Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2010

Конкурс "Я иду на урок"

Итоги конкурса «Я иду на урок»

В 2009 г. в рамках конкурса были опубликованы 29 уроков и серия из семи уроков на тему «Электромагнитные волны» проф. В.В. Майера. Все работы оценивались по 5-балльной системе в каждой из четырёх категорий: эффективность усвоения учебного материала; оригинальность подбора материала и планирования учебной деятельности; возможность воспроизведения урока; профессионализм. Критериями присуждения премии «Мастер» являлись эффективность и нестандартность урока в сочетании с высоким профессионализмом. В жюри вошли двенадцать учителей из разных городов и посёлков России, участвовавших в наших прежних турах и показавших высокие результаты. Их фотографии вы видите ниже. На особицу стоят уроки проф. Валерия Вильгельмовича Майера – высокопрофессиональные, для подготовленных (как отмечает сам автор) детей, обучающихся по программе физматклассов. По мнению многих членов жюри, эти уроки – практически недостижимый (по разным причинам) для рядового учителя образец, а их автор – даже не Мастер, а Грандмастер. По этой причине мы не приводим рецензии на эти уроки – они вне критики. И члены жюри, и читатели газеты выразили пожелания автору издать эти и другие уроки в виде отдельной книжки или диска – с видеофрагментами опытов, опорными конспектами и прочим сопроводительным материалом. Звания «Мастер», согласно мнению большинства членов жюри, удостоена Валентина Анатольевна Рыбицкая за урок-исследование с компьютерной поддержкой «Загадки поверхностного натяжения» (10-й кл.). Лауреатами нашего конкурса стали Светлана Владимировна Задорожная (урок объяснения нового материала «Сила трения», 7-й кл. ), Людмила Петровна Иванова (урок изучения нового материала «Образование жидкостных плёнок», 7-й кл.) и Людмила Никитична Ковтун (урок выдвижения гипотез «Зависимость сопротивления металлических проводников от нагрузки», 10-й кл.). Как мы недавно с горечью узнали, Л.А. Ковтун прошлым летом умерла, но светлая память о ней, о её мастерстве и человечности живёт в сердцах и её учеников, и её коллег, оставив след и на страницах нашего издания. Чуть-чуть отстали от лучших уроки Т.В. Беляевой, Н.В. Горовой, С.В. Задорожной, С.В. Коновалихина, А.Н. Новичихиной, В.В.Радченко. Победители и лауреаты конкурса награждаются грамотами, денежными премиями от 1500 до 4000 р. и бесплатной подпиской на газету «Физика» на второе полугодие 2010 г. Члены жюри получат также грамоты, денежные премии и будут в первом полугодии получать газету «Физика». Полностью рецензии на все конкурсные уроки представлены как электронные приложения к № 5/2009 на сайте газеты www.fiz.1september.ru. По запросу мы высылаем автору рецензии на его урок обычной или электронной почтой.

рис.1

НАШЕ ЖЮРИ (слева направо): Нана Дмитриевна Козлова (председатель, гл. ред. газеты «Физика»), Инна Николаевна Дубова (МОУ СОШ № 2, г. Гагарин, Смоленская обл.), Валентина Георгиевна Ефимова (с. Григорьевское, Пермский кр.), Игорь Анатольевич Изюмов (МОУ гимн. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.), Наталия Владимировна Каптелова (МОУ гимн. № 79, г. Барнаул, Алтайский кр.), Ольга Николаевна Кузнецова (МОУ СОШ № 2, г. Озёры, Московская обл.), Ольга Ивановна Лебедь (ГОУ СОШ № 2026, г. Москва), проф. Валерий Вильгельмович Майер (ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Респ.), Надежда Юрьевна Мартыненко (УСШ № 2, пос. Уренгой, ЯНАО), Алексей Владимирович Новиков (МОУ лицей № 124, г. Барнаул, Алтайский кр.), Татьяна Ивановна Радченко (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, РСО-Алания), Радик Акрамович Рахматуллин (с. Александровка, Александровский р-н, Оренбургская обл.), Андрей Иванович Сёмке (МОУ СОШ № 11, г. Ейск, Краснодарский кр.).

