Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2009

Методические страницы

О. Е. Родюкова,
< orodjukova@rambler.ru >, ГОУ ВПО БГПИ, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

Обучение рефлексии в основной школе

Умение рефлексировать является одним из тех, которыми необходимо овладеть учащимся основной школы. В ходе исследования мы выявили средства, с помощью которых можно формировать это умение. Это задачи различного типа, специальные оценочные задания, лабораторные работы и экспериментальные задания, демонстрации.

Ряд частных аспектов проблемы формирования у школьников умения осмысливать характер и результаты собственных познавательных действий при решении различных задач рассмотрены в методической литературе, анализируя которые, мы пришли к выводу, что учащийся успешно рефлексирует, если он:

– понимает и может формулировать, почему при решении задачи осуществляет ту или иную последовательность действий и операций;

– способен обосновать переход от одного действия к другому;

– в состоянии продумать целесообразность и возможность осуществления каждого действия и операции;

– может понять причины допущенных при решении задачи ошибок и возможность их исправления.

Для формирования умения рефлексировать при решении задач мы рекомендуем использовать различные задания. Например, такую контрольную работу:

  1. Из окна дома с высоты 20 м под углом 30° к горизонту брошен мяч со скоростью 5 м/c. Пренебрегая сопротивлением воздуха, найдите, через какой промежуток времени мяч упадёт на Землю.
  2. Оцените, на сколько дальше улетит тело, если бросать его с разбега.
  3. Тело массой 100 кг толкают сзади с силой 200 Н. Определите ускорение тела, если коэффициент трения μ = 0,4.
  4. Оцените минимальную частоту вращения в вертикальной плоскости ведра с водой, чтобы вода из него не выливалась.
  5. К нити длиной 5 м подвешен груз массой 5 кг. Нить с грузом закреплена в вертикальной стойке, которая приведена во вращение. Груз описывает окружность радиусом 0,5 м. Найдите угловую скорость вращения.

Учащиеся должны не только решить предлагаемые задачи, но и сгруппировать их, выбрав самостоятельно основание. По характеру группировки и определяется наличие или отсутствие рефлексии при решении задач. Если дети группируют задачи по внешнему сходству условий, а не по способу решения, то это позволяет говорить об отсутствии рефлексии.

Под рефлексивными мы понимаем также задания на самооценку своей деятельности и своих умений. Эти задания могут даваться учащимся в виде опросных листов и включаться в портфолио с итогами и результатами учебной деятельности, анализ которого позволяет выявить уровень сформированности рефлексии. Например, такое задание: после решения той или иной задачи заполнить опросный лист с таблицей:

Номер задачи

Что при решении задачи я сделал правильно?

Что при решении задачи я сделал неправильно?

Почему я допустил ошибку?

 

 

 

 

Заполнение таблицы заставляет школьников задуматься не только над наличием ошибок в решении, над неправильным планированием хода решения, но и над тем, каковы причины этих ошибок, заключаются они в незнании или просто в невнимательности.

для формирования рефлексивных умений очень хорошо давать экспериментальные задания – для индивидуального и самостоятельного решения, а также группам по 2–3 человека. Например, задания, в которых по предлагаемому плану надо экспериментально доказать или проверить уже известную, полученную ранее закономерность, найти экспериментально значение физической величины, предложить способ нахождения той или иной физической величины, проверив его экспериментально.

При решении экспериментальных заданий первого типа учащиеся осуществляют следующие рефлексивные действия: соотносят свои действия с предлагаемыми в плане, анализируют результаты каждого этапа выполнения задания, анализируют и оценивают достоверность полученного результата.

При решении экспериментальных заданий второго типа рефлексия осуществляется на более глубоком уровне. Важным моментом является отсутствие плана действий, который школьники должны выработать самостоятельно. В этом случае они анализируют физическую сущность явления и определяют в ходе анализа, к какой группе явлений оно относится; предлагают и оценивают возможные способы определения искомой величины: определяют, с помощью каких средств возможно их осуществление; анализируют результаты каждого этапа выполнения задания, а также достоверность полученного результата.

При выполнении лабораторных работ рефлексия осуществляется даже в том случае, если учащимся предлагается план, – они могут соотносить свои действия с обозначенными в плане. Причём эта рефлексия будет иметь характер оценки, поскольку учащийся будет задавать себе в том числе и оценочные вопросы типа: правильно ли я делаю? не допустил ли я ошибку? почему у меня не получился результат? почему мой результат не такой, как у товарища? и т.д. Приведём несколько примеров, иллюстрирующих методику использования этих средств на уроках физики основной школы.

Одним из интересных методов, используемых для формирования рефлексии является подготовка и проведение демонстраций на уроках. Суть его заключается в том, что школьники выступают в роли помощника учителя. Рефлексия при этом осуществляется на каждом этапе: при подготовке учащийся тщательно анализирует и оценивает уровень и качество своих действий, при проведении демонстрации, оценивает результат, его соответствие теории. Причём рефлексирует не только демонстратор, но и все остальные учащиеся класса, оценивая действия своего товарища.

В заключение отметим, что формирование умения рефлексировать в комплексе с остальными умениями должно непременно осуществляться в процессе изучения физики, поскольку это приводит к всестороннему и гармоничному развитию личности учащегося.

 

Литература

  1. Важеевская Н.Е. Изучение гносеологических основ науки в школьном курсе физики. М.: Прометей, 2001.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть метод философии, а диалектика – Р. разума.

Большая советская энциклопедия. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00066/17700.htm.

РодюковаОльга Евгеньевна Родюкова – окончила БГПИ в 2001 г., сечас ассистент, педагогический стаж 8 лет. Работает над методикой формирования рефлексивных умений учащихся. Замужем.