Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2010

Учебные занятия

Т. С. Потапова,
МОУ СОШ № 7, г. Череповец, Вологодская обл.

Игровые формы обучения – важнейшее условие мотивации и развития интереса к физике

В 7-м классе, когда физика в школе только начинается, практически единственное действенное средство мотивации – возбуждение интереса к изучаемому предмету. Очень эффективными являются игровые формы обучения при повторении, обобщении, подготовке к контрольным работам. Они позволяют не только повторить основные понятия, формулы, единицы физических величин, закрепить умение решать задачи (т. е. обобщить всю «сумму знаний», полученных ранее), но и привлечь обучающихся к выполнению заданий, заинтересовать каждого школьника, изучить и развить его индивидуальные интеллектуальные и творческие способности.

На этапе подготовки школьники составляют опорные конспекты, кроссворды, пишут доклады или изготавливают физическое домино. Эти материалы используются на уроке и дают возможность раскрыться каждому ученику. У каждого ребёнка появляется редкий шанс проявить себя, а учитель получает возможность учесть особенности, отметить уровень знаний и умений учащегося, подбирая посильные и интересные для него задания.

Можно придумать много необычных задач, вопросов, конкурсов на любой вкус и любой сложности. При подведении итогов не стоит оценивать всех слишком строго, ведь способности и интересы участников разные. Пусть каждый получит оценку в соответствии со своими способностями и усердием в работе. Если не будет успехов, то не будет и желания к продолжению учебной деятельности.

Игровые технологии можно использовать на любом этапе урока при изучении любой темы. Опыт показывает, что такие методы действительно эффективны и повышают качество знаний. Например, в 7-м классе можно провести урок решения задач на расчёт пути и времени движения в форме путешествия. Учащимся выдаются схемы маршрутов и задания, которые нужно выполнить в течение урока.

На старте проверяется знание формул, обозначение и единицы физических величин с помощью сигнальных карточек; учащиеся отвечают на вопрос, поднимая нужную карточку. Вопросы: как обозначаются путь, скорость, время? Какая величина имеет основную единицу 1 м? Какая величина может быть выражена в км/ч? Как найти скорость? И т. д. Захватив «багаж необходимых знаний», можно отправляться в путь. Приведу пример игры на уроке по теме «Расчёт пути и времени движения» (раздел «Взаимодействие тел»), 7-й класс.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Packsyst.Ru. Если Вы решили приобрести качественное и надежное упаковочное оборудование, которое прослужит долгие годы, то оптимальным решением станет посетить сайт www.Packsyst.Ru. Перейдя по ссылке: «куплю упаковочное оборудование», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать упаковочное оборудование по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Packsyst.Ru.

Маршрут

рис.1

Сигнальные карточки:

рис.2

Ромашковое поле. На «ромашковом поле» растут необычные цветы, на каждом лепестке – задание. (Например: что такое механическое движение? что значат слова «скорость тела 5 км/ч»? что такое траектория? путь? и т. д.).

Решалка

Задача 1. Турист за 10 мин прошёл путь 900 м. Вычислите среднюю скорость движения туриста.

Задача 2. Какой путь прошёл автобус за 15 мин, двигаясь со скоростью 72 км/ч?

Задача 3. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 54 км/ч, а за следующую минуту прошёл путь 360 м. Какова средняя скорость движения поезда?

Графическая

Индивидуальный маршрут

Финиш (Молодцы!)

Таким образом, можно повторить определения, перевод единиц, физический смысл скорости. Далее совместно решаются задачи у доски. Необходимо обратить внимание на правильное оформление. Важно также остановиться на станции «Графической» и поработать с графиками движения. В конце каждому предлагается самостоятельно решить задачу на выбор, т. е. добраться до финиша по индивидуальному маршруту (даю задачи из задачника). На финише подводятся итоги урока и делается вывод, что это не конец путешествия, а только начало большого пути. Предстоит научиться решать расчётные, качественные, комбинированные, экспериментальные задачи. Школьники демонстрируют свои работы: кроссворды, опорные конспекты, доклады.

Примеры заданий в игровой форме на различных этапах урока даны в таблице.

Повторение

  • Работа по карточкам.
  • Физбол.
  • Эстафета (лист с вопросами, на которые отвечаем по рядам).
  • «Дуэль» (задаём друг другу заранее подготовленные вопросы).
  • Физическое домино.
  • «Ромашка» с формулами и т. д.

Объяснение нового материала

  • Подготовка и выступление с докладами по новой теме.
  • Составление опорных конспектов и объяснение с их помощью изучаемого материала.
  • «Индивидуальный образовательный маршрут» (знания добываются самостоятельно по предложенным учителем вопросам).
  • «Изобрази явление или формулу» и т. д.

Закрепление знаний

  • «Найди ошибку».
  • Аукцион графиков и задач.
  • «Проведи опыт» (выполни по описанию и объясни).
  • Составление вопросов и задач для взаимопроверки и т. д.

Домашняя работа

  • Кроссворды.
  • Рефераты.
  • Доклады.
  • Опорные конспекты.
  • Стенгазеты.
  • Другие творческие задания (например: «Объясни инопланетянину, что такое атмосферное давление»)