Конкурс «Я иду на урок» уже стал хорошей традицией и возможностью познакомиться с творчеством коллег. Что называется, снимаю шляпу! Школа и учительство – остров стабильности и особой, доброжелательной атмо­сферы, восприимчивый к новациям. А учителя, не сомневаюсь, самые преданные своему делу люди. Кто ещё с невеликой, символической зарплатой способен на такую полную самоотдачу? Не считаясь со временем и любыми затратами, они годы и годы идут в класс, стараются передать детям лучшее, что имеют, ещё и находя в этом удовольствие! Они всё время ищут что-то новое для детей! Ведь все конкурсные уроки – дело не одного дня, мысли и идеи, реализованные на уроке, рождаются годами, формулируются и отшлифовываются в разных вариантах и с разными детьми и только потом выносятся на суд коллег. Уже за одну смелость выставить на обозрение свою работу педагоги заслуживают огромной благодарности. Конкурс – это уникальная коллекция интересных идей! В.Г. Ефимова


Общее впечатление от всех уроков конкурса 2009 г. довольно хорошее. Значительно выросло количество уроков, организованных на технологической основе, уроков деятельностного типа, отвечающим требованиям современности. Уменьшается количество уроков традиционного (объяснительно-иллюстративного) типа. Многие уроки хочется повторить. Спасибо всем авторам конкурсных уроков за презентацию своего интересного и полезного для коллег опыта. Особая благодарность газете и редакции газеты за предоставляемую учителям возможность поделиться своими педагогическими находками, «себя показать и других посмотреть». Н.В. Каптелова


Давно хочу признаться, что наибольшее затруднение при оценке уроков своих коллег испытываю, анализируя работы с использованием ИКТ. В аннотации к уроку В.В. Радченко прочитала, что использовать ИКТ имеет смысл, если они «обеспечивают существенное преимущество по сравнению с традиционными» формами работы. Хотелось бы услышать и другие мнения по этому поводу. Работая в составе жюри, постоянно учусь у своих коллег. Поблагодарить за интересные методические находки хотелось бы, как всегда, многих. Н.Ю. Мартыненко


Отдельно хочется сказать об уроках проф. В.В. Майера. Они, конечно же, должны быть отмечены, но в особенной номинации. Да, современных педагогических технологий нет, но какие демонстрационные эксперименты! Комплект для изучения электромагнитных волн может быть и у других – сейчас многие школы в состоянии его приобрести. Но посмотрите, как им (да и другим оборудованием) пользуется автор! Это и есть настоящая физика. Увы, нередко компьютерные измерительные блоки и датчики к ним, поступившие в последние годы в школу, не используются вообще. А ведь такой комплект оборудования позволяет провести настоящий современный эксперимент, где компьютер играет роль не проекционного аппарата, а измерительного прибора. Поэтому то обстоятельство, что во главу угла профессор ставит эксперимент, причём высокого качества, достаточно редкий и при этом раскрывающий фундаментальные вещи – дорогого стоит. Т.И. Радченко. • Особое мнение – об уроках проф. В.В. Майера, где даны подробнейшие инструкции для изучения непростого раздела. Нам не обойтись без таких уроков. Спасибо Учителю за Труд. Н.Ю. Мартыненко • Проф. В.В.Майер мастерски разработал не просто конкретные уроки, но систему работы. О.Н.Кузнецова • Может, выделить замечательные уроки проф. В.В.Майера в отдельную рубрику, например, «Школа проф. В. В. Майера», и печатать их вне конкурса? Н.В.Каптелова • Конкурсные уроки этого года – из разных «весовых» категорий, а для высочайшего уровня уроков проф. В.В. Майера «5» – недостаточная оценка. В.Г. Ефимова

В.А. РЫБИЦКАЯ (лицей № 124, г. Барнаул, Алтайский кр.). Загадки поверхностного натяжения. Урок-исследование с компьютерной поддержкой. Профильный уровень, 2 ч. 10-й кл. № 5.

• В течение всего урока ребята думают, размышляют, анализируют, самостоятельно делают выводы. Понравились проблемные опыты и презентация по теме; исследовательская работа: интересные качественные задачи, которые требуют проведения эксперимента самими учащимися. Очень хорошо вписывается в урок виртуальная лабораторная работа. Урок, безусловно, эффективен.

• Сильно, стильно и современно! Хорошо подобраны примеры для исследования поверхностного натяжения: мел, губка-мел, клин и т. д. Показана связь с другими физическими явлениями – гравитацией, невесомостью. Хорошо организована самостоятельная деятельность учеников. Весьма кстати закрепление нового материала в процессе выполнения виртуальных лабораторных работ.

• Современный урок физики, в котором есть всё: деятельностный и компетентностный подходы, опыты, исследования, ИКТ, учёт возрастных психологических особенностей учащихся, доброжелательная атмосфера сотрудничества, сотворчества, развития. Интересно, понятно, деловито. Очень грамотная разработка. Учитель – профессионал. Но что такое «познавательная/информационно-коммуникативная/рефлексивная деятельность»?

С.В. ЗАДОРОЖНАЯ (МОУ СОШ № 125 с УИМ, г. Снежинск, Челябинская обл.). Сила трения. Урок усвоения новых знаний с элементами модульной технологии, 7-й кл. № 22.

Особая благодарность  автору. Интересно посмотреть разработку той же темы, но в другой технологии. К сожалению, элементы модульной технологии не выводят учащихся из объектной позиции: они следуют плану учителя, передают содержание учебного фильма. Роль проведения исследования не очень ясна – интересно ли ученикам проводить исследование, если ответы уже известны из фильма?  Все ли готовы оценить степень усвоения темы без опыта применения этих элементов в практических заданиях? Смогут ли учащиеся различать виды взаимодействия? Как появилась формула силы трения? Поясняется ли в фильме смысл коэффициента трения?  Наверное, на вопрос «Что выгоднее: качение или скольжение?» нет однозначного ответа, если не ограничиваться приведёнными примерами.

Л.П. Иванова (МОУ Большикиварская СОШ, Воткинский р-н, Удмуртская Респ.). Образование жидкостных плёнок. Урок изучения нового материала. 7-й кл. № 10.

• Интересный урок. Учащимся запомнятся простые яркие опыты, демонстрирующие поверхностное натяжение. Понравился подобранный и оригинально доведённый до учащихся материал, доклады самих ребят с демонстрацией опытов, практическая направленность домашнего задания. Особенно ценны самостоятельно подготовленные семиклассниками видеофрагменты по теме урока. Небольшой недостаток – отсутствие примеров проявления в природе, использования в быту, технике.

• Умелое сочетание и чередование фронтального и демонстрационного экспериментов, видеозаписей опытов. Использована возможность техническими средствами показать мелкие детали, которые трудно большой аудитории наблюдать непосредственно. Без формул, очень наглядно, интересно о сложном. Урок показал, что надо всматриваться в окружающее и видеть. Как это делать, и показывал учитель. Ведь перед ним 7-й класс! И домашнее задание продумано, интересно и доступно.

КовтунЛ.Н. Ковтун (МОУ лицей № 2, г. Братск, Иркутская обл.). Зависимость сопротивления металлических проводников от нагрузки. Урок выдвижения гипотез. Физматпрофиль. 10-й кл. № 3.

