М.С. Грабиленков,
МИРОС, г. Москва

В каком обновлении нуждается
школьный курс физики

В последние месяцы под лозунгом перехода к 12-летней школе началось обсуждение вопроса обновления содержания общего среднего образования. Профессиональное сообщество, как и общество в целом, реагирует вяло, зато административное рвение в этой сфере достойно лучшего применения.

Необходимость обновления содержания и педагогических технологий школьного курса физики не вызывает сомнений и безотносительно к переходу на двенадцатилетку в связи с большим количеством накопившихся проблем. Это и низкий престиж школьной физики, а отсюда неудовлетворительное качество знаний у значительной части учащихся. Это и нарушение нормального процесса формирования понятий, привыкания к ним из-за включения большого объема сложной научной информации, изучаемой в весьма сжатые сроки. Излагаемый в курсе материал слабо связан с повседневным опытом и познавательными интересами. В учебниках физики преобладает традиционный информационно-объяснительный подход. Несмотря на перегруженность курса информацией многие действительно великие открытия и идеи не нашли в нем достойного отражения, что приводит к фрагментарности и эклектичности, препятствует формированию целостной научной картины мира, не раскрываются пути физического познания. Большая часть предлагаемых задач абстрактны, схематичны, далеки от жизненного опыта учащихся.

В 80-х гг. мы гордились лучшим в мире массовым физическим образованием. Наши школьники побеждали на международных олимпиадах. Подготовленные у нас высококлассные специалисты высоко ценятся и работают сейчас чуть ли не во всех странах мира, проводя серьезные научные исследования. Но давайте вдумаемся, какой ценой это достигалось и достигается.

Содержание курса и решаемые на уроках многочисленные задачи ориентированы прежде всего на отработку понятий и навыков, необходимых для сдачи приемных экзаменов в вузы технического и физико-математического профиля, на продолжение обучения в этих вузах. Но ведь таковых учащихся уж никак не более 20 %. А для остальных 80 % школьников изучение физики превращается в изнурительное, лишенное смысла и сопровождаемое отрицательными эмоциями натаскивание. В результате прививается стойкое отвращение к физике, а часто и к точным наукам вообще. Люди отвращаются от чтения научно-популярной литературы по естественным наукам. А мы удивляемся распространению астрологической чепухи и бредовых россказней о летающих тарелках. А главное – такое «изучение» создает чудовищную перегрузку учащихся, и ее не устранить, даже если растянуть срок обучения не до 12, а до 15 лет.

Одно и то же лекарство не может применяться для лечения всех болезней. Точно так же один и тот же методический подход нельзя применять ко всему разнообразию типов учащихся. А между тем мы настолько привыкли к инженерной направленности курса физики, что неосознанно закладываем ее во все учебники. Среди специалистов существует своего рода религиозная вера, что хороший учебник физики для средней школы должен быть чем-то средним между учебниками Кикоина и Перышкина, и ничем иным. Над нами довлеет впитанная со школьных лет идея изложения физики именно как основ соответствующей науки, а не как неотъемлемой части культуры. Возьмите, к примеру, учебники, изданные в последнее время для учащихся-гуманитариев. Недавно в разговоре одна умная, широко образованная женщина, филолог по специальности, сказала мне: «Вот Вы красиво говорите о картине мира, а я посмотрела школьные учебники физики для гуманитариев и никакой картины мира там не нашла». Возразить я не мог.

Если мы действительно исходим из необходимости создать благоприятные условия для проживания школьного периода жизни каждым ребенком, обеспечить возможность максимального раскрытия заложенного в нем потенциала, то содержание образование должно учитывать психологические и возрастные особенности. Изучение физики должно восприниматься всеми школьниками как жизненно значимое и интересное.

Я ни в коем случае не отрицаю необходимости совершенствования работы с учащимися, проявляющими интерес к естественным наукам и технике. Напротив, это направление работы – одинн из залогов будущего расцвета России. Не случайно московская городская программа «Столичное образование-2» поставила задачу сохранить и упрочить национальное достояние страны – математический, естественнонаучный и технологический компоненты среднего образования, на которых базировался приоритет российской и советской науки и которые должны стать основой процветания России третьего тысячелетия. Это необходимое условие для страны, имеющей рынок труда с высокой динамикой и ориентированный на наукоемкие и культуроемкие технологии.

