Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2010

Портфолио

Т. А. Симонова,
МОУ СОШ № 29, г. Георгиевск, Ставропольский кр.

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Я счастливый учитель. Где бы я ни работала, у меня всегда есть много умных любознательных детишек, ради которых хочется трудиться. Сегодня социальный заказ общества – развивать творческие способности детей, растить таланты, помочь ребёнку раскрыть и развить свои творческие способности, самоутвердиться в жизни, выбрать профессию по душе, создать интеллектуальный потенциал России. да и учителю не остановиться в своём творчестве, постоянно слыша «Почему?» Поэтому всё большую популярность среди учёных-педагогов и учителей приобретает развивающее личностно-ориентированное обучение. Всему в школе обучить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.

Основные принципы обучения направлены на развитие личности: • Каждый человек от рождения наделён способностями, развить их – важнейшая задача учителя • Знания, умения, навыки являются лишь базой, информационным фундаментом для развития ученика • Учебный процесс должен опираться на зону актуального развития ребёнка и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (в зону потенциальных возможностей) • Знания должны приобретаться и развиваться через учебную деятельность • Одна из основ взаимопонимания учителя и ученика – положительный эмоциональный настрой и доверительная, деловая атмосфера в классе • Каждый урок должен иметь практическую направленность.

Где, когда и как искать умненьких ребят? Я начинаю с 7-го класса, когда начинают изучать физику. Чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. В роли мотивов могут выступать: интерес, влечение, эмоции, привлекательная цель, долг, возможность общения, получение признания. Мотивы могут меняться. Развиваясь, они изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу.

Развитие творческих способностей я осуществляю через учебную деятельность и внеклассную работу. Приступая к подготовке урока, стараюсь позаботиться о создании мотивации к учебной работе, руководствуясь правилами, представленными на схеме ниже.

рис.1

Познавательный мотив, «интерес» вызывается путём последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-либо явления или закономерности, посредством предъявления занимательных фактов, загадок Шерлока Холмса, вопросов Василисы Премудрой и вопросов типа «правильно ли я сказала?»; путём постановки опытов, дающих неожиданный эффект, парадоксального эксперимента с последующим вопросом «Чем это вызвано?» и приглашением к разбору опыта, к разговору. Например: вода не выливается из перевёрнутого вверх дном стакана, прикрытого бумагой. Почему?

Мотив «саморазвития». Человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, смекалку, поднять культурный уровень. Для этого можно сообщить ученикам о новом для них методе практической деятельности, которому будет посвящён урок, пригласить занять на сегодня один из «служебных постов». Например: «Сегодня мы все “резерфорды” и так же, как и он, попытаемся объясним опыт по изучению строения атома» (или «галилеи», или «ньютоны»).

Мотив «достижение» ориентирует учеников на взятие новых высот, завоевание побед в интеллектуальных соревнованиях. Надо на каждом уроке называть «высоты», которые им надо взять штурмом (решить задачу, создать проект, провести исследование).

Мотив «профессионально-жизненное самоопределение». Вызвать этот мотив можно, сообщив, что полученные знания и умения очень нужны людям определённых специальностей.

«Эмоциональный» мотив порождается чувством радости, удивления, азарта, восторга. Вызывает его создание на уроке делового настроя, доброжелательности, спокойствия. К.Д. Ушинский писал, что «главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». Методы и формы работы с одарёнными детьми должны органически сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться (см. схему ниже). Это могут быть тематические и проблемные мини-курсы, мозговые штурмы, ролевые тренинги, научно-практические работы.

Методы обучения одарённых детей: самостоятельная работа, индивидуальная, групповая, работа в малых группах в сочетании с проблемными, поисковыми, эвристическими, исследовательскими, проектными формами работы.

Формы работы с одарёнными детьми: • лекция-сравнительный анализ проблемы • блочно-проблемная лекция • лекция с элементами поисковой беседы.

Основные направления работы с одарёнными детьми

рис.2

Я часто даю ученикам творческие задания: собрать материал о том или ином явлении (например, в чём разница и что общего в давлении жидких, твёрдых и газообразных тел), указываю на межпредметные связи (например, строение человека объясняется законами физики – здесь и рычаги, и диффузия, и преломление света, и звук). Моя авторская программа межпредметных связей была опубликована в газете «Физика» № 15/2007.

Провожу я и нетрадиционные уроки: урок-сказку, урок-соревнование, интегрированный урок. Даю задание внести свой вклад в рукописный учебник физики, собрав материал по отдельным темам. Эта работа проводится в малых группах: каждый класс выбирает определённый раздел физики, руководителем выбирается ученик, проявивший себя как добросовестный и умелый организатор, пусть даже и не увлечённый физикой. Учитель задаёт основные направления работы, рекомендует литературу и подводит итог. Собран огромный материал по всем разделам физики. Можно создать таким же образом сборник нетрадиционных задач, качественных задач, кроссвордов и т. д.

