Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2010

Методические страницы

Е. П. Суханькова,
< elena517@mail.ru >, МОУ СОШ № 12, ГАК, г. Орёл

Должна ли физика нравиться?

Значение интеллектуального потенциала общества для его развития нельзя переоценить. Основой его создания является учитель. Объявление 2010 года в России Годом учителя подчёркивает справедливость данного утверждения. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» включают в себя обновление содержания образования на основе нового поколения образовательных стандартов, постоянное повышение квалификации педагогов, новые принципы работы школ, реализацию индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения.

В связи с непрерывно повышающимися требованиями общества к качеству образования возникает проблема объективности его оценки. Родители, выбирающие общеобразовательную школу для обучения своих детей, ориентируются прежде всего на её рейтинг (от англ. rating – оценка, класс, разряд, показатель популярности и авторитета). Это понятие становится современным. Рейтинг школ составляется не только на основе анализа динамики достижений обучающихся, побед в олимпиадах, активности и результативности участия в фестивалях и конкурсах, аккредитации школы, но и эффективности воспитательной работы, а в применении к учебному предмету – не только по объективным показателям количества учащихся, сдающих ЕГЭ по выбору, их оценкам и успехам на олимпиадах и конкурсах, в исследовательской деятельности и т. д., но и на основе социальных опросов. Именно по результатам таких опросов становится ясно, что продуктивное обучение опирается на интерес к изучаемому предмету, который зависит от развитости мыслительной сферы, семейных традиций, профессиональных планов и предпочтений, методических приёмов и самой личности учителя, а также многих других факторов, главным из которых является упорный и организованный труд обучающегося.

Физика – особый предмет, наиболее общая из всех наук о природе, важная часть общечеловеческой культуры: это сама жизнь (не выучил в школе с учителем – придётся учить самостоятельно дома); это основа мировоззрения. Задача современного учителя физики – показать применение своего предмета и сформировать мировоззренческую основу, а на этой базе организовать самостоятельную деятельность ученика. От того, как учитель это делает ежедневно, какие формы и методы применяет, какие педагогические технологии использует на каждом уроке и внеклассном мероприятии, зависит рейтинг предмета. Ведь наличие способностей у ученика ещё не означает их реализации – их нужно постоянно развивать. Эта миссия возложена обществом на учителя. А на учителя физики – вдвойне, ведь нет в школьной программе предмета, изучающего столь широкий спектр явлений природы в их единстве. Поэтому учителю необходимо отслеживать показатели результативности своей работы по развитию способностей учащихся, – можно называть это рейтингом, обратной связью или рефлексией. Из многогранных аспектов рейтинга коснёмся рейтинга сложности физики, рейтинга её популярности среди учащихся и рейтинга учителя физики.

Рейтинг сложности физики как предмета характеризует усилия обучающихся по её усвоению в сравнении с училиями по усвоению других предметов. Он отражён шкалой трудности учебных предметов [1], в которой их ранговое распределение базируется на субъективной оценке трудности самими учащимися. От чего зависит эта оценка, можно ли на неё повлиять и стоит ли это делать? Важным фактором снижения рейтинга сложности являются опыт и педагогическое мастерство учителя, степень мотивации учащихся, качество УМК, техническая оснащённость кабинета физики приборами и оборудованием (в том числе степени компьютеризации – для создания равных образовательных возможностей).

Большую роль в формировании индивидуального рейтинга сложности имеют коммуникативные навыки ученика и его умение работать с информацией: находить материал по теме урока в дополнительных источниках, пользоваться словарями, энциклопедиями, иметь навыки применения компьютерных пособий, знать азы навигации в поисковых системах Интернета, интересоваться научно-популярной информацией. В каждом классе есть дети, которые в беседе с учителем перед уроком физики сообщают, что выучили дома следующий параграф, который ещё не изучали в классе. Обязательно надо дать таким учащимся слово на этапе объяснения нового материала, активно привлекать их к беседе и «помощи» учителю в постановке экспериментов по ходу изучения новой темы.

Если учитель действительно руководит учебной деятельностью учеников, опираясь на их мыслительные способности в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями (умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы), то какие могут быть трудности в понимании? До 7-го класса объём учебной нагрузки в значительной степени дозирован, с началом изучения физики в 7-м классе эти умения оказываются жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, усложняется её содержание. В 7-м классе уже нет многократного повторения материала, на каждом уроке изучается новая тема, разделы разнообразны, как сама природа, много лабораторных, исследовательских работ, домашних экспериментов. Неумение работать с учебной информацией может стать причиной снижения успеваемости, переутомления, возникновения трудностей в освоении предмета.

