За последнее время в
преподавании школьной физики многое изменилось.
Физика из основного предмета школьного
образования превратилась во второстепенную
дисциплину, которая практически не влияет на
дальнейшую судьбу выпускника школы, особенно,
если он выбирает такую престижную профессию как
бухгалтер, банковский работник или социолог.
Объем часов, отводимых на изучение физики в школе
сократился за послед-
нее время на 20 %, более чем в три раза уменьшилось
число лабораторных работ и число часов,
отводимых на проведение физического практикума,
сократилось время, отводимое на решение
физических задач.
Романтика управляемого термояда, полетов в космос, фундаментальных физических исследований мало волнует обывателя, обеспокоенного, скорее, заботами дня сегодняшнего, чем мыслями об окружающем мире. Многое, что связано с физикой как наукой, стало для большинства людей в нашей стране чем-то несущественным и даже скучным. Усилиями некоторых средств массовой информации наука о природе, ее фундаментальных свойствах, какой является физика, превратилась не только в область деятельности чудаков, удовлетворяющих свое любопытство за счет государственных средств, но в занятие часто вредное для большинства окружающих людей, или даже реакционное, так как оно сдерживает развитие таких направлений «интеллектуальной» деятельности как астрология, уфология, исследование передачи мыслей на расстояние, полтергейста, изучение торсионных полей и прочих достижений современной лженаучной и псевдонаучной мысли.
В этом процессе отлучения общественности от науки есть вина самих физиков и авторов школьных учебников по физике. Используя обязательность школьных планов и программ для всех без исключения граждан страны, повышая научный уровень изложения учебного материала, мы забыли о необходимости представления учебной информации в увлекательной, доступной для большинства учащихся форме, о необходимости предоставления самим ученикам и учителям возможности выбора учебника и наиболее приемлемой для них методики обучения.
В результате преобразований последних лет была разрушена монополия на создание школьных учебников, и появилось множество новых учебников по физике, новых авторов, среди которых немало школьных учителей. К числу таких книг относятся учебники по физике учителя физики московской школы С.В.Громова. В настоящее время издательством «Просвещение» издан комплект учебников для основной школы С.В.Громова и Н.А.Родиной, а также для средней школы, где автором является С.В.Громов.
Учебники написаны в соответствии с требованиями стандарта по физике для основной и средней школы и количеством учебного времени, отводимого на изучение физики в основной и средней школе общеобразовательного профиля.
В учебнике для 7-го класса содержится 5 глав: «Введение», «Движение и взаимодействие тел», «Работа и мощность», «Строение вещества», «Давление твердых тел, жидкостей и газов», материал которых вводит учащихся в мир физики. Во введении даются первоначальные сведения о предмете физики, о ее языке, способах изучения окружающего мира. Подчеркивается, что источником наших знаний о природе являются наблюдения и эксперимент. Учебники 8-го и 9-го классов знакомят учащихся с миром физических явлений. В 8-м классе изучаются механические и тепловые явления, в 9-м – электрические, электромагнитные, оптические, гравитационные явления. Каждый учебник содержит задачи и упражнения, описания лабораторных работ по физике, что позволяет учащимся выполнять необходимый объем самостоятельной работы. Всего за три года обучения физике в основной школе предлагается выполнить 24 лабораторные работы: 8 работ в 7-м классе, 6 – в 8-м, 10 – в 9-м классе. После каждого параграфа имеются контрольные вопросы для учащихся. В конце каждой главы для проверки усвоенного материала учащимся предлагается разгадать кроссворд. Учебники хорошо иллюстрированы, снабжены необходимым числом справочных материалов, написаны литературным, доступным для учащихся языком.