Применение компьютерных технологий, метод проектов, составление презентаций к каждому уроку дают положительные результаты в развитии способностей ребят. Я стараюсь проводить уроки так, чтобы в конце урока ученики говорили: «Спасибо за урок».

Наибольший простор в работе с одарёнными детьми даёт внеклассная работа. В неделе физики принимает участие вся школа. В прошлом году проводились конкурсы «Умники и умницы» (участвовали 15 человек), «Физическая сказка» (47 человек), «Физика в весёлых картинках» (95 человек), конкурс эрудитов «И на Марсе будут яблони цвести» для учащихся 7–11-го классов, конкурс рисунков «Вперёд в космос» для 5–7-го классов, выставка книг «Дорога к звёздам», беседы «Они прославили физическую науку» (о лауреатах Нобелевской премии), фейерверк опытов, КВН «Здравствуй, физика», конкурс кроссвордов «Физика вокруг нас» (участвовали 85 учащихся). Уже с 8-го класса участвуем в Ярославской интернет-олимпиаде (заняли 10-е место из 76), в Обнинской олимпиаде по физике и межрегиональной олимпиаде «Авангард». Включились в интернет-проект исследовательских работ «Портфолио», представив работы «Исследование зависимости разрешающей способности глаза от длины световой волны» и «Изучение радиационного фона КМВ». Награждены дипломами 3-й степени в краевой Малой академии.

Не все станут учёными, а вот изготавливать и конструировать самодельные приборы любят многие мальчишки. Пусть не всем из клуба «Самоделкины» легко даётся физика, но приборы конструируют и изготавливают с удовольствием все, уже зарождается рабочая жилка, и будут они будут мастерами своего дела. За участие в городском конкурсе конструкторских работ наши дети награждены почётной грамотой.

Но наибольший результат даёт работа заочной физико-технической школы (ЗФТШ) при МФТИ (по программе спецкурса). Эта школа создана для тех, кто хочет более глубоко и основательно изучить физику и математику. Цель её – обобщить и систематизировать знания учащихся, расширить и углубить их. Основательная теоретическая подготовка, решение задач, физический эксперимент позволяют ребятам добиться высоких результатов. В числе выпускников ЗФТШ шесть наших медалистов, все они – участники и призёры городских, зональных и краевых олимпиад. Албакова Роза на VII международном конкурсе научно-исследовательских работ «Старты в науку» (г. Москва) награждена дипломом III степени. Шерстобитов Иван стал победителем краевой олимпиады, вошёл в десятку лучших во всероссийской олимпиаде в г. Астрахани. Он и Манасова Каринэ стали призёрами межрегиональной заочной олимпиады (а всего было 18 300 участников из 87 регионов России!), набрав 19 баллов из 20. Только 15% всех участников смогли продемонстрировать столь высокий результат. Иван также успешно участвовал в пятнадцатой олимпиаде МФТИ и сейчас учится на «отлично» в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а Каринэ – президентская стипендиатка в Балтийском ТУ (г. С.-Петербург). В 2009 г. отличились старшеклассники Настя Шапетина, Сергей Руман, Рахман Гайбатов.

Вот так и складывается база для поступления учащихся в высшие учебные заведения. Сейчас таких факультативов у нас два – для 10-го и 11-го классов.

Основная особенность системы моей работы в том, что в 7-м классе я стараюсь, чтобы ученики полюбили физику, ищу талантливых ребят, с 8-го класса эти ребята начинают учиться в ЗФТШ при МФТИ, участвуют в клубе «Самоделкиных», в Обнинской олимпиаде, заочной олимпиаде «Авангард». Наиболее способные с 9-го класса учатся в краевой заочной школе для одарённых детей «Поиск», участвуют (и побеждают!) в городских краевых олимпиадах, в краевых и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.

Как-то я услышала от своего умнейшего ученика, ныне выпускника Таганрогского радиотехнического университета: «Я хочу, чтобы мою умную голову купили американцы». Для меня это был шок... А я хочу, чтобы мои ученики нашли себя на Родине, в России, и были нужны ей!

Статья подготовлена при поддержке компании «Соколоff». Если вы решили приобрести качественный, а главное, оригинальный почтовый ящик, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Соколоff». Перейдя по ссылке: «почтовые ящики», вы сможете, не отходя от экрана монитора, просмотрев каталог, заказать почтовый ящик по выгодной цене. Доставка осуществляется по всей территории Российской Федерации.


СимоноваТатьяна Алексеевна Симонова окончила ГПИ в Ростове-на-Дону, учитель физики высшей квалификационной категории, победитель всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО. Любит петь, танцевать, читать стихи, ходить в походы. Объехала всю страну от Камчатки до Бреста, от Мурманска и Соловецких островов до Севана и Иссык-Куля. Была во всех лучших музеях нашей страны. Может, поэтому ребятам с ней интересно. Любит решать задачи, что посложнее. Жизненное кредо: «Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно».