Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2010

Учебные занятия

М. В. Алексеева,
< aleksmarvik@yandex.ru >, МОУ СОШ № 3, г. Лысково, Нижегородская обл.

Атомная физика: вклад в Победу

Игра проводится силами 10-классников под руководством учителя физики после изучения темы «Атомная физика» и является, по сути, обобщением пройденного материала. Играют две или более команды по 8 человек и зрители. Игру целесообразно проводить в мае, т. к. материал посвящён победе советского народа в Великой Отечественной войне и знакомит с редко упоминаемыми фактами «борьбы умов» за создание атомного оружия в нашей стране. Проведение мероприятия в конце учебного года согласуется также и с тем фактом, что на уроках истории старшеклассники изучают тему Великой Отечественной войны в III–IV четвертях.

Цель игры: актуализация знаний учащихся 9–10-го классов в области атомной физики.

Задачи: воспитательная – воспитывать патриотические чувства – гордость и сопричастность к истории страны, к ратным подвигам защитников Отечества; формировать отношение ко Дню Победы как к особому, значимому празднику России • развивающая – формировать умения анализировать, логически мыслить и находить правильный ответ при лимите времени; развивать навыки поиска, обработки, систематизации и передачи информации • познавательная – познакомить учащихся с редко упоминаемыми фактами «борьбы умов» за создание атомного оружия в нашей стране.

Оборудование: компьютер с проектором и экраном; музыкальный центр с записями музыкальных произведений; два микрокалькулятора; портреты учёных-физиков; карточки-задания; демонстрационная (переносная) таблица Менделеева; листы (А3) для оформления ответов команд; фломастеры; набор разноцветных пластилиновых шариков-«атомов» для конкурса «конструкторов»; набор материалов для проведения диагностики, призовые жетоны – «атомы»; презентация (см. электронные приложения).

Подготовка. Инициативная группа из 10-классников под руководством учителя физики выбирает наиболее интересные и значимые факты из истории создания атомного оружия в нашей стране как ответа на угрозу извне, пишет сюжет игры, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Определяются двое ведущих 10-классников – девушка и юноша, которые делают себе костюмы с «именами» на груди «АТ» и «ОМ». 10-классники готовят афишу игры, портреты учёных, ватманы для входной и итоговой диагностики, карточки-задания, призовые жетоны-«атомы» (выдаваемые командам за победы в конкурсах и зрителям за активное участие в течение игры). Техническая группа систематизирует и сводит воедино музыкальные фрагменты, используемые в игре; готовит реквизит и оборудование для проведения конкурсов; приобретает призы для команд и зрителей; создаёт компьютерную презентацию для иллюстрации всех этапов игры. Группы помощников, по количеству команд-участниц, следят за проведением конкурсов, обеспечивают реквизит, фиксируют начало и окончание конкурсов закреплённой за ними команды-участницы.

Учащиеся 9-х классов формируют две команды по 8 человек; повторяют тему «Атомная физика» [1]; готовят стенгазеты: одна команда – «Применение радиоактивных изотопов», другая – «В чём состоит опасность радиоактивного излучения» [2].

Формируется компетентное жюри из учителей и наиболее подготовленных старшеклассников.

Ход игры

I. Входная диагностика

При входе в зал всем зрителям и участникам организаторы из числа 10-классников предлагают отметить уровень своих знаний по атомной физике: нарисовать стилизованный атом (как сумеет!) на листе ватмана, руководствуясь принципом: «Чем меньше я знаю, тем мой “атом” дальше от центра». Таким образом, к началу мероприятия готов «спектр» самооценки 9-классников по теме.

 

II. Игра

(Под песню «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) выходят ведущие АТ и ОМ и учитель физики.)

Учитель. 65 лет назад, 9 мая 1945 г., фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну, безоговорочно капитулировала. Человечество помнит и никогда не забудет, какую высокую цену заплатили мы за эту Победу – десятки миллионов жизней, порушенных семей и судеб…

АТ. Беспримерным был подвиг нашего народа в этой войне. Всю тяжесть невзгод и лишений разделили между собой и те, кто ковал Победу в тылу, и те, кто рисковал своей жизнью непосредственно на передовой.

ОМ (зачитывает отрывок из стихотворения С. Гудзенко «Моё поколение»).