По опросам 7- и 8-классников рассмотрение физических явлений на качественном уровне для большинства не представляет трудности, трудность представляют количественные расчёты, применение физических формул плотности, веса, сил тяжести и упругости, количества теплоты, особенно в сочетании с математическими подзабытыми формулами объёма геометрических тел. Каждому учителю физики знаком вопрос семиклассника: какими буквами обозначать в «Дано» ширину, длину, высоту? Вызывает трудности перевод единиц физических величин (cм3 в м3, мл или л в м3), многие другие вопросы, ответы на которые можно найти на последней странице обложки тетради в клетку. Подобные вопросы не должны раздражать учителя, т. к. обучение работе с единицами СИ методически оправдано: уделите достаточное количество времени для их понимания всеми учениками – и нет трудностей в применении.

Источники трудностей: • отсутствие времени на изучение, по сути, того же по сложности учебного материала, как и раньше, но всего за 2 ч в неделю, при более высоких требованиях Стандарта; • отсутствие систематичности в учебных занятиях (учащиеся по различным причинам пропускают уроки, не выполняют домашние задания). Физика – один из немногих предметов, в изучении которых решающую роль имеет систематичность. Высокий индивидуальный рейтинг сложности физики – показатель отсутствия систематических занятий. Вот и растёт рейтинг трудности: 8 баллов в 7-м классе, 9 – в 8-м, 13 – в 9-м, по 12 в 10-м и 11-м.

В сравнении с другими учебными предметами в старших классах физика – самый трудный: на 1 балл сложнее химии и геометрии, на 2 балла сложнее алгебры, на 3 балла – русского языка, на 4 – литературы, на 5 – биологии, на 6 – информатики, на 7 – истории и т. д. Субъективная оценка учащимися степени трудности учебных предметов может быть выявлена в школе через анкетирование с составлением рейтинговых таблиц, например, в профильных классах (общеобразовательных, коррекционно-развивающих или любых других). Сравнение рейтинга сложности физики, скажем, в физико-математических и общеобразовательных классах и по учебным предметам в целом даст хороший материал для анализа образовательного процесса в данном учебном заведении. Такой анализ «на пульсе» отражает состояние учебно-воспитательного процесса в школе с учётом тех перемен, которые произошли не 4–5 лет назад, а именно сегодня. Разное оснащение школ, профилизация, уровень педагогических кадров способны внести серьёзные коррективы в шкалу трудности.

Искусственные трудности в изучении предметов высокого рейтинга сложности создаются в результате их размещения в расписании первыми и последними уроками, в то время как в 7–11-м классах оптимальная работоспособность отмечается в интервале 10–12 ч (2–4-й уроки). Практика показала, что трудность снижается при проведении в старших классах сдвоенных уроков по физике: устранение калейдоскопичности предметов в течение учебного дня, сокращение времени на приготовление домашнего задания или возможность готовить его углублённо снижают психологическую тревожность, напряжённость в учебной деятельности. В соответствии с нормами СанПиН [2] физика в учебном расписании в 7–9-м классах должна проводиться на 2–4-м уроках по вторникам и четвергам, в 10–11-м классах – по вторникам и средам также на 2–4-м уроках. Никогда не давайте контрольную работу по физике на первом или последнем уроках, в понедельник или в субботу, если не хотите создавать своим ученикам дополнительные трудности в учении.

Учитель физики, наблюдая за семиклассниками, начинающими изучение предмета, фиксирует, в какой степени они владеют основными приёмами учебной работы. Например, в начале урока учитель предлагает в течение 1–2 минут повторить домашнее задание и смотрит, как они готовятся к пересказу изученного дома параграфа: читают ли весь текст несколько раз подряд; читают ли всего один раз в уверенности, что всё хорошо знают; фиксируют ли внимание на содержании отдельных абзацев; вспоминают ли изученный материал по рисункам опытов, отвечают ли на вопросы к тексту, делают ли пометки. Опытные учителя физики с первых уроков считают необходимым научить семиклассников работать с текстом учебника: выделять главную мысль каждого фрагмента и текста в целом, составлять план параграфа, пересказывать текст с опорой на план, уметь правильно описывать экспериментальные факты, обращая внимание на научную терминологию. С учащимися, которые не умеют к началу изучения физики пересказывать текст по плану, учитель развивает навыки связного пересказа, начиная с описания учеником только что продемонстрированного учителем физического эксперимента, прочитанной дома научно-популярной литературы. Нет сложности в работе с учебным текстом – меньше сложностей в изучении предмета, ниже рейтинг сложности физики.

