Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2010

Конкурс "Я иду на урок"

Е. Б. Нилова,
< elennilova@rambler.ru >, МОУ СОШ № 3, г. Можайск, Московская обл.;
И. Н. Шипикова,
МОУ СОШ № 3, г. Можайск, Московская обл.

Климат: физико-географическая характеристика местности

Я иду на урокЦели урока: активизация познавательной деятельности; формирование единой картины мира; развитие интереса к предмету; обучение навыку самостоятельно добывать знания, анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный этап (1 мин)

II. Изучение нового материала (35 мин)

Учитель географии. Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок, вести его будут сразу два учителя. Тема урока «Климат – это физико-географическая характеристика местности». Мы увидим, что климат – это не только географическое, но и физическое понятие. Давайте вспомним определение климата.

Учащиеся. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Учитель географии. Сведения о климате очень ценили, изучали его с древних времён. Сохранились очень интересные сведения. Давайте прослушаем сообщение.

Учащийся. Самые первые сведения о климате нашей страны содержатся в «Одиссее» Гомера, трудах Геродота. Точные и подробные описания климатических явлений зафиксированы в русских летописях. Они свидетельствуют о суровых зимах, летних засухах, обильных осадках и наводнениях. Так, русские летописи 1080 г. повествуют: «От беспрерывных неслыханных жаров все растения и нивы усохли, леса в болотных местах воспламенялись» [1].

1180 год на Руси был чрезвычайно дождливым, а 1280-й – весьма засушливым. Жаркое лето 1380 г., отмеченное великим историческим событием – Куликовской битвой, – сменилось тёплой и продолжительной осенью: «Осень тогда была долга, и дни солнечные, и теплота большая до Рождества». В 1779–1780 гг. была отмечена необычайно снежная и суровая зима на юге России, а многоводная весна сменилась большой засухой. Зимой 1879 г. были очень сильные морозы на юге Русской равнины. Сведения летописей актуальны и сегодня, т. к. отражают колебания климата во времени.

Учитель географии. Какую роль играет климат в жизни человека? Почему сведения о нём актуальны и в наши дни?

Учащиеся. Климат имеет огромное значение для земледелия, транспорта, военного дела, строительства, влияет на всю жизнь человека. Изучение климата является одной из задач космических исследований.

Учитель географии. От каких факторов зависит климат? (Анализ схемы.)

схема1

Учащиеся. Климатообразующие факторы делятся на три группы. Первая группа – космические факторы. Ведущую роль играет солнечная радиация. Вторая группа – планетарные факторы. К ним относятся воздушные массы Земли, которые отвечают за атмосферную циркуляцию. Третья группа – географические факторы, это географическая широта, подстилающая поверхность, влияние океанов, высота над уровнем моря. (Ответ с опорой на таблицу в пособии [2].)

Учитель географии. Отдельные показатели: температура, осадки, испаряемость не могут характеризовать климат территории. Только их взаимодействием можно определить особенности климата. Важно знать не только количество осадков, но и количество испарившейся влаги. Вспомните, что такое испаряемость, от чего она зависит?

Учащиеся. Испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с водной поверхности при данной температуре; она выражается в миллиметрах слоя испарившейся воды за заданное время (например, в среднем за год).

Учитель географии. От величины испаряемости зависит коэффициент увлажнения. Что это за величина?

Учащиеся. Коэффициент увлажнения – это отношение годового количества осадков к годовой испаряемости для данного ландшафта.

Учитель географии. Какой бывает эта величина?

Учащиеся. К = 1 – нормальное увлажнение, К > 1 – избыточное увлажнение, К < 1 – недостаточное увлажнение, К < 0,3 – увлажнение скудное.

Учитель географии. Коэффициент увлажнения – это важнейший показатель, который даёт чёткое представление о климатических условиях территории, т. к. связывает между собой несколько элементов климата. Ребята, а где ведутся наблюдения за климатом?