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б
не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом
Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мёртвых расцвели
полевые цветы…
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б
не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное время
чисты…

АТ. В счастливы дни мая 1945-го мир ликовал. Казалось бы, всё! После такой кровопролитной войны даже сама мысль о возможности повторения чего-либо подобного должна была казаться кощунственной. Народы жаждали мира и добились его, и ничто, казалось, не могло омрачить их счастья. Но…

ОМ (звучит тревожная музыка). Взрывы в августе 1945 г. Соединёнными Штатами первых атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки, не имевших, по существу, никакого влияния на исход войны с Японией, показал, что миру угрожает ещё более страшное испытание, что в пожаре ядерного апокалипсиса может сгореть всё человечество.

АТ. Ах, атом, атом… А ведь он может быть и мирным, нести не разрушение, а созидание!

ОМ. Да. И поэтому сегодня на нашей сцене встречаются две команды, которые вместе с нами вспомнят историю атома от «рождения» до наших дней…

АТ. И помогут нам всем осознать, что открытия в науке должны быть во благо, а не во вред человечеству. Что лучше дружить, играть, смеяться, а не разрушать такую хрупкую вещь, как жизнь на Земле.

ОМ. Команды приглашаются на сцену!.. В результате мирных соревнований мы выявим победителя, набравшего большее число жетонов-«атомов» за достижения в отдельных конкурсах. Следить за ходом игры будет уважаемое жюри.

 

1-й этап. «Рождение» атомов. (Пока АТ представляет жюри, ОМ за кулисами надевает тогу – белую простыню – и лавровый венок и в таком виде выходит на сцену. В этом образе ОМ остаётся в течение первого этапа конкурса.)

ОМ. …Ибо о сущности высшей небес и
богов собираюсь
Я рассуждать для тебя и вещей объясняю
начала,
Всё, из которых творит, умножает,
питает природа
И на которые всё после гибели вновь разлагает [3].

АТ. ОМ, это ты о чём? И почему ты так странно одет?

ОМ. Ты не узнала? Это же отрывок из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». И я попытался предстать перед тобой в образе этого достойнейшего учёного!

АТ. Ну конечно! Знаменитый Лукреций Кар! А каких ещё знаменитостей ты знаешь? Нет, лучше об этом мы спросим у наших игроков.

Конкурс знатоков правил правописания. Каждая команда получает одинаковый набор карточек с именами-фамилиями учёных, в которых пропущены по две буквы: б..керель, д.мокр.т, кур..тов, Л..оносов, М..делеев, р.з.рфорд, Ск..довская. Необходимо вписать эти буквы фломастером. Оцениваются быстрота и правильность выполнения.

ОМ. Ещё в Древней Греции зародилась идея о том, что все тела состоят из мельчайших частичек. Одним из основоположников этой идеи был греческий философ Демокрит. Мельчайшие частицы вещества Демокрит назвал атомами, что означает (обращается к залу) (Ответ: …неделимые.)

АТ. Затем идею атомного строения вещества развил другой греческий философ – Эпикур. Сочинения Демокрита и Эпикура не дошли до нашего времени. Известны в основном только небольшие отрывки из них, помещённые в сочинениях других греческих учёных.

ОМ. Это объясняется тем, что учение «атомистов» имело явно безбожный, материалистический характер. В Средние века их сочинения беспощадно уничтожались. Однако сочинение более позднего римского учёного Лукреция Кара «О природе вещей», в котором были изложены идеи древних атомистов, сохранилось и дошло до наших дней.

АТ. А дошли ли до нас изображения Демокрита, Эпикура?

ОМ. У нас есть портреты некоторых древних и не очень древних учёных. Вот только подписи под ними отсутствуют. Надо бы восстановить их…

Конкурс фотографов. Командам выдаются карточки с портретами учёных, о которых речь шла в предыдущем конкурсе, – надо их подписать.

АТ (обращаясь к зрителям). А кто, кроме древних учёных, знает что-нибудь об атомах?

(Пока команды работают, проводится игра со зрителями: «Что вы знаете об атомах и молекулах, об их свойствах?» Засчитываются любые научные утверждения о частицах. Активные зрители поощряются жетонами-«атомами».)

