Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2010

Учебные занятия

Л. А. Александрова,
< kurgan_pl8@mail.ru >, ГОУ НПО ПЛ № 8, г. Курган

Устами младенца

Цели игры: способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению новых естественно-научных знаний • содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, учить групповым формам работы • способствовать развитию быстроты реакции, умения применить знания в необычной ситуации.

Ход игры

На сцене четыре стола для восьми игроков с сигнальными карточками, «экран телевизора», атрибуты детской комнаты (игрушки, шары…).

Ведущий. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы очень рады видеть вас на нашей игре «Устами младенца». Но игра не простая, а физическая. Окружающий нас мир материален. Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов, материальны свет, звук, радиоволны, физические поля. Всё, что происходит вокруг, очень волнует и интересует маленьких жителей нашей планеты, именно поэтому мы решили провести эту игру*.

Наша игра состоит из трёх туров, в которых любознательные «младенцы» будут искать ответы на интересующие их вопросы. А отвечать им будут учащиеся 2-го курса. На сцену приглашаются четверо юношей и четыре девушки (они занимают места за столиками, стоящими на сцене, разбиваясь на пары).

Судить их глубокомысленные ответы будет великолепное жюри. (Представление жюри.)

Итак, мы начинаем 1-й тур игры «Устами младенца».

 

1-й тур. «Отгадалки»

Ведущий. Участники в этом конкурсе могут набрать до 50 баллов, если отгадают, о чём идёт речь, с первой попытки. Каждая пара получает по одному заданию. За правильный ответ на 1-й вопрос даётся 25 баллов. При неправильном ответе можно попытаться ответить на 2-й вопрос (15 баллов), а в случае и этой неудачи – на 3-й (5 баллов). (К «экрану телевизора» подходит «малыш» и, картавя, задаёт вопросы.)

Задание для первой пары. 1. Эта «штучка» очень маленькая. Она может летать с очень большой скоростью, а может просто качаться. 2. Она находится во всех веществах и в разных веществах различная. 3. Она состоит из атомов. (Молекула.)

Задание для второй пары. 1. Оно бывает разным. Мы можем видеть это в природе, а можем получить на опыте. 2. Оно может оттолкнуть, а может притянуть, может светить, а может греть. 3. Бывает электрическое, механическое, световое, тепловое, магнитное. (Физическое явление.)

Задание для третьей пары. 1. Оно может быть повышенным, пониженным, нормальным. С его помощью мы пьём и едим. А на высоте оно другое. 2. От него зависит жизнь не только человека, но и животных. 3. Его измеряют барометром. (Атмосферное давление.)

Задание для четвёртой пары. 1. Он очень мал, может быть равным нулю и не может существовать отдельно от материи. 2. От него зависит взаимодействие некоторых тел, больших и малых, чёрных и белых, горячих и холодных, странных и ужасных. 3. Его можно обнаружить электроскопом. (Электрический заряд.)

 

Ведущий. Сейчас вам будут предложены загадки с подсказками об учёных и других известных людях.

Задание для первой пары. Кто этот учёный? 1. Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. 2. Он – крупный изобретатель. С одним из его открытий мы сталкиваемся каждую неделю. 3. По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед.)

Задание для второй пары. Кто этот путешественник? 1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. 2. Совершённое им прославило человеческий разум, его самого и его Родину. 3. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом пути: «Поехали!» (Космонавт Ю.А. Гагарин.)

Задание для третьей пары. Кто этот всем известный учёный? 1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии. 2. Главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она-то и прославила его имя. 3. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека. (Вильгельм Конрад Рентген.)

Задание для четвёртой пары. Что это за тело, с которым вы все знакомы, в нашем чёрном ящике? 1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов. 2. С ним дружат некоторые спортсмены. 3. По нему плакала Таня. (Мяч, шар.)

 

Ведущий. В нашей игре появляются лидеры, которых, однако, ещё можно обогнать. Итак, 2-й тур игры.

 

2-й тур. «Обгонялки»

Ведущий. Участники должны как можно быстрее ответить на вопросы, обгоняя друг друга, и заработать 25, 15 или 5 баллов. Отвечает тот, кто первым поднимет сигнальную карточку.

• 1. Он бывает не везде, чаще всего там, где имеется огромное пространство.

2. Как моргнёшь, может исчезнуть, если ты в пустыне или на море.

3. В этом доме, в этом оазисе нельзя жить, на этом пароходе нельзя плавать.

(Ответ. Мираж.)