Рейтинг популярности физики среди учащихся базируется на представлениях о двух видах общей одарённости: интеллектуальной и творческой (креативности). Учитель физики считает талантливым каждого своего ученика. Психологи в своих исследованиях выявили независимые типы одарённости: художественной, практической, научной – совмещающей в себе черты предыдущих [3]. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребёнка. Определённую роль играет фиксирование предметов, выбираемых для сдачи экзаменов по выбору в выпускных классах (наряду с выбранными учащимися предметами отмечаются: количество сдающих, качество их успеваемости по итогам года и на экзамене, количество выпускников, подтвердивших годовую оценку, получивших ниже или выше годовой). Поскольку с 2008/09 уч. г. баллы ЕГЭ не переводились в пятибалльную систему школьных отметок, показатели критериев рейтинга корректировались. Оценивание знаний по итогам года – процесс субъективный, процесс подтверждения или неподтверждения годовых оценок может происходить в обоих направлениях – и занижения, и завышения. К тому же выполнение экзаменационных работ зависит от работоспособности учащегося именно в часы экзамена. Поэтому погрешность в объективности данных сравнительных показателей, несомненно, присутствует.

Кроме того, не всегда выпускники выбирают популярные специальности, а следовательно, популярные предметы. Достаточно привести один из примеров прошлой весны, когда объявили о введении в медицинских вузах вступительного экзамена по физике. Известно, что физико-математический и химико-биологический – два различных направления профильного обучения в 10–11-м классах. Учащиеся первого направления обучаются по более сложному УМК, им отводится значительно большее (в три раза) количество часов на изучение теоретического и экспериментального материала. Учащиеся химико-биологического профильного класса, мечтающие поступить в медицинские вузы, изучали физику на базовом уровне. Считается, что за 2 ч в неделю можно подготовить учеников к успешной сдаче ЕГЭ: на уроке проверить домашнее задание, изучить новый материал с хорошими демонстрационным и фронтальным экспериментами, математическими выкладками, закрепить его в процессе решения нескольких усложняющихся задач. Но каждый следующий урок – новая тема в соответствии с программой и учебником! Где время на вдумчивое, неспешное (чтобы ученик сам догадался) решение задач части С по темам повторения? Только дома при самоподготовке или на факультативных занятиях с учителем. Хорошим подспорьем являются часы элективного предмета «Практикум решения задач по физике», например, 1 ч из регионального плюс 1 ч из школьного компонентов учебного плана. Надо дать возможность желающим ученикам заниматься в заочных физико-технических школах, например, ЗФТШ МФТИ, создавая кружки на базе школы. Объявление о вступительном экзамене по физике в медицинский вуз пришлось отменить.

Что планировали, вводя данный вступительный экзамен, о чём абитуриенты узнали практически накануне ЕГЭ и впали в замешательство? Подчеркнуть важность физических знаний в профессии врача – да, отобрать вооружённых наиболее разносторонними знаниями абитуриентов – да, облегчить поступление в медицинский вуз именно юношам – да, и т. д. Однако в таких условиях выбор выпускником ЕГЭ по физике не является показателем её популярности в рейтинге предметов. Характеризует ли деятельность учителя количество выбравших экзамен по его предмету и качество знаний, проявленных на ЕГЭ? В какой-то степени – да, но эта степень не выходит (по моему мнению) за 50%-ный барьер. Тем более не претендует на абсолютную характеристику педагогической деятельности учителя.

На рейтинг популярности физики влияют (приоритетные факторы выделены курсивом): • наличие в регионе технических вузов, их популярность и ориентация на поступление именно в них, рекомендации учителей физики • желание углублённо заниматься изучением физики • семейные традиции, рекомендации родителей, опыт родственников и друзей • высокий уровень развития памяти, которая служит основой приобретения и последующего использования ЗУН по физике • убеждённость в успешности именно в физико-технической сфере деятельности • освещение в литературе, кино, СМИ достижений и перспектив развития физической науки и техники • практический опыт участия в физико-технических олимпиадах, выставках, конкурсах, конференциях, научных обществах, элективных курсах, кружках • перспективность, престижность выбора физико-технических специальностей, желание применить свои способности на пользу стране • обучение в профильных классах.

