Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2009

Методические страницы

Н. Л. Голева,
< nadegda_g@hotbox.ru >, МОУ СОШ № 27, г. Балашиха, Московская обл.

Подготовка к модульному уроку

Как бы ни менялись цели и содержание образования, основной формой учебного процесса был и остаётся урок. Именно на нём обеспечивается развитие личности ученика, что и является целью современной школы. А максимальную самостоятельность ученика позволяет организовать модульное обучение [1, 2]. Планирование и подготовка модульных уроков – достаточно трудоёмкий процесс. Для облегчения этого процесса я придумала такой приём. В моей рабочей папке всегда находятся:

1) календарно-тематическое планирование по выбранному УМК; 2) карта учебных достижений учащихся, в которой я отмечаю уровень и качество изучения темы каждым учеником; 3) рабочая карта урока, где подробно намечаю что и когда должны делать и я сама, и учащиеся.

Как пример, в электронных приложениях привожу все три составляющие:

– календарно-тематическое планирование темы «Законы взаимодействия и движения тел» (27 ч) по УМК А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник (68 ч, 2 ч/нед), 9-й класс. В домашнем задании я предусматриваю разноуровневые задачи (начального, среднего, достаточного и высшего уровней) из пособия [3], ориентированного именно на учебник «Физика-9» из выше­упомянутого УМК. Это замечательное учебное пособие позволяет организовать дифференцированную работу всех учеников и на уроке, и дома;

– карту учебных достижений за весь период изучения темы (с сентября по декабрь). Самостоятельные работы в карте обозначены красным, если работу я проверяю сама, и зелёным – если это само- или взаимопроверка;

– рабочую карту урока № 5 «Решение задач на тему “Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения”», структуру шести типов современного урока и рабочие карты учителя и ученика к этому уроку.

При подготовке к каждому конкретному уроку я вписываю в шаблон рабочей карты урока его тему и цели этого урока, тип и структуру и составляю на этой основе два рабочих документа: для себя – рабочую карту урока (см. её фрагмент внизу), для учащихся – рабочую карту ученика (только 3-й и 4-й столбцы карты урока), последнюю я размножаю или проецирую при работе в классе. Теперь я в большей степени вижу урок глазами ученика, могу чётко планировать его деятельность на уроке и, главное, учить и его делать это самостоятельно. Даже в самом слабом классе (см. карту учебных достижений) изменения становятся заметными.

Литература

  1. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы: Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: МПГУ, 1994.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002 (Анализ современного урока), 2005 (Не совсем обычные и совсем необычные уроки), 2006.
  3. Кирик Л.А. Физика-9. Разно­уровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2006.

 

Начальный фрагмент рабочей карты урока на тему «Скорость и ускорение при ПРД», 9-й класс

Этап

Рабочая карта учителя

Порядок работы

Рабочая карта ученика

 1 (3 мин)

Организационный этап

Цель урока: научить применять знания при решении задач на тему «Скорость и ускорение при ПРД»

Формулирование цели урока

Самостоятельно сформулировать цель урока. Научиться решать задачи достаточного уровня на тему «Скорость и ускорение при ПРД».

2 (10 мин)

Актуализация знаний учащихся

Л.А.Кирик. Физика-9. Ответить на вопросы учащихся; при необходимости прокомментировать.

Решения задач учащиеся записывают (на откидных досках до начала урока или на дискету дома с демонстрацией через видеопроектор на экран) и поясняют решение. Все замечания по решению задач отметить в карте учебных достижений знаком «+».

Проверка ДЗ

Начальный уровень:

  1. Проверьте СР 4 (тест).
  2. Поставьте себе оценку за тест.

 

Знаком «+» в сборнике задач отметьте верные ответы: 1-б, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б. Ответ на задание 6-б поясните.

Оценка

Средний уровень:

  1. Проверьте задачи  3–6.
  2. Исправьте ошибки в своём решении.
  3. Поставьте себе оценку за решение задач.

При проверке используйте памятку!

Анализ устного ответа при решении задач у доски

  1. Соблюдение алгоритма решения задач: дано, СИ, анализ (рисунки, графики, формулы), проверка решения по размерности, вычисления, ответ.
  2. Правильные формулировки физических закономерностей.
  3. Культура речи.
  4. Аккуратность оформления.
  5. Самооценка за устный ответ у доски.

Оценка

3–5 (15 мин)

Закрепление новых знаний с самопроверкой и с самоконтролем; коррекция

На откидных досках два ученика (по вариантам) решают задачи  <...>.

  1. Самостоятельная работа.

Решите задачу достаточного уровня

I вариант: №1         II вариант: № 2

Оценка

  1. Взаимопроверка.

Проверьте и оцените работу соседа

  1. Проверка задач.

Сверьте своё решение  с решением на доске  <...>.