Развивая олимпиадное движение, следует искать и другие формы выявления и развития одаренных детей. Необходимо повысить государственное и общественное внимание к работе с ними, расширить число школ и классов соответствующих профилей. Это число, кстати, в последние годы существенно сократилось из-за ложно понятого принципа гуманитаризации образования. Но этот вопрос требует особого рассмотрения.

Первым направлением обновления содержания образования должно быть углубление его вариативности. Прежде всего необходимо четко ответить на вопрос о том, что же из школьного обучения физике важно для тех 80 % учащихся, которые не станут инженерами, естествоиспытателями или физиками, зачем нужно изучать физику будущему поэту или юристу, парикмахеру или домохозяйке. По моему мнению, изучение физики как неотъемлемой части человеческой культуры необходимо для всех групп детей по следующим причинам.

Изучение физики создает основу для формирования физической картины мира, являющейся основой его естественнонаучной картины. На сегодняшний день человечество не располагает более достоверным знанием. В этой связи в школьном курсе физики главное внимание должно уделяться ведущим идеям, а не второстепенным фактам. Представление о физической картине мира должно приобрести завершенный характер, поэтому в школьном курсе физики должны найти отражение на уровне хорошей популяризации великие достижения и открытия физики и астрономии ХХ в. Можно достигнуть значительной разгрузки, если четко разделить уровни усвоения учебного материала. Значительную часть его можно дать на уровне общих представлений (ведь бо1льшая часть нашего интеллектуального багажа относится именно к этому уровню). Другая часть требует более глубокого понимания материала, осознания связей его с другими понятиями и идеями. И, наконец, сравнительно небольшая часть доводится до уровня знаний, умений и навыков. Раскрывая ведущие идеи физики в их развитии, мы имеем прекрасную возможность на ярких примерах дать представление о научном методе и элементах теории познания. При таком подходе увеличится и тот вклад, который изучение физики вносит в общее и интеллектуальное развитие учащихся. Ведь в ходе изучения физики формируется логическое и модельное мышление, развиваются способности наблюдения, сравнения, анализа.

В последние годы немало говорилось о необходимости экологического воспитания учащихся, как, впрочем, и о других видах воспитания. К сожалению, практические предложения в сфере воспитания сводились обычно к введению отдельных учебных курсов – экологии, граждановедения и т.п. Это просто поразительный факт, но мы никак не научимся делать выводы из своего прошлого. В школах дореволюционной России изучался закон божий. Как относились к этому школьники, можно прочитать хотя бы у Льва Кассиля. Революция 1917 г. показала полный крах воспитания на идеалах самодержавия и православия. События начала 90-х гг. показали полный провал воспитания в духе коммунизма. А ведь всевозможных учебных курсов было предостаточно. Пора бы понять, что воспитание – процесс очень тонкий и специальные курсы здесь ничего, кроме вреда, не приносят. К месту и вовремя рассказанный эпизод из жизни великого ученого может больше дать для воспитания, чем целый учебник граждановедения.

Школьный курс физики дает не меньше возможностей для воспитания, чем любой другой. Другое дело, что эти возможности пока практически не используются. В учебниках практически отсутствует история науки в личностях ее творцов, как отечественных, так и зарубежных, не используются возможности воспитания учащихся на примерах их жизни и деятельности. Точно так же школьный курс физики должен использовать большие возможности экологического воспитания на основе конкретных знаний о природе. В нашем техногенном мире появилось много новых потенциальных источников опасности, требующих определенных научных знаний. И школьный курс физики должен внести свой вклад в формирование навыков адекватного поведения в окружающей среде. Нельзя забывать и о формировании представлений, необходимых для понимания основ техники, технологии и устройств бытового окружения.

Чтобы решить все эти проблемы, необходимо поставить задачу подготовки учебников и учебных комплексов для всех основных психологических типов учащихся и формирующихся в соответствии с ними педагогических систем. При этом надо иметь в виду, что мировой тенденцией развития образования становится идея непрерывного образования. Никому не дано определить, спрогнозировать ту сумму знаний, которая необходима сегодняшнему школьнику в его будущей жизнедеятельности. Поэтому важнейшей задачей становится содействие формированию личности, способной ориентироваться в потоке новой информации.