 

2-й этап. «Атомы шагают в “классы”»

ОМ. В 1869 г. внимание учёного мира было обращено к Петербургу. Оттуда пришла сенсационная новость: 35-летний профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев установил, что между атомами существует связь, которая проявляется в периодичности их свойств. И он распределил атомы по группам, как учеников по классам. Это было выдающимся открытием! (На сцену выносят таблицу Менделеева или проецируют её на экран.)

АТ. Между прочим, атомы сначала путались в своих «классах», в смысле, в клеточках таблицы.

ОМ. Верно. И уже в первом варианте таблицы элементов Дмитрий Иванович оставил пустые места. Там, по его глубокому убеждению, должны были стоять ещё не открытые элементы. Он также изменил расположение в таблице кобальта и никеля, теллура и йода.

АТ. Такое чувство, будто эта таблица – «кирпичики» конструктора. А Менделеев – главный конструктор!

ОМ. Кстати, предлагаю нашим игрокам конструирование. Конструкторы, на старт!

Конкурс конструкторов. Команды получают коробочки с одинаковым количеством разно­цветных пластилиновых шариков: водород (чёрные), кислород (синие), азот (красные), натрий (жёлтые), хлор (зелёные). Надо собрать как можно больше молекул различных веществ, разложить их на листе картона и подписать названия веществ (строго 8 мин).

АТ (разглядывает таблицу). Как же тут много элементов, все и не упомнишь.

ОМ. А давай проверим, помнят ли наши зрители расположение некоторых из них.

(Игра со зрителями. Таблица Менделеева закрывается. Ведущие задают зрителям вопросы типа: какой элемент в таблице имеет порядковый № 3? № 5? и т. д. Наиболее активные зрители поощряются жетонами-«атомами».)

АТ. Слушай, ОМ, а тебе не кажется, что наша игра по физике начинает напоминать химию?

ОМ. Да, здесь мы находимся на стыке двух наук. Кстати, уже в 1871 г. в первом издании фундаментального труда «Основы химии» Менделеев развивает мысль Ломоносова о том, что атомы

«…неделимы только обычными химическими силами…». Наиболее ярким свидетельством сложного строения атома явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896 г. А уже в 1911 г. легендарный уроженец Австралии Эрнест Резерфорд опубликовал свои труды по рассеянию альфа-частиц атомами.

АТ. Ещё несколько лет исследований, и мир узнал то, что теперь знает каждый школьник: в состав атома входят протоны, нейтроны и электроны. Вот только, в каком количестве?

ОМ. Об этом мы спросим игроков!

Конкурс математиков и художников. Каждая команда должна подсчитать и записать, сколько протонов, нейтронов и электронов содержит нейтральный атом алюминия. Художники фломастером на листе (А4) должны изобразить этот атом (планетарная модель).

 

3-й этап. «Активный возраст»

АТ. Какие у нас замечательно активные игроки! И болельщики тоже очень активны!

ОМ. А ведь атомы тоже бывают активные, точнее, радиоактивные!

АТ. Я знаю, я учила этот параграф. В конце XIX в. выяснилось, что ряд химических элементов самопроизвольно испускает некие лучи.

ОМ. Беккерель, супруги Кюри, Резерфорд и многие другие учёные занимались исследованием этих лучей.

АТ. В результате альфа-, бета- и гамма-излу­чений атом испытывает различные превращения, теряя свой первоначальный облик.

ОМ. Теряя? В таком случае нам не обойтись без детективов!

Конкурс детективов. Команды ищут недостающий элемент – дописывают ядерную реакцию (таблица Менделеева открыта):

формула1

ОМ. Сразу же после того, как в 1932 г. в опытах англичанина Чедвика был открыт нейтрон, советский физик Дм. Дм. Иваненко и немецкий учёный Вернер Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра, согласно которой ядро атома состоит из нейтронов и протонов.

АТ. А что же удерживает все эти частицы внутри ядра? Спросим зрителей!

(Ответ из зала: ядерные силы. Первому ответившему зрителю – жетон.)

ОМ. Ядерные силы очень велики, но имеют короткодействующий характер. Поэтому их можно назвать «богатырём с очень короткими руками».

АТ. А если в руки дать микрокалькулятор, то эти силы можно рассчитать!

Конкурс операторов ЭВМ (капитанов). Капитаны с помощью микрокалькулятора должны найти энергию связи одного и того же атомного ядра трития, получив все необходимые для расчётов справочные данные (например, масса: электрона 9,11 · 10–31 кг, протона 1,6726 · 10–27 кг, нейтрона 1,6750 · 10–27 кг, ядра трития 5,00664 ·10–27 кг, скорость света 3 · 108 м/с).

