КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ |
1 (I). При нагревании
стального шарика его объем увеличивается. Почему
это происходит?
2 (I). Почему вещества, например: вода, сталь,
древесина, кажутся нам сплошными?
3 (I). На что указывает огромное число
молекул, содержащихся в 1 см3 воздуха? [Это
число называется числом Лошмидта L = 2,7 • 1019.
– Ред.]
4 (I). Отличаются ли друг от друга молекулы
одного и того же чистого вещества, например, воды,
кислорода, водорода?
5 (II). Можем ли мы увидеть молекулы простого
вещества в самый сильный оптический микроскоп?
Почему?
6 (II). Какие вы знаете экспериментальные
подтверждения существования молекул?
7 (II). Почему нельзя отличить воду,
полученную из сока, от воды, полученной путем
перегонки морской воды?
8 (III). На
рисунке изображена молекула кислорода. Она
состоит из двух одинаковых атомов.
Можно ли представлять себе эти атомы в виде
маленьких сплошных шариков?
9 (I). В жидкостях диффузия происходит
медленнее, чем в газах. Чем это объясняется?
10 (II). Какие вы знаете экспериментальные
подтверждения движения молекул?
11 (III). Почему стоматологи рекомендуют
чистить зубы пастой, содержащей фтор, в течение
трех-пяти минут?
12 (I). Опыты показывают, что диффузия при
более высокой температуре происходит быстрее.
Что это означает?
13 (II). Соль в горячей и в холодной воде
растворяется с разной скоростью. Верно ли
утверждение, что молекулы горячей и холодной
воды различны? Почему?
14 (I). Почему ртуть обычно хранят в чугунных
сосудах?
15 (I). Почему загрязнение воды нефтью очень
опасно для птиц?
16 (II). Какие вы знаете экспериментальные
подтверждения существования взаимодействия
между молекулами?
17 (III). Как доказать рассуждением, что между
молекулами существует притяжение?
18 (III). Верно ли утверждение, что вода –
смачивающая жидкость? Почему?
19 (I). Какое особенное свойство имеют газы по
сравнению с твердыми телами и жидкостями?
20 (II). Может ли жидкость при определенных
условиях иметь свою форму? Ответ поясните.
21 (II). Каким свойством жидкости пользуются,
когда изготавливают бутылку из расплавленного
стекла?
22 (I). Газ можно сжать так, что его объем
уменьшается в несколько раз. На что это
указывает?
23 (II). Из баллона выпустили треть газа. Каким
стал объем газа в баллоне?
Ответы
1. При нагревании среднее
расстояние между частицами вещества
увеличивается, они отодвигаются друг от друга.
2. Частицы, из которых состоят вещества, так
малы, что мы не можем их различить.
3. На очень малые размеры самих молекул.
4. Не отличаются. Каждое чистое вещество
состоит из одинаковых молекул, присущих только
ему. [Конечно, не для учащихся 7-го класса отметим,
что у сложных молекул при одинаковом составе
существуют транс- и цис-изомеры. – Ред.]
5. Нет. Сильный оптический прибор дает
предельное увеличение до 2000 раз.
6. Растекание капли масла по поверхности воды
на определенную площадь. Фотографии, полученные
с помощью электронных микроскопов.
Существование броуновского движения, диффузия.
7. Молекулы воды одинаковы, никакое другое
чистое вещество не состоит из таких же молекул.
8. Нет. Атом не представляет собой сплошное
вещество, т.к. состоит из более мелких частиц,
между которыми имеются промежутки.
9. Среднее расстояние между молекулами в
жидкостях значительно меньше, чем в газах.
10. Распространение запаха пахучего вещества
(например эфира) по всей комнате. Перемешивание
водного раствора медного купороса и чистой воды.
Взаимное проникновение друг в друга золота и
свинца.
11. За это время молекулы фтора успеют
продиффундировать между молекулами эмали зубов.
12. Это означает, что скорость движения молекул
и температура тела связаны между собой.
13. Нет, горячая вода состоит из таких же
молекул, как и холодная. Разница в том, что
молекулы горячей воды в среднем движутся
быстрее, чем молекулы холодной.
14. Ртуть не смачивает чугун.
15. Нефть смачивает перья птиц, проникает в слой
пуха, вытесняя воздушную прослойку, и птица может
утонуть.
16. Смачивание и несмачивание твердого тела
жидкостью. Слипание двух кусков свинца, очень
плотно прижатых друг к другу свежими срезами.
17. Если бы между молекулами не было притяжения,
то вещество в природе находилось бы только в
газообразном состоянии.
18. Нельзя однозначно утверждать, что вода –
смачивающая жидкость. Она смачивает некоторые
вещества (стекло, древесину, кожу) и не смачивает
другие (воск, парафин, жирные поверхности).
19. Они занимают полностью весь
предоставленный им объем.
20. Да, может. Например, маленькие капельки
жидкости
имеют форму шара, их можно увидеть при выпадении
росы.
21. Свойством жидкости легко изменять свою
форму.
22. На то, что расстояние между молекулами в
газах много больше размеров самих молекул.
23. Объем газа (в баллоне) не изменился, т.к. газ
занимает полностью весь объем.
1 (I). По какой траектории
движется молекула газа?
