировать представление о современной физической картине мира (причинность, симметрия, соотношение неопределенностей и др.). Значительное внимание уделяется историческим материалам и фактам.

Предполагается использование большого количества задач, даны алгоритмы решения их основных типов.

Сетка часов: 10-й кл. – 3 ч в неделю (102 ч в год); 11-й кл. – 2 ч в неделю (68 ч в год).

УМЛ

1. Громов С.В. Физика-10: Механика. Теория относительности. Электродинамика. – М.: Просвещение, 2001.
2. Громов С.В. Физика-11: Оптика. Тепловые явления. Строение вещества. – М.: Просвещение, 2001.

В основу программы положен циклический принцип построения школьного курса, предусматривающий изучение физической теории, ее использование при решении задач, применение теории на практике. Выделены два уровня содержания образования: базовый минимум, обязательный для всех, и учебный материал повышенной трудности, адресуемый школьникам, особо интересующимся физикой.

Изучаемые темы: механика, термодинамика, молекулярно-кинетическая теория, электродинамика, теория относительности, квантовая физика. В предположении, что понимание общих принципов стимулирует познавательную активность учащихся, показаны роль и место отдельных понятий в изучаемой области знаний.

Предусмотрено решение разных типов задач: тренировочных и ситуативных, экспериментальных и задач с экспериментальными данными, а также проведение лабораторных работ, работ с таблицами и графиками, физические практикумы.

Сетка часов: 10–11-й кл. – по 3 ч в неделю (по 102 ч в год).

УМЛ

1. Анциферов Л.И. Физика-10. – М.: Мнемозина, 1999–2001.
2. Анциферов Л.И. Физика-11. – М.: Мнемозина, 2000, 2001.

Курс предназначен для учащихся общеобразовательных классов, для которых физика не является профильным предметом и должна изучаться в соответствии с базисным компонентом учебного плана.

Основная цель – формирование у школьников представлений о методологии научного познания, о роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента в процессе познания, об их соотношении, о структуре Вселенной и месте человека в окружающем мире. Курс призван формировать у учащихся знания об общих принципах физики и основных задачах, которые она решает; осуществлять экологическое образование школьников, т.е. формировать у них представления о научных аспектах охраны окружающей среды; выработать научный поход к анализу вновь открываемых явлений.

Особое внимание уделяется мировоззренческому аспекту. Отражены основные релятивистские, квантовые, статистические представления и идеи.

Сетка часов: 10–11-й кл. – по 3 ч в неделю (по 102 ч в год).

УМЛ

1. Касьянов В.А. Физика-10. – М.: Дрофа, 1999–2001.
2. Касьянов В.А. Физика-11. – М.: Дрофа, 2001.

1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике-10–11. – М.: Дрофа, 1997–2001.
2. Сборник задач по физике-10–11./Сост. Степанова Г.Н. – М.: Просвещение, 1999–2001.
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике-10–11. – М.: Просвещение, 2001.

физико-математический профиль

С учетом новейших достижений мировой науки представлены фундаментальные физические теории: 10-й кл. – механика и статистическая физика, электродинамика; 11-й кл. – колебания и волны, оптика, квантовая физика. Предназначена для учащихся школ и классов с углубленным изучением предмета, но доступными математическими средствами.

Теоретические сведения излагаются на современном уровне. Предусмотрено решение задач, рассматриваются методы их решения, даются задания и упражнения, иллюстрирующие основные технические применения изученных законов и способствующие формированию умений применять полученные теоретические знания.

УМЛ

1. Мякишев Г.Я. и др. Физика-10: Механика. /Для углубленного изучения. – М.: Дрофа, 2001.
2. Мякишев Г.Я. и др. Физика-10: Молекулярная физика. Термодинамика./Для углубленного изучения. – М.: Дрофа, 2001.
3. Мякишев Г.Я. и др. Физика-10–11: Электродинамика. /Для углубленного изучения. – М.: Дрофа, 2001.
4. Мякишев Г.Я. и др. Физика-11: Колебания и волны. /Для углубленного изучения. – М.: Дрофа, 2000, 2001.
5. Мякишев Г.Я. и др. Физика-11: Оптика. Квантовая физика. /Для углубленного изучения. – М.: Дрофа, 2000, 2001.