Человек одарён от природы, учитель талантлив от Бога. И первое, и второе мы в полной мере относим к Людмиле Никитичне. Спланировать развивающий урок так, чтобы каждому нашлась задачка по уму, придумать такие темы исследовательских работ, чтобы ребята загорелись их разработать и написать, спросить и оценить сделанное учениками так, чтобы они захотели знать ещё больше, достичь наилучших результатов – ни в чём не было равных этому замечательному педагогу. У неё всегда было много интересных идей, актуальных тем для работы. Она разрабатывала и создавала такие методические материалы, которые были востребованы педагогами лицея и города. У неё учились и молодые, и уже опытные учителя. Для каждого находились добрые слова поддержки, книги для самостоятельной работы, время для индивидуальных консультаций. Огромное уважение и признание мы сохраняем к безвременно ушедшей от нас Людмиле Никитичне.

Коллектив лицея

БеляеваБеляева Т.В. (МОУ Высокоярская СОШ, с. Высокий Яр, Бакчарский р-н, Томская обл.). Что такое «нано»? Первый урок предпрофильного курса «Первые шаги в наномир», 9-й кл. № 22.

Интереснейший урок! Огромное спасибо за идею и ценный материал. Урок и  предложенный курс дают редкую возможность познакомить с идеями, о которых  все много наслышаны, но вряд ли имеют хотя бы поверхностное  представление. Он убеждает учеников в наших возможностях, вызывает удивление и интерес к достижениям науки. В то же время занимательный материал несёт серьёзную учебную нагрузку: аналогии и сравнения позволяют представить масштабы наномира, «путешествие по пятому измерению» удивительно и познавательно, причём сравниваются объекты из разных областей, задачи учат оперировать довольно трудным для учеников методом оценки с использованием дополнительных ресурсов. Наверное, для полноты картины учащимся нужно было привести хотя бы несколько примеров «нановозможностей». Полезно провести такой урок и с учениками 11-го класса, дополнив их представление о картине мира.


БикчуринаБикчурина А.Г. (МОУ СОШ № 9, г. Ноябрьск, ЯНАО). Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Урок диалогического общения с проблемным экспериментом. 10-й кл. № 3.

Урок, безусловно, хорош для любого класса... основной школы! Весь учебный материал, отражённый в содержании, десятиклассники уже должны знать! Описанные опыты не проблемные (проблема возникает при недостатке знаний), а в лучшем случае – актуализирующие. В изложении материала допущены неточности. Так и не дано определение электрического заряда. Хорошее: чёткая организация материала (необъятного) и выводы, приводящие мысли в порядок. Традиционный урок.

Плавление и отвердевание тел. Урок объяснения нового материала. 8-й кл. № 9.

Традиционный урок объяснительно-иллюстративного типа. Сегодня уже надо было бы включить опыты, измерения, наблюдение естественных граней кристаллов, например, сахара-песка, или – с помощью микроскопа – поваренной соли, медного купороса и т. п. Физика – экспериментальная наука, а здесь – картинки, таблицы, рассказы. И почему это лёд является самым легкоплавким веществом?


ГоловановаГолованова Н.Ю. (МОУ СОШ № 1226 с УИАЯ, г. Москва). Электрические явления. Урок закрепления и обобщения материала на английском языке. 8-й кл. № 2.

• Интегрирование – замечательный способ вдохнуть новую жизнь в предметную неделю. В нашей школе они потихоньку изжили себя. Сделать результативно трудно и предметнику, и детям. Представленная работа – прекрасный пример урока, на котором получены оценки по двум предметам. Но главное, конечно, не оценка, а понимание того, что образование – не набор отдельных предметов, а их комплекс.

• В таких интегрированных уроках всегда выигрывает иностранный: ученик сосредотачивается на трудном (как без ошибок сказать, как не забыть), учит новые слова, слушающий, пока переводит, не видит происходящего. Но такие уроки точно запоминаются! Потому что дети волнуются и за опыт, и за язык.

