Е.Г. Прохорова,
Верхнеачакская средняя школа, Чувашия
Механика–наука о
движении
Урок-КВН
9-й класс. Базовый курс
Такой урок я провожу после
изучения тем «Кинематика» и «Динамика», в 3-й
четверти, в рамках «Недели физики». Если бывает
возможность, занимаем два урока, число конкурсов
изменяю по необходимости. Во время обдумывания
вопросов включаю бодрую музыку, не отвлекающую
внимание, время измеряю с помощью песочных часов.
На доске плакат со словами
«Физика! Какая емкость слова! Физика – для нас не
просто звук! Физика – опора и основа всех без
исключения наук». Класс заранее делится на две
команды, готовит их названия, эмблемы, девизы,
домашнее задание. Жюри строго следит, чтобы они
соответствовали тематике и были занимательными.
Привожу лишь конкурсы.
- Разминка команд (по 3 вопроса
взаимно).
- Напиши термины (по одному
ученику от команды выходят к доске и на ее
крыльях в течение 1 мин пишут слова, связанные с
механикой, – кто больше).
- Назови по графику вид движения
или опиши, как двигалось тело.
- Реши задачу на рисунке
(команды получают одинаковые карточки с
рисунками и «наперегонки» решают задачи).
- Поездка в автобусе (по два
человека от команды, встав спиной друг к другу и
боком к классу, показывают с помощью кукол, что
происходит с пассажирами в случаях, которые
объявляет учитель: автобус резко тронулся; едет
равномерно; резко повернул вправо; резко
затормозил; резко повернул влево; едет
равномерно; взлетает с ускорением 3g вверх; не
набрал 1-ю космическую скорость и падает на землю;
падает и касается земли колесами; едет дальше, но
вдруг – на пути ребенок).
- Законы Ньютона (команды
«наперегонки» называют закон Ньютона – 1-й, 2-й
или 3-й, – который работает в примерах, приводимых
учителем*:
- тело покоится на столе;
- раскрытый парашют равномерно
движется вертикально вниз;
- автомобиль трогается с места;
- шайба летит после удара
клюшкой (Fтр = 0);
- маятник колеблется;
- бильярдные шары сталкиваются;
- камень падает на землю;
- самолет летит равномерно по
прямой;
- автомобиль тормозит;
- автомобили сталкиваются).
- В невесомости (команды быстро
отвечают (да или нет) на вопросы учителя,
касающиеся ситуаций в состоянии невесомости):
- Пишет ли перьевая ручка?
Можно ли пользоваться
барометром-анероидом?
Испытает ли боль
космонавт, стукнувшись в корабле об острый
предмет?
Можно ли пользоваться
пружинными весами? измерить массу на рычажных
весах? пользоваться песочными часами?
маятниковыми часами? наручными механическими
часами? электронными часами?
Существует ли в
невесомости архимедова сила?
- Будет ли из чайника вытекать
вода?
- Будет ли выполняться закон
сообщающихся сосудов?
- Будет ли по форме отличаться
свободная капля жидкости от обычной? Как именно?
- Обложка (на обложке учебника
«Физика-9» Н.М.Шахмаева и др. изображены
Ломоносов и Ньютон, Паскаль и Торричелли. Могли
ли они встретиться при жизни? (Ответ. Ньютон и
Ломоносов – да. Паскаль и Торричелли – да.)
- Подбери формулу к рисунку
(дается по четыре рисунка каждой команде).
- Убери лишнее (на столе два
одинаковых набора предметов: 1) динамометр;
2) линейка; 3) шарик; 4) термометр; 5) часы;
6) мензурка; 7) метроном; 8) спиртовка;
9) брусок; 10) блок; 11) рычаг. Выходят по
одному человеку от команды и отбирают предметы,
имеющие какой-либо общий «физический» признак.
Например, предметы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11 – применяются в
механике; предметы 1, 2, 4, 5, 6, 7 – измерительные
приборы).
- Начерти траекторию
(представители команд по очереди выходят к доске
и чертят траекторию, задаваемую учителем:
- движения иглы проигрывателя: а) относительно
пластинки; б) относительно корпуса;
- движения края лопасти винта
вертолета при взлете: а) относительно
Земли; б) относительно вертолета;
- движения ручки учителя, когда
он доволен ответом ученика.
- Физика и другие науки (обе
команды делают небольшие сообщения,
подготовленные дома, о связи физики с другими
науками: химией, математикой, биологией, музыкой,
географией, историей, языками).
- Формулы (по одному человеку от
команды выходят к доске и на ее крыльях в течение
1–1,5 мин пишут как можно больше формул из
механики).
- Справочник (пользуясь
справочником А.С.Еноховича (Краткий
справочник по физике. – М.: Высшая школа, 1976),
быстро найти ответы на вопросы).
- В каком году впервые была
определена гравитационная постоянная? (Ответ.
В 1798 г.)
- Какова начальная скорость
пули при выстреле из пистолета Макарова? (Ответ.
318 м/с.)
- Какова скорость движения
африканского страуса? автомобиля «Нива»? (Ответ.
80 км/ч; до 132 км/ч.)
- Каково ускорение свободного
падения в Париже? (Ответ. g = 980,943 см/с2.)
- Реши устно
- Какие басни Крылова связаны с
физикой? (Ответ. «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона
и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Белка»,
«Обоз», «Лев и Комар» и др.).
- Какие пословицы, связанные с
физикой, можете назвать? (Ответ. «Как
аукнется, так и откликнется» (3-й закон Ньютона),
«Пеший конному не товарищ» (скорость), «Плетью
обуха не перешибешь» (импульс) и т.д.).
- Чему равно перемещение Земли
за год относительно Солнца? (Ответ. 0.)
- В какой точке на земном шаре g
имеет максимальное значение? (Ответ. На
полюсах.)
- Реши письменно
Поезд длиной l = 300 м
движется по горизонтальному мосту равномерно со
скоростью v = = 36 км/ч. За какое время (в
минутах) поезд пройдет мост, если длина моста L
= 600 м? (Ответ. Полное время
прохождения моста )
- Нарисуй картинку (шуточную,
связанную с физикой, например):
- Эксперимент (команды набирают
у учителя необходимые приборы и показывают опыт.
Например, определяют жесткость k пружины,
демонстрируют невесомость при падении
динамометра с грузом и т.д.).
- Пантомима (команды «играют»
какое-нибудь физическое явление, например, две
группы тянут друг друга в разные стороны и
остаются в покое, а команда соперников должна
отгадать, что это).
- Физические явления (глядя на
цветные вкладки из книги Л.А.Горева (Занимательные
опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985), указать, с
каким физическим явлением они связаны).
- Физические Куплеты
(сочиняются по ходу всего урока).
Учи науку физику,
Она тебе нужна,
Когда сидишь за партой –
Реакция важна.
*[В любой ИСО и в каждом
приводимом примере «работают» все три закона
Ньютона одновременно. – Ред.]