Что же изменилось в учебнике по сравнению с прежним вариантом прославленного учебника А.В.Перышкина и Н.А.Родиной? Прежде всего изменилась последовательность изучения учебного материала. Изучение физических явлений в 7-м классе учебника С.В.Громова и Н.А.Родиной начинается с механического движения, а не с изучения первоначальных сведений о строении вещества, как это было раньше. На примере рассмотрения простейших механических явлений, хорошо известных всем с детских лет, изучаются особенности научного описания природных процессов. Учащиеся знакомятся с такими явлениями, как механическое движение, инерция, взаимодействие тел, инертность тел, трение. Для описания наблюдаемых особенностей механического движения и взаимодействия вводятся ряд физических величин и физических понятий: тело отсчета, материальная точка, траектория, путь, скорость, масса, плотность, сила, вес тела, работа, мощность, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов. Но что же здесь особенного, – спросит читатель, – не есть ли это возврат к хорошо известной методике изложения элементарной физики прошлых лет, использованной в свое время и самим А.В.Перышкиным в его «Физике» для шестого класса и С.Э.Хайкиным в известном учебнике физики под редакцией академика Г.С.Ландсберга? И да и нет. В изложении С.В.Громова традиционные вопросы приобрели те оттенки, которые обеспечивают свежесть восприятия и пробуждают любознательность читателя. Этот эффект достигается автором как использованием проблемного стиля изложения учебного материала, так и обращением к историческим фактам, биографическим сведениям, литературным текстам, позволяющим значительно оживить текст учебника, создать атмосферу соучастия в поисках столь желанной истины. В качестве примера можно привести описание явления инерции, приведенном в седьмом параграфе учебника для 7-го класса. Начало параграфа начинается с парадоксального утверждения: «Предположим, что вы стоите перед домом. Можете ли вы «заставить» его двигаться? Думаете, что нет? Тогда вы ошибаетесь. Для того, чтобы привести здание в движение, достаточно пойти самому». Затем, рассмотрев условия, при которых изменяется скорость движения тела, при которых сохраняется покой или постоянная скорость движения тела, через рассуждения и анализ результатов наблюдений, обращения к аргументам Аристотеля и Галилея, позиции китайского философа Мо-цзы и высказываниям Александра Македонского, автор подводит ученика к описанию движения по инерции как движению при отсутствии взаимодействия с другими телами. Использованный прием изложения позволяет представить явление движения тела по инерции как весьма нетривиальную проблему, требующую для своего описания нетрадиционного подхода многих талантливых людей. Физика как наука предстает в этом случае результатом деятельности любознательных, умных, увлеченных исследователей, чьи усилия были направлены на бескорыстное познание окружающего мира.
Другая особенность учебников для основной школы – усиление внимания к изучению физических методов исследования природы. В обязательном минимуме содержания основного общего образования по физике имеется специальный раздел под названием «Физические методы изучения природы». В своих учебниках авторы успешно решают одну из основных учебных задач курса: освоение учащимися экспериментального метода научного познания, что нашло отражение в вводной главе курса, опи-
сании методов измерения различных физических величин, измерительных приборов и описании лабораторных работ, многочисленных применений физических законов.
Наконец, усилена дидактическая поддержка теоретического материала учебника, что нашло отражение в размещении в каждом учебнике большого количества учебных задач по физике. В учебнике 7-го класса их число равно 120, в учебнике 8-го класса приведено 190 задач, в учебнике 9-го класса их число равно 185. Кроме текстов задач и числовых ответов, к ним приведены примеры решения типовых задач для каждого раздела. Благодаря наличию в учебниках около 500 задач и около 1000 вопросов к параграфам значительно облегчается организация самостоятельной учебной деятельности учащихся как во время урока, так и во внеурочной работе.
Физика для средней школы представлена тремя учебниками С.В.Громова по механике, основам теории относительности и классической электродинамики, молекулярной и квантовой физики. Учебники рассчитаны на изучение физики в классах общеобразовательного профиля, соответствуют обязательному минимуму содержания по физике для средней школы. Как и учебники для основной школы каждый из них имеет солидную дидактическую поддержку в виде набора задач по темам разделов учебника и описаний лабораторных работ. В учебнике по механике представлено 194 задачи и варианты контрольных работ по каждому разделу, описания четырех лабораторных работ по механике; учебник по основам теории относительности и классической электродинамике содержит 314 задач и описания шести лабораторных работ; учебник по молекулярной и квантовой физике содержит 212 задач и описание трех лабораторных работ. В конце каждого параграфа приведены контрольные вопросы.