• Высокая эффективность урока определяется экспериментальным изучением физических явлений. На фотографиях – заинтересованные радостные школьники, а это один из главных показателей эффективности. Они самостоятельно выполняют простые опыты, и это говорит о высоком профессионализме учителя.


ГороваяГоровая Н.В. (ГОУ гимн. № 1519, г. Москва). Фотоэффект. Урок объяснения нового материала с использованием интерактивной доски, 2 ч. 11-й кл. № 17.

• Отличная  разработка, мечта и учителя, и учеников! Каждый момент тщательно выверен методически: с помощью интерактивной доски (здесь она незаменима) наглядно и очень убедительно представлены этапы эксперимента, на основе которых ученики могут сами сделать выводы об особенностях и механизме фотоэффекта, что избавляет их от бессмысленного заучивания. Вероятно, закрепление темы не ограничено двумя представленными задачами (очень удачными, на графическое представление зависимостей, что обычно сложно). Возможно, в статью не вошёл важный вопрос темы – гипотеза Планка, – без него сложно понять теорию фотоэффекта. Также полезно было бы рассмотреть связь скорости фотоэлектронов и задерживающего напряжения, наверное, не все ученики без предварительного обсуждения смогут справиться с задачей (слайд 18, б). Видно, насколько повышается эффективность усвоения материала  при грамотном использовании  современных технологий. Легко, непринуждённо и радостно от такого урока: новые технологии органично вписались в урок талантливого учителя.

• Вызвало сомнение: ученики в течение двух уроков практически пассивно слушали. Не устали ли они? Насколько эффективен и результативен урок в целом? Может быть, потом намечено провести практикум по решению задач? Прозвучали не законы фотоэффекта, а закономерности, а это не одно и то же.


ДубровскаяДубровская Л.И. (МОУ СОШ № 5 с УИХиБ, г. Старая Русса, Новгородская обл.). Электромагнитные волны. Урок самостоятельной работы. 11-й кл. № 23.

• Хорошая идея – самостоятельное изучение материала. Но если выбор такой формы деятельности (если работа действительно стала деятельностью) учеников направлен на формирование умений работать с литературой, то зачем ограничивать их только воспроизведением части параграфа учебника с целью ответа на узкий конкретный вопрос? А если ученики в группе плохо помнят основные свойства электрического и магнитного полей?  Думаю, выпускники, даже очень слабые, вполне справятся с несколькими источниками. Интересно ли ученикам слушать только что прочитанный материал?

• Непонятно, на основании чего «экспериментаторы» делают вывод о наличии или отсутствии полей в опытах команд 2 и 3.

• Предложенный тип организации урока актуален в классах, где физика не является профильным предметом, – можно мобилизовать всех учеников на активное изучение предметного материала.


ИзюмовИзюмов И.А. (МОУ гимн. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Оценка средней скорости теплового движения молекул газа. Урок комплексного применения знаний. 10-й кл. № 6.

• Автор, как обычно, подобрал интересный материал для проведения исследований. Хочется подчеркнуть именно его особенность: находить достаточно простые в исполнении и при этом разнообразные по тематике варианты экспериментов, результаты которых можно всесторонне обсудить и оценить с учащимися. Такой материал подходит и для выполнения ученических проектов. Дети могли бы тогда проявить больше самостоятельности, проанализировать результаты, распланировать свои действия. А на уроке ученики просто наблюдают за ходом экспериментов, делают вычисления, выводы и т. д.

• К сожалению, нет числовых данных, характеризующих условия опытов и результаты, что не позволяет оценить эффективность урока.

Законы сохранения импульса и полной механической энергии.Урок-экспериментальная проверка. Физматпрофиль, 10-й кл. № 12.

• Изюминка урока – простые в исполнении и эффективные эксперименты. Взяла на вооружение, урок получился и в обычном общеобразовательном классе.

• Материалы урока больше подходят для проектной деятельности.