Программа начинается с повторительно-обобщающего курса механики, в котором рассматриваются также динамика вращающегося твердого тела, закон сохранения момента импульса, законы Кеплера, более подробно изучается реактивное движение. В курс 10-го класса включены разделы «Основы МКТ и термодинамики» и «Электродинамика» (электростатика, законы постоянного тока, магнитное поле, электромагнитная индукция и электрический ток в различных средах). Курс 11-го класса включает в себя два раздела: «Колебания и волны» (электромагнитные колебания и физические основы электротехники, электромагнитные волны и физические основы радиотехники, световые волны и оптические приборы, а также элементы теории относительностии) и «Квантовая физика» (световые кванты, физика атома, физика атомного ядра, элементарные частицы). Предусматривается проведение большого числа лабораторных работ, а также практикум по 24 ч в год.

Сетка часов: по 6 ч в неделю в каждом классе (всего 204 ч в год).

УМЛ

1. Физика-10./Для углубленного изучения. Под. ред. Пинского А.А. – М.: Просвещение, в печати.
2. Физика-11./Для углубленного изучения. Под. ред. Пинско-го А.А. – М.: Просвещение, в печати.

  1. Сборник задач по физике-9–11/Для углубленного изучения. Под ред. Козела С.М. – М.: Просвещение, 1999.

  2. Сборник задач по физике-10–11./Под ред. Козела С.М. Для углубленного изучения. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Козел С.М. и др. Физика. Сборник задач и заданий с ответами-10–11./Для углубленного изучения. – М.: Мнемозина, в печати.

гуманитарный профиль

Основные цели и задачи курса: изучение основных физических явлений и идей, формирование фундаментальных понятий; воспитание интереса к миру физических явлений в природе и технике; развитие познавательных способностей учащихся; формирование современного научного мировоззрения; подготовка учащихся к жизни и работе в народном хозяйстве.

Акцент сделан на вопросах, имеющие образовательное и мировоззренческое значение. Рассматривается развитие физической картины мира: от механической к электродинамической и квантово-статистической. В центре внимания – физические идеи, составляющие неотъемлемую часть человеческой культуры.

Изучаемые темы: в 10-м кл. – механическая картина мира (32 ч), электромагнитная картина мира (34 ч); в 11-м кл. – релятивистская картина мира (20 ч), квантово-статистическая картина мира (46 ч).

Сетка часов: по 2 ч в неделю в каждом классе (всего 68 ч в год).

УМЛ

1. Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика-10–11./Для классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 1999–2001.
2. Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика-10–11./Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

Учебно-методическая литература, не включенная в перечень учебных изданий для учреждений общего среднего образования на 2002/03 уч.г., но прошедшая экспертизу в Федеральном

экспертном совете и разрешенная к использованию в школах

физика

В курсе для основной и старшей школы осуществлена интеграция физического и астрономического образования и обеспечена полная преемственность с курсами «Естествознание». С учетом этого сформирован учебный материал, а также разработан методический аппарат (запланированы наблюдения, эксперименты, самостоятельные работы и т.д.). Материал сгруппирован по фундаментальным физическим теориям с включением вопросов астрономии.

Предусматривается ознакомление с основами физики и применением физических законов в практической деятельности, формирование умений делать обобщения, формулировать теоретические выводы.

Сетка часов: 7–9-й кл. – по 2 ч в неделю (по 68 ч в год), 10–11-й кл. – по 3 ч в неделю (по 102 ч в год).

УМЛ

1. Фадеева А.А. Физика-7. – М.: Просвещение, 2000.
2. Фадеева А.А., Засов А.В. Физика-7–8–9. /Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

Изучаемые темы: в 7-м кл. – введение (методологического характера), явления макромира, движение и взаимодействие, звуковые явления, световые явления; в 8-м кл. – первоначальные сведения о строении вещества, тепловые явления, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитные явления; в 9-м кл. – законы механики, механические колебания и волны, электромагнитные явления, электромагнитные колебания и волны, элементы квантовой физики, вопросы астрономии.

В рамках уровневой дифференциации выделен материал первого и второго уровней.

Сетка часов: 7–9-й кл. – по 2 ч в неделю (по 68 ч в год).

УМЛ

Пурышева Н.С. и др. Физика-7. – М.: Дрофа, 2001.

Значительное внимание уделяется формированию научного метода познания явлений природы. Метод научного познания выступает в данном курсе основой интеграции знаний. Предпочтение отдается экспериментальному подходу к исследованию и изучению рассматриваемых явлений, при этом акцент делается на деятельностный характер обучения школьников.