ОМ. А пока ведутся расчёты, попросим команды представить домашнее задание.

Конкурс «Домашнее задание». Команды защищают свои стенгазеты.

 

4-й этап. «Профессия» атомов

АТ. Послушай, ОМ, ты недавно упомянул супругов Кюри. Какие они целеустремлённые! Но больше меня всё-таки восхищает Мария Склодовская-Кюри. Вот молодец женщина! Истинный пример для подражания.

ОМ. И пример научного подвига. Я с тобой согласен. И заметь, дочь Марии и Пьера Кюри – Ирен – тоже стала физиком!

АТ. «Мир рвался в опытах Кюри огромной ядерною бомбой…» – эти слова поэта Андрея Белого оказались пророческими. Первый шаг к высвобождению ядерной энергии и её использованию в мирных и, к сожалению, в немирных целях был сделан в опытах второго поколения знаменитой семьи – Фредерика и Ирен Жолио-Кюри [2].

ОМ. 6 января 1939 г. в журнале «Naturwissen­schaft» была опубликована статья немецких учёных Отто Гана и Фрица Штрассмана «О доказательстве получения и поведения земельно-щелочных металлов, возникающих при облучении урана нейтронами».

АТ. Сами учёные очень осторожно выразились по поводу полученных ими результатов, т. к. они противоречили всему прошлому опыту ядерной физики.

ОМ. Одновременно копию статьи авторы послали недавно эмигрировавшей из Германии в Швецию Лизе Мейтнер. Она и её племянник Отто Фриш сразу поняли, что открыто расщепление атомного ядра [2].

АТ. Практически одновременно к подобным выводам пришёл и Фредерик Жолио-Кюри, который к тому времени стал лауреатом Нобелевской премии и возглавлял кафедру ядерной физики в Сорбонне.

ОМ. Как же происходит процесс деления ядра? Надо спросить игроков!

Конкурс плиточников. Каждой команде выдаётся набор «плиток», из которых нужно сложить физический процесс и назвать его. Набор получается разрезанием картинки, например, «Процесс деления ядра урана», срисованной из учебника [1] или с сайта [4].

рис.1

ОМ. Все эти открытия не прошли мимо внимания советских учёных. И.В. Курчатов и Г.Н. Флёров отвели подобным исследованиям центральное место. В Ленинграде этой проблемой занялся Радиевый институт во главе с В.Г. Хлопиным, в Москве – И.М. Франк, в Харькове – А.И. Лейпунский.

АТ. Нильс Бор теоретически предположил, а Энрико Ферми, который эмигрировал из Италии в 1938 г. в США от фашистского режима Муссолини, и группа американских физиков экспериментально доказали, что в природной смеси изотопов урана под действием нейтронов делится не распространённый изотоп уран-238, а менее распространённый уран-235 (0,72%) [3].

ОМ. Советские физики Ю.Б. Харитон и Я.Б. Зельдович, а вслед за ними датчанин Н. Бор теоретически показали возможность осуществления цепной реакции деления ядер урана-235, а Жан Перрен примерно оценил массу урана, необходимую для протекания в ней самоподдерживающейся цепной реакции деления.

АТ. По свидетельству президента Академии наук СССР академика А.П. Александрова, к концу 1940 г. И.В. Курчатов и Ю.Б. Харитон разработали обстоятельный план работ по осуществлению цепной реакции деления с предложением создать устройство для её осуществления [3].

ОМ. То есть то, что мы сегодня называем атомным реактором.

АТ. До 1940 г. многие учёные считали, что ядерная физика не имеет практического значения. Но уже в 1942 г. под руководством Энрико Ферми в США построен первый ядерный реактор.

ОМ. Забегая вперёд, напомню, что в 1946 г. под руководством Игоря Васильевича Курчатова создан первый реактор в Советском Союзе.

АТ. Кстати, он был первым и в Европе! Интересно, как же он устроен? Спросим об этом наших игроков!

Конкурс физиков-ядерщиков. Командам выдаётся знакомая схема ядерного реактора (из [1]). Необходимо подписать его элементы.