2 (II). Отно-сительно
каких тел находятся в покое и относительно каких
тел движутся водитель автомобиля и дерево? Ответ
обоснуйте.
3 (I). Какое движение совершают конькобежец,
участвующий в соревнованиях, и поезд, проходящий
путь от одной станции до другой?
4 (II). Почему
движение тележки с капельницей является
неравномерным движением?
5 (III). За некоторый промежуток времени
молекула газа испытала два соударения. Как
двигалась молекула между соударениями?
6 (I). Почему на рисунках скорость тела
изображают стрелками?
7 (II). Зависит ли числовое значение скорости
от выбранной единицы измерения? Ответ обоснуйте.
8 (I). Когда скорость тела может изменяться?
9 (I). Почему очень опасно переходить дорогу
перед движущимся транспортом?
10 (III). От чего зависит длина тормозного пути
автомобиля?
11 (III). Каково назначение ремня безопасности
в салоне автомобиля?
12 (I). Чем можно объяснить, что скорости пули
и ружья при отдаче значительно различаются?
13 (I). Как уравновесить учебные весы перед
взвешиванием?
14 (II). Как производится взвешивание сыпучих
веществ (муки, сахарного песка, крупы)?
15 (III). Можно ли определить при помощи
учебных весов массу одной капли воды из
водопроводного крана? Ответ поясните.
16 (III). Можно ли для определения массы
сыпучих веществ вместо учебных весов
использовать мензурку? Ответ поясните.
17 (I). Тела из разных веществ при одинаковых
объемах имеют разные массы. Чем объяснить это
различие?
18 (I). Что показывает плотность?
19 (II). На мельницу отвезли пшеницу в двух
мешках, а полученная мука и отруби в них не
уместились. Почему?
20 (II). Как объяснить, что плотность кипящей
воды (960 кг/м3) меньше плотности воды при
комнатной температуре (1000 кг/м3)?
21 (III). Могут
ли массы этих кубиков быть равными? В каком
случае?
22 (I). Что является причиной изменения
скорости движения тела?
23 (I). Почему человек, подпрыгнув, опускается
на землю?
24 (II). Чем объяснить приливы и отливы?
25 (I). Про какое тело говорят, что оно тяжелое?
Почему?
26 (I). Почему не падает снег, лежащий на крыше,
а находится в покое, хотя на него действует сила
тяжести?
27 (I). Какие силы действуют на пилу при
распиливании доски?
28 (I). Почему останавливается велосипед,
когда велосипедист прекращает вращать педали?
29 (I). Как нужно двигать динамометр при
измерении силы трения скольжения между бруском и
линейкой?
30 (II). Чем объясняется малое трение при
скольжении по льду на коньках?
31 (III). Каково назначение шипов на шинах
автомобилей?
32 (I). Для чего поверхность шин автомобиля
делают с ребристыми выступами?
33 (I). Почему зимой дорогу посыпают песком,
очищают ото льда?
Ответы
1. По ломаной линии.
2. Водитель автомобиля в покое относительно
автомобиля, но движется относительно земли,
деревьев, самолета, птицы, пешехода.
Дерево в покое относительно земли и других
деревьев, но движется относительно самолета,
птицы, пешехода, автомобиля, водителя.
3. В обоих случаях движение неравномерное.
4. Расстояния между следами капель, падающих
через одинаковые промежутки времени при
движении тележки, не равны.
5. Равномерно.
6. Скорость, кроме числового значения, имеет и
направление.
7. Зависит. Например: 720 км/ч = 200 м/c.
8. При действии на него другого тела.
9. Машина не может мгновенно остановиться при
торможении.
10. От состояния дороги и от скорости
автомобиля.
11. При резком торможении пассажиры и водитель
будут по инерции продолжать двигаться вперед, а
ремень препятствует значительному перемещению.
12. Их массы существенно различны.
13. На более легкую чашку нужно положить
полоски бумаги, картона и т.д.
14. Сыпучие вещества насыпают в пакеты и кладут
на чашку весов.
15. Можно, если набрать в мензурку большое число
капель.
16. Можно. Такую мензурку называют мерным
стаканом, на нем нанесены шкалы для некоторых
сыпучих веществ.
17. Различные вещества имеют разную плотность.
18. Массу единицы объема вещества.
19. Плотность пшеницы больше, чем плотность
продуктов переработки, из-за наличия промежутков
воздуха между частичками муки.
20. При нагревании воды ее объем увеличивается,
поэтому плотность уменьшается.
21. Могут, если плотность большого кубика во
столько же раз меньше плотности малого, во
сколько раз его объем больше объема малого
кубика.
22. Сила.
23. Из-за притяжения к Земле.
24. Притяжением воды Луной.
25. Про тело большой массы, т.к. сила тяжести
прямо пропорциональна массе тела.
26. Крыша действует на снег с силой,
направленной вверх.
27. Мускульная сила человека, сила
сопротивления доски и сила тяжести.
28. На велосипед действует сила трения.
29. Равномерно, держа динамометр вдоль линейки.
30. Действием смазки: между коньками и льдом
образуется тонкий слой воды.
31. Шины c шипами используют для увеличения
трения с дорогой, особенно в гололедицу.
32. Чтобы увеличить трение.
33. Чтобы увеличить трение.