Иногда приходится слышать от учителей-предметников разговоры об отсутствии у учащихся интереса к изучаемому материалу и даже об отсутствии всяких интересов вообще. К счастью, учителям физики такой пессимизм незнаком. в процессе наблюдений за учениками с самых первых изученных тем они выделяют семиклассников, не проявляющих особого интереса, но задавших хотя бы один любознательный вопрос, поделившихся жизненными наблюдениями, своими впечатлениями, проявившими склонность к изучению устройства того или иного физического прибора. Ведь ни к чему не способных детей нет. Достаточно побеседовать с таким учеником, чтобы определить степень развития его интересов, подсказать адрес ближайшего авиамодельного кружка или посетить с учениками студию радиоэлектроники – и ребёнок начинает удивлять своими успехами даже родителей. А может, и не сразу успехами, а просто развивающимся интересом.

Физика – предмет, учебно-научный материал которого отвечает познавательным интересам практически всех учащихся, на основе его изучения можно развить самые разнообразные познавательные интересы. Вот результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведённого 22–23 августа 2009 г. [4]:

«Алгебра, русский и иностранный языки, а также история, по мнению россиян – родителей учащихся, – являются важнейшими предметами в школьной программе и обязательно пригодятся детям в будущем. На вопрос о важности тех или иных школьных предметов респондентам разрешалось дать любое количество ответов. За алгебру проголосовали 50% опрошенных, за русский – 47%, за иностранный язык – 25% и почти столько же, 24%, высказались за историю. Далее идёт физика – 17% голосов. На процент меньше набрала литература. Информатика заняла 7-е место (13%). Химию считают важным предметом 9%, географию – 7%, а физкультуру – 4%. Биология набрала 3%. изучать ОБЖ хотят 2% школьников. По 1% набрали обществоведение, труд, экономика, этика и культурология. Еще 1% респондентов ответили, что усиленно изучать те или иные предметы нужно исходя из способностей и дальнейших планов на жизнь. Полагают, что необходимо изучать все предметы, 12%. Затруднились ответить 25%. Опрошено 1,6 тысячи человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%».

Читаешь и задумываешься, что лишь 17% опрошенных собираются осознанно пользоваться практическим воплощением физических знаний – техническими благами современной цивилизации, а что будет с теми 83%, которых лишить этих благ (например, метро, автомобилей, компьютера, телевидения, телефона, медицинской техники, строительных технических устройств, авиации и флота и т. д. до бесконечности)? Вечен спор о необходимости изучения того или иного предмета. Естественно, надо знать родной язык, культуру, уметь считать, общаться, но не знать науку, лежащую в основе развития цивилизации, от которой зависит и сама эта цивилизация, и благополучие каждого человека, по меньшей мере нельзя, а в конечном счёте – просто опасно!

К счастью, школьники понимают это (физика не нравится всего 4% из них). Человек – часть природы, живёт в единстве с ней, в созданном им искусственном мире постоянно совершенствующейся техники, призванной облегчить жизнь, сделать её более комфортной, интересной, экологически безопасной. Изучая физику, человек не только познаёт природу, но и стремится помочь ей: выпускники школы, изучившие на базовом уровне все основные разделы фундаментальной физики, видят выход из экологических кризисов в развитии и совершенствовании техники на основе развивающейся физической науки, приходящей на помощь природе.

Почему-то стало распространённым не изучать в школе астрономию: этот предмет, по своему содержанию глубоко мировоззренческий, призванный завершить формирование мировоззренческой картины мира в умах выпускников, в течение многих лет не включается в Федеральный и региональный компоненты учебного плана. Вот и создаётся впечатление о ненужности изучения в школе основ естественных наук, снижается рейтинг их популярности среди школьников. По рейтингу ИОСО РАО (Насколько вам нравятся следующие учебные предметы?) почти половине респондентов «нравятся, очень нравятся» химия (48%) и физика (43%), причём выбирают их те ученики, которые стопроцентно продолжат учёбу в вузе.

Следует учитывать, что на отношение к тому или иному предмету оказывают влияние симпатия-антипатия к конкретному учителю, успеваемость, трудоёмкость домашних заданий и др. Обстоятельства, влияющие на снижение рейтинга популярности физико-технических специальностей: трудности в поисках будущей работы или её низкая оплата, неблагоприятное влияние профессии на здоровье, неадекватная оценка своих способностей для успешного освоения профессии. Если учитель физики является для учащихся источником информации о физико-технических профессиях, консультантом в вопросах профессионального выбора, постоянно организует экскурсии во внеурочное время, готовит девятиклассников к осознанному выбору профиля обучения в старших классах, то с рейтингом популярности физики в его школе всё в порядке.