рис.2

(Пока команды работают, проводится игра со зрителями «Что вы знаете об АЭС?». Ведущие по очереди зачитывают вопросы: • Назовите город, в котором появилась первая в мире АЭС? • В каком году это произошло? • Почему появилась необходимость в использовании АЭС в наше время? • В чём состоит преимущество АЭС перед ТЭС? • Как вы думаете, почему простые люди боятся строительства АЭС рядом со своим городом? • Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при эксплуатации АЭС? • Что вы знаете о Чернобыльской АЭС? • Что вы думаете о перспективах атомной энергетики XXI в.? Наиболее активные зрители поощряются жетонами-«атомами».)

АТ. 22 сентября 1939 г. в физико-техническом институте в Ленинграде И.В. Курчатов заложил первый камень в здание нового циклотрона – крупнейшего в Европе – с магнитом массой 75 т и диаметром полюсов 1200 мм. Пуск циклотрона был намечен на 1 января 1942 г., но мирным исследованиям помешала война.

(Звучит отрывок из песни «Священная война», сл. В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александрова.)

АТ. Жолио-Кюри с группой сотрудников подали пять заявок на патенты, описывающие принципы конструирования и использования атомных реакторов. 30 октября 1939 г. он передал Парижской Академии наук конверт с условием, что с его содержимым ознакомятся через 10 лет.

ОМ. В 1949 г. конверт был вскрыт, и оказалось, что в нём находились материалы, показывающие полную возможность создания ядерного реактора на тяжёлой воде. Почти бесспорно, что Ф. Жолио-Кюри построил бы первый реактор раньше, чем Э.  Ферми в США, но и ему помешала война [3].

(Снова звучит «Священная война».)

АТ. Ф. Жолио-Кюри остался в Париже и стал участником французского движения Сопротивления. Научную работу он практически не вёл до полного изгнания фашистов из Франции.

ОМ. В августе 1939 г. А. Эйнштейн направил президенту США Ф. Рузвельту письмо о возможной опасности создания нового оружия колоссальной силы – атомной бомбы – в фашистской Германии. Он предупреждал, что уран может стать в самом ближайшем будущем новым и важным источником энергии, и это повлечёт за собой и попытки создания бомб нового типа, обладающих чрезвычайно большой мощностью [5].

АТ. 21 октября 1939 г. состоялось первое заседание Уранового комитета США. Ядерные исследования на многие годы были засекречены в связи с войной.

(Вновь звучит «Священная война».)

ОМ. В последний вторник предвоенный
стоял июньский тёплый день;
Он был совсем обыкновенный:
на Марсовом цвела сирень,
Совет учёный факультета
в тот день беспечно заседал,
О поглощенье квантов света
ты оппонентам отвечал.
Доволен был твой шеф маститый;
я видел по его лицу,
Что диссертации защита
идёт к победному концу.
АТ. Не знал ты, что другой защиты
уж близок яростный момент,
И будут в Порхове убиты
профессор, токарь и студент.

Г.В. Кисунько.

ОМ. История ещё не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, какие показало молодое поколение нашей страны.

АТ. Миллионы юношей и девушек, часто наших ровесников, вставали в строй защитников Родины.

ОМ. На какое-то время нашим физикам-ядерщикам пришлось оставить научные исследования в области атома и заняться вопросами обороны.

АТ. Но разведка доносила тревожные сведения о том, что Англия и США втайне от союзной для них тогда России вплотную подошли к созданию атомного оружия. Почему в тайне? Против кого оно будет направлено?

ОМ. И лишь в марте 1942 г. после получения дополнительной информации из Лондона Берия соглашается подписать письмо Сталину, подготовленное научно-технической разведкой, о реальности создания атомного оружия [6].

АТ. Научное руководство всеми научно-исследовательскими работами по атомной проблеме было возложено на Игоря Васильевича Курчатова.

Учитель. Уважаемые участники игры! Из уроков истории, из рассказов родственников, из телепередач вы, конечно же, знаете, как тяжело развивались события для народов нашей страны во время войны. Ужасающие потери и лишения вошли в каждый дом, в каждую семью. Во Второй мировой войне приняли участие 61 государство и более 80% населения планеты. Военные действия велись на территории сорока стран, распространились на все моря и океаны. За мужество и героизм свыше 7 миллионов советских воинов награждены орденами и медалями. За особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

ОМ. Благодаря неимоверным усилиям нашего народа в мае 1945 г. мир праздновал Победу над фашистской чумой! А в секретных лабораториях наши учёные были вынуждены продолжать сражение. Сражение за создание нового смертоносного оружия, которое, как это ни странно звучит, должно было предотвратить новую войну.