фото1

Учащиеся. На метеорологических станциях. Систематическое наблюдение за погодой с помощью приборов началось со времён М.В. Ломоносова. В 1724 г. он организовал первую метеорологическую станцию, которая регистрировала показания приборов без участия наблюдателя. Его заслуга в области географии не только в этом: он заложил основы полярной океанографии, по его инициативе была организована первая экспедиция в Северный Ледовитый океан. Ни разу не побывав в Южном полушарии и не имея достоверных сведений о его природных условиях, Ломоносов высказал гениальную догадку о существовании ледяного материка вблизи Южного полюса, фактически предсказав существование современной Антарктиды. Это произошло за четверть века до плавания Дж. Кука в высокие широты Южного полушария, который утверждал, что никакого материка южнее 60° ю. ш. быть не может [1].

Учитель географии. Сейчас мы проведём небольшую практическую работу по определению коэффициента увлажнения, используя климатические карты. Полученные данные занесите в табл. 1 [2] и сделайте вывод. (Учащиеся выполняют первую практическую работу, записывают вывод.)

Тема «Климат – физико-географическая характеристика местности»

1. Практическая работа «Определение коэффициента увлажнения К».

Таблица 1

Город

Среднегодовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

К

Природная зона

Анадырь

400–600

125

3,2

Тундра

СПб

800–600

250–500

3,2

Тайга

Москва
(Можайск)

600–800

500

1,2

Смешанный лес

Ростов-на-Дону

400–600

750

0,5

Степь

Астрахань

200–400

1000

0,2

Полупустыня

ВЫВОД: коэффициент увлажнения определяет характер растительности, почв, влияет на воды. Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат.

• Термины, введённые М.В. Ломоносовым: термометр, формула, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита.

2. Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха».

Цель: определить относительную влажность воздуха.

Оборудование: термометр, стакан с водой, кусочек марли, нитка.

Ход работы

  1. С помощью термометра измерьте температуру воздуха в комнате t1 °С.
  2. Привяжите к нижней части термометра марлю так, чтобы часть её свисала, и опустите свисающий конец марли в стакан с водой.
  3. Запишите температуру увлажнённого термометра t2 °С после того, как спиртовой столбик перестанет опускаться (через 3–4 мин).
  4. По психрометрической таблице найдите относительную влажность воздуха φ.

Таблица 2

t1 °С

t2 °С

(t1t2) °С

φ%

16

11

5

54

ВЫВОД. На основе разности показаний сухого и влажного термометров с помощью психрометрической таблицы определили относительную влажность воздуха в классе: 54%. Микроклимат благоприятный.

Учитель физики. Ребята, мы рассмотрели климат как географическую характеристику местности, а теперь нам предстоит убедиться, что это ещё и физическая характеристика. Отдельными показателями климата, как уже говорила Ирина Николаевна, являются температура, осадки, испаряемость. Вы проведёте вторую практическую работу по определению ещё одного, не менее важного показателя – относительной влажности воздуха. Атмосферный воздух, как нам известно, содержит водяные пары. в результате какого явления это происходит?

Учащиеся. Атмосферный воздух содержит водяные пары за счёт явления испарения.

Учитель физики. Какое явление называется испарением?

Учащиеся. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Учитель физики. От чего зависит скорость испарения жидкости?

Учащиеся. Скорость испарения жидкости увеличивается с повышением температуры, с увеличением площади её поверхности; с усилением ветра.

Учитель физики. Прошу обратить внимание на понятия «испарение» и «испаряемость». Какая между ними разница?

Учащиеся. Испаряемость – это величина, которая характеризует явление испарения в данной географической местности.

Учитель физики. Большое значение сыграли работы М.В. Ломоносова. В чём они заключались, нам расскажет Козлова Анна.

Учащаяся. Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов дал правильное объяснение явлению испарения с точки зрения молекулярной теории, а также объяснил явления плавления и теплопроводности. Он создал первую в истории экспериментальную площадку – автоматическую метеорологическую станцию. Он сконструировал оригинальные приборы – флюгер, термометры и барометры. М.В. Ломоносов считал эксперимент критерием истинности. Его подход к изучению явлений природы вошёл в сокровищницу русской духовной культуры. В русском языке много слов, введённых Ломоносовым: термометр, формула, поршень, упругость, сферический, атмосфера, барометр, манометр, преломление лучей, полюс магнита [4].