Рейтинг учителя физики. Работа учителя физики многогранна и в отличие от работы учителей других предметов очень разнообразна даже в течение одного урока. Учитель всегда в курсе всех технических новинок, свободно отвечает на вопросы учеников и учителей об использовании самой современной техники, ориентируется в источниках информации и учит этому своих учеников. Учитель физики наиболее восприимчив ко всему новому, тем более что стремительное внедрение современных ТСО, связанных с ИКТ, априори делает из него новатора. Поэтому, сразу оговоримся, критериев, отражающих в полном объёме его деятельность, просто не может быть (учитель физики «идёт впереди критериев»).

Однако для выстраивания рейтинга необходимо использовать общие для учителей всех предметов показатели. Среди множества методик расчёта рейтинга учителя, на мой взгляд, простым, объективным и доступным можно считать расчёт по формуле [5]:

Rуч = Rпр + Rвн + Rм + Ra, где

Rпр = rcp + Kсл – 0,2N – результативность работы учителя по предмету; rcp – балл по предмету, усреднённый по всем классам учителя; Kсл – коэффициент сложности по предмету (1,1 – для математики; 1,0 – для иностранного языка и ОИВТ; 0,9 – для физики и химии, 0,8 – для русского языка и литературы; 0,6 – для истории, основ современной цивилизации, географии и биологии; 0,5 – для ОБЖ; 0,4 – для труда; 0,3 – для черчения; 0,2 – для ИЗО; 0,1 – для музыки), N – количество итоговых двоек (если учитель работает в классах КРО, к полученному результату прибавляется 0,2 балла);

Rвн = Vш + Vпр + Vкро + М – результативность внеклассной работы по предмету; Vш – оценка за призовые места учащихся на школьных олимпиадах, конкурсах и т. п. (1-е место – 2 балла, 2-е место – 1 балл, 3-е место – 0,5 балла); Vпр – оценка за призовые места учащихся на районных (3 балла), городских (4 балла), областных (5 баллов) олимпиадах, соревнованиях и т. п.; Vкро – оценка за проведение предметных конкурсов в классах КРО (до 3 баллов); М – оценка за проведение внеклассного мероприятия по предмету в рамках параллели учащихся или всей школы (до 3 баллов);

Rм = P1 + P2 + P3 + P4 + P5 + P6 – результативность методической деятельности: P1 – оценка за участие в конкурсе «Учитель года» и т. п. (до 7 баллов); P2 – оценка за разработку методических материалов с рецензией ИУУ (до 5 баллов); P3 – оценка за материалы выступлений учителя на педсоветах, семинарах и т. п. (до 4 баллов); P4 – оценка за материалы, представленные учителем на методическую выставку (до 3 баллов); P5 – оценка за обобщение опыта по инициативе учителя (до 3 баллов); P6 – оценка за опубликованные методические материалы (до 3 баллов);

Ra = A1 + A2 + A3 + A4 + A5 + A6 – рейтинг учителя у администрации: A1 – оценка за оформление документации (до 10 баллов), A2 – за дежурство по школе в соответствии с положением о дежурстве (–1 ... +1 балл), A3 – за соблюдение трудовой дисциплины в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (–1 ... +1 балл), A4 – за подготовку и проведение открытых мероприятий, повышающих престиж школы (до 10 баллов), A5 – за отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и учащихся (–1 ... +1 балл), A6 – за своевременное выполнение поручений (–1 ... +1 балл).

Примеры расчётов рейтинга учителя можно посмотреть на сайтах [6].

И всё-таки: должна ли физика нравиться? Может ли обойтись цивилизованный человек без знания физики в современном мире? Считая себя «чистыми гуманитариями», активно пользуясь техническими благами современной цивилизации, некоторые просто не замечают физику и технику. Как воздух, который замечаешь только тогда, когда становится трудно дышать...

 

Литература

  1. Степанова М.И., Александрова И.Э., Седова А.С. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе / НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН // Вестник образования России. 2004. № 9. С. 68–73.
  2. СанПиН 2.4.2.1178–02. Приложение 6 – рекомендуемое.
  3. Учителю о психологии / Е.Д. Божович и др.; под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 286.
  4. Информационная службой портала MoiGorod.Ru по материалам сайтов URL: http://www.ucheba.ru; http://ibk.ru.
  5. URL: http://zam.resobr.ru
  6. URL: http://verhspas.68edu; http://pedsovet.org; http://verhspas.68edu.ru/Rejting_utchitelja_1.htm; http://shara-asarga.narod.ru