Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2010

Учебные занятия

И. В. Шеина,
< irinasheina@mail.ru >, МОУ лицей № 23, г. Кемерово

М.В. Ломоносов – первый российский академик

рис.1

Работа неизвестного художника. Масло [1]

рис.2

Санкт-Петербург. Нева и Академия наук. Гравюра Г.А. Качалова по рисунку М.И. Махаева. 1753 [1]

Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи: раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества; представить энциклопедичность его таланта; показать актуальность и востребованность идей учёного в современном обществе; пробудить желание познавать, расширять свой кругозор.

Подготовка к уроку. За неделю до урока учитель вывешивает объявление с планом. Дети разбиваются на группы по интересам, обсуждают выбранные вопросы, готовят наглядный материал (портреты, плакаты, карты, презентации).

Ход конференции

План урока-конференции

Поморье – родина великого учёного. Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, её традиции. Поморский характер. Родители М.В. Ломоносова. Ломоносовский род. Север и формирование личности М.В. Ломоносова.

Становление будущего академика. Годы учёбы М.В. Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса к естественным наукам. Отъезд из Москвы в Петербургскую академию наук. Учёба и личная жизнь в Германии. Учёные – учителя М.В. Ломоносова.

Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики, астрономии. Естественно-научные взгляды М.В. Ломоносова. Корпускулярная теория материи. Достижения в области химии: разработка понятия о химическом элементе; организация первой в России химической лаборатории; открытие новой области естествознания – физической химии. М.В. Ломоносов о взаимо­связи химии, математики и физики. Достижения в области физики и астрономии: теория строения материи; закон сохранения и движения материи; механическая теория теплоты; работы в области электричества, оптики – усовершенствование микроскопа и телескопа, создание новых мореходных и оптических приборов; открытие атмосферы на Венере; вклад в развитие метеорологии.

М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка. Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М.В. Ломоносова. Отражение русского национального характера в оде М.В. Ломоносова 1762 г., посвящённой восхождению на престол Екатерины II.

Организатор российской системы образования. Идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760 г.), развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета. Последние годы жизни учёного.

Учитель (обращая внимание зрителей на портрет М.В. Ломоносова на доске). Скоро сам узнаешь в школе,//Как архангельский мужик//По своей и божьей воле//Стал разумен и велик (Н.А. Некрасов).

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII в. Невозможно назвать область науки, техники, культуры, куда бы он не внёс свой вклад. Его научные интересы были широки и многогранны.

Прошло почти 300 лет с тех пор, как в деревне Мишанинской Холмогоровского уезда родился Михаил Васильевич Ломоносов. «Историк, ритор, математик, химик, минералог, художник, стихо­творец, он всё испытал, во всё проник», – говорил о нём А.С. Пушкин. Он шёл впереди века, обгоняя его в своих открытиях на многие десятилетия. Деятельность М.В. Ломоносова была столь обширна и многогранна, что его самого называют первым русским университетом.

1. Поморье – родина великого учёного (на доске географическая карта, выступающий обозначает место рождения М.В. Ломоносова)

В ноябре 1711 г. в маленькой северной деревне Мишанинской, на одном из островов Северной Двины, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны родился сын Михаил.

Поморы – самоназвание потомков древних русских поселенцев, преимущественно из Новгородской земли, заселявших с XII по XVII вв. юго-западное и юго-восточное побережья Белого моря (Поморский и Летний берега). Поморы издавна занимались морскими промыслами – добычей морского зверя и ловом рыбы, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (ладьях, кочегах, кочмарах) они посещали далёкие полярные острова, впервые достигли Шпицбергена. Поморы оказывали прогрессивное влияние на местные северные народности – корелов, саамов, ненцев и др. Для поморов были характерны северо-русские комплексы культуры в архитектуре жилищ, одежде, обычаях и северо-русский говор, а для устного народного творчества – былины.