• 1. Его совершают все тела, процессы, мысли.

2. Это совершают люди, животные, машины, пароходы, это совершают самолёты.

3. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни.

(Ответ. Движение.)

• 1. Это есть у всех тел на Земле, и у всех тел она разная: у одних – больше, у других – меньше.

2. Если бы её не было, то было бы непонятно, как покупать что-нибудь.

3. Её можно взвесить.

(Ответ. Масса.)

• 1. Его мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях.

2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.

3. Если он проходит в каком-либо приборе, то становится электрическим.

(Ответ. Электрический ток.)

• 1. Это может случиться с каждым в жизни, иногда – случайно, иногда – специально.

2. Если на улице гололёд, то это происходит случайно, а если это игра в баскетбол или бейсбол, то это может быть специально.

3. Из-за того, что это совершило яблоко, И. Ньютон открыл закон.

(Ответ. Падение.)

 

Ведущий. В нашей игре появляются явные лидеры, которых тем не менее могут ещё догнать другие после следующего конкурса. Итак, 3-й тур игры.

 

3-й тур. «Догонялки»

Ведущий. Каждой паре задают по 10 вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете 5 баллов, а всего можете заработать 50 баллов.

Вопросы первой паре. • Оно нагревает тела. (Трение.) • Это часть внутренней энергии. (Количество вещества.) • Любое вещество может находиться в трёх различных… (Состояниях.) • Выдающийся физик, создатель СТО. (А. Эйнштейн.) • Чем она больше, тем изменение скорости меньше. (Масса.) • Четвёртое состояние вещества. (Плазма.) • Где находится Пизанская башня? (В Италии.) • Температура кипения зависит от… (Давления.) • Вещества, проводящие электрический ток. (Проводники.) • Если она увеличивается, то человек болеет. (Температура.)

Вопросы второй паре. • Внутреннее трение текучих тел. (Вязкость.) • Выдающийся физик и астроном, родившийся в Италии. (Г. Галилей.) • Вещества, не проводящие электрический ток. (Диэлектрики.) • Энергия положения. (Потенциальная.) • Произведение массы на вектор скорости. (Импульс.) • Движение под действием реактивной силы. (Реактивное.) • Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (Испарение.) • Отрицательно заряженная элементарная частица. (Электрон.) • Физико-химические процессы, происходящие в электролитах. (Электролиз.) •  Передача энергии от более нагретых участков к менее нагретым. (Теплопроводность.)

Вопросы третьей паре. • Тиканье часов, гул моторов, шелест листьев – всё это… (Звук.) • Главный конструктор космических кораблей. (С.П. Королёв.) • Телескоп, бинокль, фотоаппарат, лупа – это приборы, которые называют… (Оптическими.) • Энергия движения. (Кинетическая.) • Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое. (Кристаллизация.) • Выдающийся английский физик и математик, основатель классической механики. (И. Ньютон.) • Раздел физики, изучающий механическое движение. (Механика.) • Газовый процесс с изменением параметров при постоянной температуре. (Изотермический.) • Процесс переноса энергии в вакууме. (Излучение.) • Абсолютный нуль температуры. (–273 °С.)

Вопросы четвёртой паре. • Процесс переноса энергии в газах и жидкостях. (Конвекция.) • Им измеряют силу тока. (Амперметр.) • Раздел физики, изучающий тепловые процессы. (Термодинамика.) • Оно сохраняет форму и объём. (Твёрдое тело.) • Какие тела излучают энергию? (Нагретые.) • Единица оптической силы. (Диоптрия.) • Причина изменения скорости. (Сила.) • Энергия движения и взаимодействия молекул. (Внутренняя.) • На каком острове родился Архимед? (На Сицилии.) • Что выражается в рентгенах? (Уровень радиации.)

Ведущий. Наша игра подходит к концу. Мы надеемся, что ирония, с которой «малыши» задавали вопросы, вам понятна. Ведь не только юмористы должны ценить шутку. Нам сегодня хотелось, чтобы вы просто улыбнулись. (Жюри подводит итоги, награждает победителей.)

АлександроваЛюдмила Александровна Александрова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила Курганский ГПИ в 1978 г., отличник профессионального образования, педагогический стаж 30 лет. Педагогическое кредо: фундамент знаний должен быть из гранита, а не из песка.



* В электронных приложениях к № 5 приведена медиаверсия игры: интерактивная презентация и видеофрагменты с «детскими» вопросами, которые задают дошкольники. – Ред.