• Интересны новые модели для демонстрации законов сохранения. Это я возьму в свою копилку. Задействовать все три варианта проблематично – особенности каждой установки пропали в общей теории. Хорошая задумка в шуме (а он непременно будет, это весело – запускать) пропадёт. Где замкнутая система, где незамкнутая, что включить в систему, почему во II варианте оба тела рассматриваем, а в I одно, и I и III варианты тоже не одно и то же, хотя решение, как в варианте I?

Измерение КПД наклонной плоскости. Урок комплексного применения знаний. 10-й кл. № 21.

• Всегда радуют идеи этого творческого педагога: он расширяет границы привычной подачи материала, даёт возможность ученикам увидеть взаимосвязь материала из разных тем, по-новому взглянуть на известные сведения и применить в непривычной ситуации. Интересный приём – задача становится под сказкой способа практического определения КПД и коэффициента трения. Но педагог недооценивает возможности учеников и сам решает однотипные задачи. Думаю, что гимназисты сами справятся, наверняка предложат и способы определения искомых величин.

• Учитель объединил два новых для учащихся способа: определение коэффициента µ с помощью наклонной плоскости и определение КПД наклонной плоскости с привлечением законов динамики.


ИзюмоваИзюмова И.В. (МОУ СОШ № 4, г. Аксай, Ростовская обл.). Математический маятник. Урок вторичного закрепления знаний и выработки умений их применения на основе приёма целенаправленного поиска при решении задач. 10-й кл. № 12.

• В целом обычный хороший урок решения задач. Украсить его могли бы занимательные  материалы, интересная информация об исследователях колебательного движения, о применении знаний в природе и технике. Интересно предложенное домашнее задание (работа с видеосюжетом), дети, должно быть, были заинтригованы. Этот же видеофрагмент стал ядром проблемной ситуации, созданной перед выполнением всем нам знакомой лабораторной работы.

• Вычисление погрешностей не часто увидишь на уроках. Но в значении 3,061 224% сразу следует отбросить последние цифры, ведь при вычислении использовались числа с одной цифрой после запятой.


КанаичеваКанаичева М.В., Рекина Н.Г. (с. Пустошь, Шуйский р-н, Ивановская обл.). Закон сохранения электрического заряда. Обобщающий интегрированный урок физика+химия+биология с компьютерной поддержкой, 2 ч. 10-й кл. № 5.

Трудная тема. Три учителя смело взялись провести урок и показали единую основу разных явлений, объясняя их с точки зрения закона сохранения электрического заряда. Урок хороший в смысле расширения кругозора учащихся: приведён интересный информативный материал, который можно использовать на уроке, на факультативных занятиях, элективных курсах. Но для двухчасового обобщающего урока мало деятельности учеников.


КоновалихинКоновалихин С.В. (ЭСОШ № 75, г.  Черноголовка, Московская обл.). Проводники в электрическом поле. Урок проблемного обучения. 10-й кл. № 4.

Это образец: учитель понимает аудиторию, знает её запросы, слабые и сильные стороны, поэтому может держать её в интеллектуальном тонусе; он любит физику; он любит жизнь – оптимист, – и это здорово! Говорит, как живой человек, а не замученный жизненными проблемами ментор. Объяснение продумано до мелочей – где будет сомнение, где будет заблуждение, – вот умное применение теории планомерного формирования умственных действий. Одно у меня замечание: на этом уроке дети выложатся полностью. Дать бы им передышечку, сменив вид деятельности (без гонки за баллами).


КошкинКошкин Н.П. (МОУ Июльская СОШ с УИОП, с. Июльское, Воткинский р-н, Удмуртская Респ.). Тепловые явления. План-конспект урока обобщения. 8-й кл. № 10.