Учитель физики. Спасибо. А теперь задание. На ваших бланках перечислены все эти термины. Подчеркните те из них, которые используются на уроках физики и географии.

Учащиеся. Термометр, формула, атмосфера, барометр.

Учитель физики. Что вы можете рассказать о термометре?

Учащиеся. Это прибор для измерения температуры. Его действие основано на тепловом расширении жидкости – ртути, спирта.

Учитель физики. Перед вами лежат термометры. Посмотрите на них и назовите пределы измерения, цену деления, температуру воздуха в классе.

Учащиеся. Пределы измерения: от ... до ... . Цена деления 1 °С. Температура 18 °С.

Учитель физики. Показания термометра вы будете использовать для определения относительной влажности воздуха в классе. Указания к работе найдёте на карточке. Результаты вычислений занесите в табл. 2. Приступайте.

Объясните действия, которые вы производили, и огласите результат.

Учащиеся. Мы измерили температуру воздуха в классе. Потом мы обернули нижнюю часть термометра влажной марлей и подождали, пока показания термометра перестали изменяться. Уменьшение температуры объясняется интенсивностью испарения влаги с марли. Чем суше воздух, влажность которого мы измеряем, тем сильнее испарение, и потому тем ниже показания смоченного термометра. Если влажность в классе большая, то интенсивность испарения низкая. На основе разности показаний сухого и влажного термометров с помощью психрометрической таблицы мы определили относительную влажность воздуха в классе (результаты в табл. 2) [5].

Учитель физики. По результатам ваших измерений получилось, что микроклимат класса благоприятный, т. к. относительная влажность воздуха в пределах 40–60%, а вот климат нашей местности – не очень, К = 1,2. В чём причина?

Учащиеся. Микроклимат в помещении искусственно поддерживается с помощью центрального отопления, комнатных растений.

Учитель физики. Да, а в природе человек ещё не научился искусственно поддерживать требуемые климатические условия. Атмосфера влияет на нашу жизнь, но наука не даёт нам пока возможности управлять окружающей средой. Знания о климате и погоде делают нашу жизнь безопаснее.

III. Домашнее задание (3–4 мин)

Определите температуру воздуха и влажность воздуха в вашей квартире и оцените (письменно) микроклимат, используя любой способ [2].

 

Литература

  1. Физика. Занимательные материалы к урокам. 8 класс / Авт.-сост. А.И. Сёмке. М.: НЦ ЭНАС, 2004.
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: методич. пособие для учителя по освоению и использованию педагогич. технологии ИСУД, дидактич. ресурса личностно-ориентиров. образоват. процесса. М.: «5» за знания, 2006.
  3. География России: в 2 кн. / В.П. Дронов и др.; под ред. В.П. Дронова. 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 класс: учеб. для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений.
  4. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7–11 классы / Сост. М.А. Петрухина. Волгоград: Учитель, 2004.
  5. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005.

 

НиловаЕлена Борисовна Нилова – учитель физики первой квалификационной категории, окончила Смоленский ГПИ в 1997 г., педагогический стаж 13 лет. Педагогическое кредо: каждый ребёнок – это маленький волшебник, умеющий творить добро; задача взрослых «магов» – не мешать саморазвитию и самореализации ребёнка; не ломать его индивидуальность, а помочь ей развиться. Проблема: второй год школа не имеет своего здания (нынешнее признали аварийным, а на ремонт денег нет). Награды: Почётная грамота Министерства Московской области. В семье всё благополучно – 15 лет в счастливом браке, двое детей – дочь 14 лет и сын 7 лет.


ШипиковаИрина Николаевна Шипикова – учитель географии первой квалификационной категории, окончила МОПИ им. Н.К. Крупской в 1988 г., педагогический стаж 21 год. Место работы постоянное – СОШ № 3. Награждена Почётной грамотой Комитета по народному образованию администрации Московской области.