Михайло любил природу и очень радовался, что цветы, трава и деревья – не только сено и дрова, но и наука, которой интересно заниматься. Недалеко от Холмогор крестьяне издавна умели строить морские суда. Здесь Михайло узнал, что и корабли бегучие строятся, и мельницы стоячие ходят, и материна самопрялка кружится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Юноша пристрастился делать модели кораблей и мельниц, придумал хитрые замки к амбару и житнице, смастерил стенные часы с боем. Это увлечение сменилось страстью к стихотворству [2].

Отец, занятый промысловыми заботами и расчётами, сквозь пальцы смотрел на игрушки сына, да и матушка во всём покрывала. Но вот «маменька родимая, свеча неугасимая, горела, да растаяла. Жалела, да оставила»… Василий Дорофеевич женился на другой. Мачеха, как зверь, ощетинилась на Михайловы книжки да игрушки. Мальчик стал прятаться по соседям, читать ночью в бане, при свете лучины. Мачеха ругалась: «Вырастил книжника! Целу зиму на книге лежит! Ни по воду, ни по дрова.. Дармоедина!» Наедине отец пенял сыну: «Горе на меня твоя грамота! Она попам нужна, чтобы в службах не сбиться, а деловому человеку при здравом уме и твёрдой памяти грамота – всё одно что костыли при здоровых ногах».

Михайло терял сон и еду, пока не получал на руки какой-нибудь полюбившейся книги: «Книга моя беседует мне: разумей читать книгу природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайшего хрупкого стекла, безопасно прибран в чашу костяную. И ресницами от пыли загорожен, и бровями от пота защищён».

Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730 г. он упал отцу в ноги: «Государь мой тятенька, пусти в Москву учиться!» Той же зимой он ушёл из дома. Мимо шёл на Москву рыбный обоз. Миша ушёл с обозом. Снёс на себе шубу да кафтан, да три рубля денег. В архиве холмогоровского воеводы сохранился документ: «7 декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильевич сын Ломоносова. О чём выдан ему пашпорт». С помощью обозников отыскал в Москве Михайло рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился: «Неслыханно! Отрок из одной только жажды знания, презирая тысячи препятствий, за тысячу вёрст бежит в Москву» [3].

2. Становление будущего академика (на доске – изображение Славяно-греко-римской академии [1])

Славяно-греко-римская академия учреждена была в XVII в. при Заиконоспасском монастыре. Сюда земляк и привёл Мишу. Удивился и ректор академии – отец архимандрит: «У нас ребята от учения, как от заразы, бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!..» Принятый в академию, Михайло ног не чуял от радости. Начальные классы он прошёл за один год, научился сочинять стихи. Был первым в философии, в красноречии, в поэзии. Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни другие науки, объясняющие природу и её явления, в школе не преподавались.

Житьё-бытьё в академии было скудное и суровое. Пища грубая, посты строгие: кроме хлеба – звено рыбы, чаша квасу. Отец всё время в письмах звал домой, сытой, богатой жизнью соблазнял, да сын наук не бросил…

Петербургская академия наук и при ней университет с гимназией были основаны Петром Первым для распространения и умножения в России нового образования. С набором учеников дело худо клеилось, а преподаватели были заграничные. Ломоносов был рекомендован как «юноша чрезвычайного остроумия». В Петербург Михайло устремился с большим желанием, надеясь найти новых учителей, новые науки. Но преподаватели немецкие по-русски не понимали, да и наплевать им было, что их не понимает ученик. Михайло переводил ночами учебники, сидя за словарем.

Уж несколько лет правительство отыскивало подходящих, знающих людей для научно-поисковой экспедиции в Сибирь. Не было химика, понимающего горное дело. Единственный знаток горного дела, профессор Генкель из Германии, посоветовал: «Пошлите ко мне студента посмышлёнее, и я обучу горному делу и металлургии. То вам будет своё добро – дома».