Задумка учителя реализовать игровую технологию интересна: задания на составление формул из букв-величин, решение цифрограммы, использование сказки в организационном моменте. Мне показалось, что не оправдан девиз урока; отрывок из А.С. Пушкина и физкульминутка никак не связаны с темой. На обобщающем уроке желательно чётко повторить все тепловые явления и все формулы количества теплоты для всех изученных процессов. Хотя каждый имеет право конструировать урок по-своему.

Внутренняя энергия. План-конспект урока объяснения нового материала. 10-й кл. № 10.

Хороший, методически грамотный, эффективный урок без лишних изысков. Понравился этап актуализации знаний: повторение формул, необходимых для изучения новой темы с элементами домино; организация активной работы учащихся. Рефлексия в форме тестового опроса на уроке изучения нового материала очень полезна: учитель сразу узнаёт степень усвоения изученного (что облегчает подготовку к следующему уроку), а учащиеся, проверив знания, сразу получают оценку своего труда. Жаль, что на дом не задано ни одной вычислительной задачи.


НайдинНайдин А.А. (гимн. № 44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Электрический ток. Урок получения и применения знания. 8-й кл., физматпрофиль. № 21.

Очень интересный по задумке урок: не только теоретически познакомиться с источниками  тока, но и изготовить их самим, а также провести небольшое исследование, – такой опыт и яркие эмоции остаются на всю жизнь. И всё-таки... Учитель ограничивается только пояснением, что химическая энергия превращается в электрическую, и предлагает ученикам дома разобраться в механизме химической коррозии, это на начальном этапе изучения химии. Разберутся ли ученики в определении ЭДС? Всем ли будет понятна роль лапки лягушки и двух разных металлов в опытах Гальвани, ведь сам учёный заблуждался на этот счёт? Понравились творческие домашние задания, вот где простор пытливому уму.


НовичихинаНовичихина А.Н. (КГОУ НПО ПЛ № 12, г. Барнаул, Алтайский кр.). Плавание тел. Исследовательский урок объяснения нового материала в системе Д. Эльконина–В. Давыдова. 7-й кл. № 10.

Урок понравился: постановка учебной задачи с приглашением старшеклассников, проблемный диалог героев известного произведения на тему урока, самостоятельное изучение материала семиклассниками. Интересны качественные задачи на закрепление и домашнее задание. Я бы ещё уделила внимание телам из одного вещества – сплошным и с полостью (например, железная банка и железный гвоздь).


ПономаренкоПономаренко О.В. (МОУ гимн. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Самая удивительная жидкость на свете. Интегрированный урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой: ХИМИЯ+ФИЗИКА+БИОЛОГИЯ. 9-й кл. № 12.

Многообещающее название, но удивления не получилось. Очень много информации. Если говорить о физике, то это урок систематизации знаний учащихся, полученных ранее. Очень мало внимания уделяется экологии. Рассматривая свойства воды и их значение в жизни человека, уместно было бы попутно давать оценку свойствам и значению «грязной» воды.


РаводиныРаводин В.О. (СибГМУ, г. Томск), Раводин Е.М. (МОУ СОШ № 2, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Тепловое излучение. Курс повышенного уровня с компьютерной поддержкой. 11-й кл. № 3.

Хорошо продуманный современный урок с компьютерной поддержкой для профильных классов. Очень важно, что авторы дают методические рекомендации и ссылки на интернет-ресурсы, откуда можно скачать необходимую программу для реализации такого урока.


РадченкоРадченко В.В. (с. Кабаково, Алейский р-н, Алтайский кр.). Относительность механического движения. Урок объяснения нового материала с компьютерной поддержкой. 8-й кл. № 16.

Только настоящий учитель не боится постигать новые технологии и внедрять их на своих уроках, несмотря на солидный педагогический стаж. Всё грамотно продумано, без виртуального шоу. К сожалению, не у каждого есть технические возможности для воспроизведения урока.


СаламатовСаламатов Г.П. (д. Котельницы, Чкаловский р-н, Нижегородская обл.). Смешанное соединение проводников. Урок применения знаний, формирования умений, выработки навыков. 8-й кл. № 23.