Как и учебники для основной школы, учебники С.В.Громова для средней школы хорошо иллюстрированы, написаны живым литературным языком, содержат множество фактов из истории физики, данных биографического характера; сведений, характеризующих особенности исторической эпохи и культурной жизни участников повествования. Все это значительно оживляет страницы учебника, заставляет читателя с интересом и увлечением следить за развитием событий, связанных с деятельностью великих ученых и с судьбою не менее великих научных идей. Благодаря выбранному стилю изложения физика предстает перед читателем вечно юной, непрерывно обновляющейся областью человеческой деятельности. Итогом усилий многих талантливых исследователей разных времен и народов является величественное здание храма науки, являющегося достоянием всего человечества. Литературность, историчность сочетаются в учебниках С.В.Громова с научностью изложения учебного материала. Показано, что в рамках физики получили развитие и обоснование такие идеи, которые приобрели общефилософское значение и имеют фундаментальное значение для всего научного мировоззрения. В качестве примера можно привести идеи о пространстве и времени, симметрии, причинности, случайности, неопределенности, дополнительности, атомизме, относительности, инвариантности, корпускулярно-волновом дуализме и др. В учебнике показано на конкретных примерах, в доступной для школьников форме зарождение фундаментальных представлений и их развитие на протяжении истории развития физических исследований. Сочетание научности, доступности, занимательности – характерная особенность изложения достаточно трудных вопросов физики в учебниках С.В.Громова. Возможно, подобный стиль изложения позволит преодолеть полосу отчуждения, возникшую на пути тех, кто изучает физику в школе.
Достижению этой же цели будет способствовать изменение структуры школьного учебника для средней школы, когда вопросы молекулярной физики изучаются в конце курса, а не сразу после механики. Уже стало понятным, что изучение физики совокупности отдельных объектов проще проводить после изучения свойств отдельных объектов.
В учебниках С.В.Громова при изучении колебательных явлений применена методика их раздельного последовательного изучения в соответствующих разделах курса школьной физики, а не в виде единого концентра. Практика последних лет школьного, да и вузовского преподавания показала, что изучение колебательных явлений и процессов наиболее эффективно на начальном этапе знакомства именно таким методом «последовательных приближений». Отрадно, что значительная часть курса посвящена современной физике, квантовой физике, оптике, ядерной физике, физике элементарных частиц, а специальная теория относительности заняла место после классической механики, предваряя изучение электродинамики, что подчеркивает необходимость изучения свойств пространства и времени с учетом фундаментальных свойств физического мира. При изложении специальной теории относительности сделана еще одна попытка ее изложения на уровне, вполне доступном для учащихся средней школы.
При чтении текста учебника чувствуется, что он написан практикующим учителем физики, имеющим большой опыт преподавания, отчетливо представляющим затруднения учеников при изучении соответствующих разделов курса.
Любой учебник не свободен от некоторых недостатков, особенно, когда речь идет о шести книгах, содержание которых охватывает огромный по объему учебный материал и включает достаточную методическую и дидактическую поддержку. Не свободен от недостатков и учебник С.В.Громова. Не касаясь мелких погрешностей и замечаний редакционного характера, остановимся на двух замечаниях, учет которых в последующих изданиях улучшил бы качество учебника. Первое замечание относится к учебнику для основной школы. В учебнике для 9-го класса отсутствует материал, связанный с изучением атомной и ядерной физики. Этот недостаток легко исправить, дополнив текст учебника соответствующим учебным материалом. Второе замечание связано с недостаточным использованием демонстрационного эксперимента в учебниках по физике для средней школы.
В целом учебники С.В.Громова и Н.А.Родиной производят благоприятное впечатлению, несомненно, они являются новым шагом в создании учебников нового поколения, соответствующих современной структуре школьного курса физики.