Михайло отправился за границу в 1736 г. Но для поступления к Генкелю требовалось совершенное знание математики, физики, механики. Поэтому сначала Ломоносову предписано было прослушать лекции знаменитого физика Вольфа в Магдебурге.

В июне 1741 г. Ломоносов возвратился в Петербург, ему дали чин и должность при Петербургской академии наук, и вся дальнейшая деятельность учёного проходила в стенах Академии [4]. При университете он устроил физическую и химическую лаборатории [2]. Не было приборов, не было посуды для опытов по химии, физике – Ломоносов учредил стекольный завод с особой мастерской, где сам выдувал колбы и шлифовал оптическое стекло. В своём доме учёный устроил кабинет для электрических опытов.

Ломоносов учреждает мозаичную мастерскую. Лучшая из его мозаичных работ – «Полтавская баталия», картина из цветного стекла на медном листе во всю стену. Ломоносов был художником с большим вкусом. Современники вспоминали о нём как о человеке «великого разума, высокого духа и глубокого учения», отмечали, что нрав имел весёлый, говорил коротко и остроумно, к отечеству и друзьям своим был верен».

3. Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики, астрономии (на интерактивной доске изображение Диплома профессора химии М.В. Ломоносова [5])

рис.3

Ломоносов в химической лаборатории. (С гравюры Э. Фессара, переделанной X. Вортманом по указанию М.В. Ломоносова)

Возвратившись в Россию с большими планами, Ломоносов натолкнулся в Академии на враждебное отношение некоторых иностранцев. С этими «неприятелями наук российских» он боролся всю жизнь. Одной из первых работ молодого учёного, появившейся вскоре по возвращению в Петербург, стал перевод статьи академика Г.-В. Крафта «О сохранении здравия». В статье утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, и давались рекомендации, как его организовать. Ломоносов считал, что развитие медицины невозможно без достижений естественных наук и искал средства, помогающие сохранить здоровье людей в экстремальных условиях. В 1745 г. Ломоносов становится профессором химии.

Весьма плодотворна была его деятельность в области физики. Совместно с академиком Г.В. Рихманом Ломоносов начинает изучать атмосферное электричество. Как вы понимаете термин «атмосферное электричество»? (Ответ. Молния.)

рис.4

Мозаика М.В. Ломоносова в здании Академии наук.
Санкт-Петербург, 1762–1764 [1]

В 1748 г. был сформулирован закон сохранения энергии: «…так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте <…> сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает» [4]. В середине XVIII в. на природу теплоты существовало два взгляда. Согласно первому, теплота рассматривалась как «тонкая невесомая материя», согласно второму, причина теплоты – в движении мельчайших частиц-атомов, из которых состоят тела [5].

Ребята, а вы какому взгляду отдаёте предпочтение? (Обсуждение мнений.)

рис.5

Диплом профессора химии М.В. Ломоносова [3]

(На интерактивной доске изображение интерьера лаборатории [6].) Большинство учёных в XVIII в. придерживалось первой точки зрения, и только немногие выступали в защиту второй точки зрения. Среди последних был М.В. Ломоносов, который в своих работах заложил основы кинетической теории теплоты и газов. Он использовал термин «нечувствительные частицы». О чём идёт речь? (Ответ. Это атомы и молекулы, из которых состоят вещества.)

Следует отметить заслуги Ломоносова в области астрономии и астрономической оптики [3]. Как вы думаете, Какой астрономический прибор Ломоносов называл «ночезрительной трубой»? (Ответ. Телескоп.). Он усовершенствовал телескоп Ньютона, и теперь «ночезрительная труба» позволяла рассматривать объекты даже при недостаточном освещении. С помощью изобретённых им приборов для наблюдений за звёздным небом Ломоносов установил, например, что планета Венера имеет атмосферу.

4. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка (на доске изображение бюста М.В. Ломоносова. Скульптор Ф.И. Шубин [1])

Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Учёный стремился проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихотворства. Прошло почти три века – во многом устарел язык, непривычною кажется манера, забыты конкретные события, адресаты стихотворений также мало кому известны.

рис.6

Интерьер физико-химической лаборатории [3]

Нынче, если заходит речь о поэзии Ломоносова, чаще вспоминают: «…О, ваши дни благословенны!//Дерзайте ныне ободренны|//Раченьем вашим показать,//Что может собственных Платонов//И быстрых разумом Невтонов//Российская земля рождать». Между тем в XVIII в. оды Ломоносова гремели на всю Россию.

Поэзия для Ломоносова – патриотическая, гражданская деятельность. Тема могущества России сочеталась с прославлением Петра I. Основной лирический тон произведений – торжественный. Похвала Елизавете превращается в общенациональный наказ:

Воззри на горы превысоки,//Воззри в поля свои широки,//Где Волга, Днепр, где Обь течёт;//Богатство в оных потаенно,//Наукой будет откровенно,//Что щедростью твоей цветёт.

Иначе говоря, развивай науки, дай простор национальной культуре, разрабатывай недра, готовь своих учёных, всячески способствуй просвещению и промышленному прогрессу. Ломоносова волнует настоящее и будущее России, а не заслуги царицы.

Главной преобразовательной силой Ломоносов считал человеческий разум, мысль, мышление, которым всё подвластно [6].

Случилось вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав,
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

5. Организатор российской системы образования

Одним из славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве. Ломоносов и план начертил, и кирпич сортировал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, указал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии, надеяcь, что, может, и в последующем поколении начнёт понемногу вспыхивать талант? Ведь преодолел же отец будущего учёного свойственный его землякам консерватизм, недоверие к петровскому указу строить морские суда на новоевропейский манер! Дядя отца Лука Ломоносов хоть и неучён был, но ценил образованность, а в мореходном таланте ему равных не было по всему Поморью. Талант Ломоносовым принят был в виде таинственной далёкой эстафеты, взращён на поморском упрямстве, которое превращалось в стремление отстоять свою личность.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «renovio-rus». Если вы решили приобрести качественную защитную пленку для своих окон, то оптимальным решением станет посетить интернет-магазин «renovio-rus». Перейдя по ссылке: «защитная плёнка на окна», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать жидкую пленку по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www. renovio-rus.ru.

Михаил Васильевич весной 1765 г. простудился и 4 апреля умер. Перед смертью он говорил своему другу: «Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить всё, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне…»

На родине Ломоносова, на том месте, где стоял дом его родителей, выстроили вместо монумента школу. Теперь тут мемориальный музей (на экране изображение могилы Ломоносова в Александро-Невской лавре [2]).

 

Литература

  1. Ломоносов Михаил Васильевич. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru.
  2. Ломоносов Михаил Васильевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. [Электронный ресурс] URL: http://slovo.ws
  3. Ломоносов Михаил Васильевич. [Электронный ресурс] URL: ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение, 1964.
  5. Лев Ф.Г. Из чего – всё. М.: Детская литература, 1978.
  6. Ломоносов. Избранные произведения. [Электронный ресурс] URL: http://rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/06varia/103.htm

 

ШеинаИрина Владимировна Шеина – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила физический факультет Кемеровского госуниверситета в 1986 г., педагогический стаж 24 года. Работала в экономической гимназии № 17 г. Кемерово, последние 9 лет – в лицее № 23 с естественно-техническим уклоном. Её 5–8-классники – постоянные участники и победители городских НПК «Юниор», олимпиад по физике; ученики старших классов побеждают на городских физических олимпиадах. В каникулы со своими пятиклассниками путешествует по своей малой Родине. Уже побывали в Мариинске, Томске, планируют навестить Санкт-Петербург. Увлекается огородом, особенно выращиванием баклажанов, спаржи, виктории. Изо всех цветов предпочитает хосты.