Всё последовательно, основательно, для всех: старое вспомнили, вплели в новое, отработали, хорошо отработали, показали как считать, дали возможность проверить, понято каждым или нет, проверил, подкорректировал, закрепил домашним заданием. Классика! Надёжно! Можно было добавить для сообразительных «изюму»: например, как токи в ветвях подсчитать или схему преобразовать с не очень очевидным последовательным и параллельным соединением, ну хотя бы на дом. Всё равно хорошо, потому что надёжно (для ученика).


Симбирятина Н.А. (г. Новоуральск, Свердловская обл.). Моделирование прямолинейного движения тел. КР к дист. курсу 16-008 Т.В. Ильясовой. Урок с вычислительным экспериментом. 9-й кл. № 11.

• Хороший урок, демонстрирующий эффективность ИКТ. За такой урок можно решить 15–20 различных  задач. Конечно, хорошо было бы организовать групповую или парную работу и  обязательно ввести обсуждение результатов.

• Два основных положительных значения урока: обучение решению графическим способом физических задач; обучение работе в табличном процессоре Excel, формирование ИКТ-компетенций. Такой урок интеграции предметов (физика+информатика) требует наличия у самого учителя необходимых знаний и соответствующей ИКТ-подготовки. Сегодня это обязательно для учителя физики, но, к сожалению, ещё не всегда случается.


СолодоваСолодова Е.М. (МОУ СОШ № 654, г. Москва). Электромагнитная волна. Фрагмент урока на распознавание физического объекта в конкретных ситуациях. Педагогическая технология «Деятельностный подход» (школа С.В. Анофриковой). 11-й кл. № 2.

Урок сильно напоминает теоретическую разработку для студентов педвузов. Учителям-практикам, работающим вне авторской школы С.В. Анофриковой, он будет, скорее всего, малопонятен. Наличие элементов формальной логики оригинально, но так ли уж необходимо? Есть неточности. К примеру: «Электромагнитная волна – это чувственно не воспринимаемый объект, состоящий из взаимосвязанных переменных электрического и магнитного полей». Свет – это тоже электромагнитная волна, но воспринимается, в первую очередь, именно чувственно.


СтепинаСтёпина Е.Е. (МОУ СОШ № 475, г. Москва). Кипение. Объяснительно-демонстрационный урок изучения нового материала. 8-й кл. № 2.

• Всё хорошо, понятно. Бери конспект и иди на урок. Знаю, что получается эффективно, если делать акцент на практические вопросы (в данной работе они почти все в конце). Дети знают, при какой температуре кипит вода, поэтому вопрос «Можно ли управлять температурой кипения?» может их заинтриговать и заставить более активно участвовать в поиске ответа.

• Отличный урок традиционной системы обучения: много демонстрационных опытов, моделей, используются график и таблица, учитель задаёт интересные вопросы, которые формируют понимание физики парообразования. Было бы ещё лучше, если бы учитель активнее привлекал учеников, а не объяснял всё сам.


ЦелищеваЦелищева В.А. (МОУ СОШ № 67, г. Челябинск). Температура и способы её измерения. Урок изложения новых знаний. 8-й кл. № 8.

Урок правильный, но скучный: информации мало; не совсем ясно, как сделан вывод о зависимости температуры от массы молекул; совсем из области фантастики проект «Генеалогическое температурное древо моей семьи», и где они, способы измерения температуры? Я ещё раз прочитала конспект и не нашла момента, где бы ученики измеряли температуру.


ШерстобитоваШерстобитова Е.В. (лицей № 11, г. Челябинск). Сила Архимеда. Урок с элементами исследования и компьютерной поддержкой. 7-й кл. № 8.

Ещё один пример подхода к теме «Архимедова сила». Привлекает работа по группам. Не хватает заключительного этапа, где был бы отработан тезис о зависимости FА от ρж и V.