АТ. Наша страна была истощена жестокой войной. Погибли десятки миллионов человек, оказались разрушенными более 30 000 промышленных предприятий, около 1700 городов и 70 000 деревень. А нужно было в кратчайшие сроки повторить тот же рывок и тот же гигантский объём работ, который был даже для американской промышленности сопряжён с большими трудностями [6].

ОМ. И всё же в 1949 г. к изумлению научной и политической элиты США, надеявшейся на долголетие своей атомной монополии, истерзанный войной Советский Союз произвёл первое испытание ядерного оружия.

АТ. А первый в мире реальный водородный заряд, содержащий термоядерное горючее, был испытан в нашей стране 12 августа 1953 г. Он имел габариты первой атомной бомбы США, но в 20 раз превосходил её по мощности [6].

ОМ. Таким образом, с середины ХХ в. в мире установилось ядерное равновесие – нен адёжное, неустойчивое, очевидно временное. Но, как известно, плохой мир лучше хорошей войны. А послевоенной Европе и особенно России этот мир был насущно необходим.

 

III. Мировоззренческий итог мероприятия

(Ведущие говорят на фоне музыки и презентации, посвящённой Великой Отечественной войне.)

ОМ. Мы не видели войны. Мы не можем вспомнить о ней так, как это делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем помнить о войне и вспоминать тех, кто воевал, кто погиб, защищая будущее, значит, и нас тоже. И эта память живёт в наших сердцах.

АТ. Прошла война, прошла страда, но боль
взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память верную о ней хранят,
об этой муке,
И дети нынешних детей, и наших
внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
а счастье – не в забвеньи.

А.Т. Твардовский. Дом у дороги.

(Звучит «Журавлиная песня», сл. Р. Гамзатова в переводе Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля.)

 

IV. Подведение итогов игры

ОМ. Хорошо, что сегодня мы не знаем ужасов той, минувшей войны.

АТ. И ведём «атомное» сражение лишь в игре.

ОМ. И итоги нашего «сражения» носят вполне мирный, дружеский характер.

АТ. Для объявления итогов игры на сцену приглашается представитель жюри.

(Объявляются итоги интеллектуально-познавательной игры, вручаются сувениры победителям, всем игрокам, а также зрителям, набравшим наибольшее количество призовых жетонов.)

 

V. Итоговая диагностика мероприятия

В заключительном слове учитель физики просит зрителей и участников игры, покидая зал, обязательно нарисовать на ватмане с названием игры одну из «элементарных частиц»: протон, если игра понравилась; электрон, если игра не понравилась; нейтрон, если впечатление от игры среднее.

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразовАТ. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
  2. Шалинец А.Б., Фадеев Г.Н. Радиоактивные элементы. М.: Просвещение, 1981.
  3. Хрестоматия по физике // Под ред. Б.И. Спасского. М.: Просвещение, 1987.
  4. Оружие большого шантажа [Электронный ресурс] Сайт http://www.lescontamines.ru
  5. Советские физики шли своим путём // Наука и жизнь. 1993. № 12.
  6. Каждый делал всё, что мог // Наука и жизнь. 1994. № 11.

 

АлексееваМарина Викторовна Алексеева – учитель физики высшей квалификационной категории. В 1988 г. окончила ГГПИ им. М. Горького, педагогический стаж 21 год. Победитель районного конкурса «Учитель года» (2005) и всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО (2006), призёр районного конкурса «Самый классный классный» (2008), участник двух открытых профессиональных конкурсов педагогов «Мультимедиа-урок в современной школе», проводимых образовательным порталом «Мой университет» (www.moi-universitet.ru) и факультетом «Реформа образования» (www.edu-reforma.ru). Активный участник РМО учителей физики. Ученики успешно участвуют в районных предметных олимпиадах и конкурсах, стабильно поступают в вузы. С 2003 г. тема самообразования – «Применение ИКТ в преподавании физики». Среди интересов – поэзия, научная фантастика (правда, времени на это остаётся мало). Безусловный приоритет в жизни – воспитание сына Юрия.