Изучаемые темы: в 7-м классе – основы кинематики, основы динамики, законы сохранения, элементы статики и простые механизмы, а также элементы гидро- и аэростатики; в 8-м классе – основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики, электродинамика (строение атома и постоянный электрический ток); в 9-м классе – продолжение электродинамики (электростатическое и постоянное магнитные поля, электромагнитная индукция, электромагнитное поле и электромагнитные волны), а также колебания и волны.

Сетка часов: 7–9-й кл. — по 2 ч в неделю с обязательными домашними заданиями или по 3 ч в неделю без таковых.

УМЛ

1. Степанова Г.Н. Физика-7. —М.: Валери СПД, 2000.
2. Степанова Г.Н. Физика-8. —М.: Валери СПД, 2001.
3. Степанова Г.Н. Физика-9. —М.: Валери СПД, 2001.

Предусматривается изучение в 7–9-м классах основных физических явлений: световых, звуковых, тепловых, механических, электрических, а также более глубокое изучение вопросов механики и электричества. Для пробуждения интереса учащихся к физике в 7-м классе курс ограничен лишь предварительными сведениями о свете, звуке, тепле, строении вещества и о наиболее значимых понятиях и терминах.

УМЛ

1. Шахмаев Н.М. и др. Физика-7. – М.: Просвещение, в печати.
2. Шахмаев Н.М. и др. Физика-8 . – М.: Просвещение, в печати.
3. Шахмаев Н.М. и др. Физика-9. – М.: Просвещение, в печати.

Дополнительная литература

1. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. //Вкладыш по экологии. 7-й кл. – М.: Просвещение, 1997–2000.
2.  Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. //Вкладыш по экологии. 8-й кл. – М.: Просвещение, 1998–2000.
3. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. //Вкладыш по экологии. 9-й кл. – М.: Просвещение, 1999–2000.

астрономия

Программа обновленного курса. Большое внимание уделяется сведениям о природе различных астрономических объектов, а также методам их исследования, включая новейшие достижения науки. Дается представление об основных астрономических явлениях и их природе. Предусмотрены задачи и контрольные вопросы, способствующие более глубокому усвоению изучаемого материала. Изучение курса предполагает освоение учащимися элементарных знаний астрономии и в то же время предусматривает возможность их углубления с учетом способностей учащихся.

Сетка часов: 1 ч в неделю (34 ч в год).

УМЛ

1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия-11. – М.: Дрофа, 1999, 2000.
2. Страут Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней школы. – М.: Владос, 2000.

Программа позволяет усилить аспект гуманитаризации курса за счет применения исторического подхода к изучению жизни и трудов выдающихся астрономов, исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов; получения фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.

Отличительной особенностью является широкое использование практических работ учащихся, которые призваны научить школьников применять на практике различные астрономические методы; овладеть элементами проведения научно-исследовательской работы; соотносить результаты практической деятельности с теорией и использовать на практике межпредметные связи.

Сетка часов: 1 ч в неделю (34 ч в год); в классах с углубленным изучением предмета – 2 ч в неделю (68 ч в год).

УМЛ

Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия. – М.: Просвещение, 1997.

Основные разделы: строение Солнечной системы, физическая природа тел Солнечной системы, Солнце и звезды, строение и эволюция Вселенной. Методы и инструменты не выделяются в отдельную тему курса, а понятие о них дается по ходу рассмотрения конкретных проблем.

Число параграфов в учебнике соответствует числу уроков, подзаголовки параграфов образуют в совокупности план каждого урока. В учебник включены типовые задачи, вопросы и задания для самопроверки, задания, связанные с проведением наблюдений и написанием рефератов.

Сетка часов: 1 ч в неделю (34 ч в год).

УМЛ

Левитан Е.П. Астрономия-11. – М.: Просвещение, 1998–2001.

Приводимый перечень учебных изданий на 2002/03 уч.г. (комплекты 1–5 для основной школы и 1–6 – для старшей) утвержден приказом № 4229 от 25.12.2001 по Минобразования за подписью министра В.М.Филиппова «в целях сохранения единого образовательного пространства, реализации преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования в образовательных учреждениях и обеспечения обучающихся в государственных, муниципальных и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях РФ учебными изданиями».

Примечание. Для всех программ по астрономии рекомендуется использовать «Школьный астрономический календарь»./Ежегодник. Сост. Шевченко М.Ю. – М.: Дрофа, 2001.

.TopList