Второе направление – обновление материально-технической базы школьного курса физики. Все понимают, что физика должна преподаваться как наука экспериментальная. Однако положение с обеспечением школ оборудованием для физических кабинетов можно считать катастрофическим. Пока не будет решена проблема обеспечения кабинетов физики современным учебным оборудованием, все разговоры о деятельностном подходе будут пустой болтовней. Большие возможности для разгрузки учащихся создает визуализация информации. Можно долго и безрезультатно утомлять внимание учащихся рассказом о каком-либо красивом физическом явлении, а можно показать небольшой эффектный учебный фильм, который навсегда останется в памяти. Необходимо возрождение школьной индустрии. Это может, кстати, стимулировать и развитие других отраслей промышленности, дать толчок развитию высокотехнологичных отраслей ВПК. Использование современных разработок в этой области может составить и заметную статью экспорта.

Третье направление – вооружение учителя педагогическими технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Отсюда следует необходимость реформы высшего педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических кадров. Необходима также переориентация методических служб с функций контролирующих, оценивающих и карающих органов на оказание собственно методической и консультативной помощи. (Я не касаюсь здесь вопросов положения учителей, престижа учительской профессии. Нищий учитель – позор для страны. Но это тема особого разговора.). Одной из функций методических служб должно быть, в частности, информирование учителей (на основе серьезного анализа) об имеющейся учебно-методической литературе. Сейчас учитель не в состоянии сделать разумный выбор из числа имеющихся учебников еще и потому, что у него не хватает ни времени, ни сил, чтобы с ними ознакомиться. Использование информационных технологий дает в руки мощнейшие инструменты поиска и обработки информации, и это не может не отразиться на содержании образования и методах.

Вышеперечисленные задачи указывают на необходимость серьезнейшей проработки вопросов школьной реформы, их широкого обсуждения и экспериментальной проверки. Необходимо объединение людей, идей, структур и ресурсов вокруг этой работы. Необходимо учесть все выявленные проблемы и ошибки, допущенные в ходе предшествующей работы. И, наконец, цели реформы образования должны быть согласованы с программой экономического и социального развития страны. Форсирование этой реформы из разного рода конъюнктурных соображений преступно. Ибо ошибки в этой сфере слишком дорого обходятся обществу.

Вместе с тем, есть и благоприятные возможности. В последние годы большим числом экспериментальных школ, творческих коллективов и творческих учителей создано значительное число невостребованных разработок. Правильно распорядиться имеющимся богатством – актуальная задача.

Вопросы обновления содержания образования сейчас актуальны во всем мире. Очень интересно в этой связи выступление премьер-министра Великобритании Тони Блэра на Всемирном экономическом форуме в Давосе. (Пусть не посетует читатель за длинные выписки – они чрезвычайно интересны для всех, кто думает о реформе российского образования. Цитируем по «Независимой газете» от 3 февраля 2000 г.). Показательно даже название доклада Блэра: «Новая экономика требует новой системы образования». Тони Блэр подчеркнул, что «…нефть перестала быть самым важным сырьем для мировой экономики. Сейчас такое сырье – это информация… В США эффект этого настолько велик, что улучшил все макроэкономические показатели. Дигитальный сектор американской экономики все еще составляет до 8 % ВНП, но он дал стране 35 % всего экономического прироста за последние годы. …в экономике, где доминируют информация и знания, образование – ключ ко всему, и не только в школе и университете, но всю жизнь. Мы в Британии удлинили сроки детсадовского воспитания, переориентировали начальную школу и сейчас создаем всеобъемлющую систему среднего образования в сторону большего разнообразия, выбора и постоянного повышения стандартов. Все стадии обучения, включая переподготовку учителей, подвергнуты суровой инспекции, и результаты ее становятся известны публике. Но нужно сделать намного, намного больше. …Старая левая идея равенства в смысле одинакового дохода заменена идеей одинаковой ценности каждой личности. У каждого есть свой потенциал, наша общая задача – развивать его».

Поучительно, не правда ли?

TopList