Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2009

Наука и техника: прошлое и настоящее

Академик проф. В. Г. Довгань,
РАК им. К.Э.Циолковского, АМТН

Отечественная лунная одиссея

Продолжение. См. № 7, 12, 16/09

рис.1

Лунный модуль с приведённым в действие амортизирующим баллоном

Итак, все одиннадцать стартов космических аппаратов проекта Е-6 с января 1963 г. по декабрь 1965 г. оказались неудачными. Однако специалисты командно-измерительного комплекса (КИК) не теряли время зря – оттачивалось мастерство дежурных смен и расчётов, обеспечивавших надёжное взаимодействие с вышедшими на трассу к Луне космическими аппаратами и участвовавших в многочисленных предстартовых тренировках. На командно-измерительном пункте КИП-10 (всего было 12 таких пунктов) был доработан и усовершенствован комплекс командной радиолинии, в состав которого вошли приёмная антенна метрового диапазона ТНА-400 и передающее устройство «Бирюза» с многовибраторными антеннами К-514, К-515 и К-518. Проводилась кропотливая работа по совершенствованию всех подразделений, участвующих в лунной программе.

Качественно новый этап в исследовании Луны был открыт 31 января 1966 г. запуском ЛКА «Луна-9» (№ 13 Е-6М заменили на № 202). Ведущим по управлению ею стал В.Н.Сморкалов (бессменный руководитель группы управления полётами ЛКА – от «Луны-8» до «Луны-24»). «Луна-9» представляла собой герметичный контейнер сферической формы. На его внешней поверхности находились четыре лепестковые антенны, четыре штыревые антенны с подвешенными на них эталонами яркости, а также три двугранных зеркала, предназначенные для передачи стереоскопического изображения шести узких участков лунной поверхности. Внутри контейнера – рама с приёмно-передающей аппаратурой, приборами командной радиолинии, электронными ПВУ, химическими источниками питания, приборами автоматики научной и телеметрической аппаратуры. В верхней полусфере находились фототелевизионная система и счётчики космической радиации, в нижней – агрегаты активной системы терморегулирования. Масса контейнера составила около 100 кг, высота с антеннами 112 см, диаметр после раскрытия лепестков 160 см.

Статья подготовлена при поддержке проекта «ИНФОАТЛАС». Если вы решили приобрести дополнительные знания в той или иной области, но имеете проблемы со временем, то оптимальным решением станет проект «ИНФОАТЛАС». На сайте, расположенном по адресу http://info-atlas.com, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать видеокурсы по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.info-atlas.com.

Спускаемый аппарат состоял из посадочного устройства с комплектом научной аппаратуры и надув­ного амортизирующего устройства, предназначенного для предохранения от чрезмерных перегрузок при посадке. После успокоения спускаемого аппарата оно отстреливалось.

Шли третьи сутки полёта «Луны-9» и напряжённой работы на Земле. Полёт проходил далеко не безупречно, но вполне удовлетворительно. Группа управления под руководством подполковника В.Н.Сморкалова и капитана А.П.Попова уверенно вела космический аппарат к цели. Наступал момент операции, на которой споткнулась «Луна-8»: наддув амортизирующих баллонов. Все распоряжения о выдаче радиокоманд на борт «Луны-9», согласно программе сеанса связи, поступали начальнику космической радиостанции по прямой связи от А.П.Попова.

Успешная работа корректирующей тормозно-двигательной установки (КТДУ-5А) обеспечила мягкую посадку. На расстоянии 75 км от поверхности Луны по сигналу с высотомера включилась двигательная установка. на высоте 260–265 м выключился основной двигатель, и скорость была погашена до нуля. Спуск проходил в режиме парашютирования при работающих соплах КТДУ. На этом участке был высвобожден ленточный датчик-щуп длиной 5 м, который при соприкосновении с лунной поверхностью выдал команду на отделение спускаемого аппарата.

рис.2

Космический аппарат «Луна-9», место его посадки и доставленный на Луну вымпел

Прилунение состоялось 3 февраля в 21 ч 45 мин 30 с в западном районе Океана Бурь, около кратеров Рейнер и Марий. На Луну были доставлены вымпелы с надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Февраль 1966» и государственным гербом Советского Союза.

Приём сигнала от «Луны-9» вёлся по двум каналам. Первым услышал сигнал в наушниках оператор ефрейтор Валерий Алексеев: «Есть сигнал!» Все замерли и, словно загипнотизированные, устремили взгляды на экраны осциллографов и самописцев, на которых отображались соотношения сигнал–шум. Приблизительно через четыре минуты после посадки раскрылись лепестковые и штыревые антенны. Начался первый в истории космонавтики сеанс фототелепередачи с другого небесного тела – поверхности Луны.

На термохимической бумажной ленте регистраторов появились первые строчки фототелевизионной информации. Но её качество оставляло желать лучшего: «картинка» была белёсой, неконтрастной и практически неразборчивой. Объяснялось это просто: никто и никогда ещё не вёл телепередач с Луны. Не были известны ни освещённость, ни контрастность, ни отражательные характеристики поверхности. Надо было в кратчайший срок определить оптимальный режим работы фототелевизионной системы, быстро меняя значения яркости, контрастности, девиации частоты и т.д. Заниматься длительным перебором значений этих параметров было невозможно, т.к. электропитание на борту было рассчитано всего на 5 ч работы.

Г.Н.Бабакин и А.А.Большой приняли решение в ускоренном режиме прогнать все варианты, в том числе предложенные и рядовыми разработчиками, которым обычно при руководителях слова не предоставлялось. Прогнали за полчаса. Один вариант оказался просто отличным. Принадлежал он инженеру С.Н.Родинкову, который осуществлял техническое обеспечение работы.

4 февраля 1966 г. в 4 ч 50 мин в Симферопольском ЦДКС была получена первая панорама лунного ландшафта! Передача одной круговой обзорной фототелепанорамы длилась 100 мин и состояла из 6000 строк. Одна строка передавалась за 1 с, что обеспечивало высокую надёжность. Время сеансов связи с «Луной-9» и частота передачи с её борта сообщалась ТАСС по Всесоюзному радио и Центральному телевидению, а также в центральной печати, в том числе в газете «Правда» от 5 февраля 1966 г., № 136.

рис.3

Первая в мире панорама лунной поверхности, переданная «Луной-9»

Всего было принято в четырёх сеансах связи четыре панорамы при различной освещённости: при высотах Солнца над горизонтом 7°, 14°, 27° и 41°. По свидетельству Н.И.Бугаева, полученные материалы хранились в личных сейфах М.В.Келдыша и Г.А.Тюлина. Утром 4 февраля им передали фрагменты лунной панорамы, полученной английским профессором Б.Ловеллом в радиофизической обсерватории Джодрелл-Бэнк. Фотоснимки этой панорамы оперативно опубликовали утренние газеты всех западных стран, оповестив тем самым о сенсационных достижениях СССР. Однако горизонтальный масштаб этих снимков оказался меньше реального почти в 2,5 раза (видимо, не было соответствующих агентурных данных). М.В.Келдыш очень нелестно отозвался о поступке проф. Ловелла и сказал, что его торопливость имела мотивы сенсационного характера. (Следует заметить, что наша страна в то время не могла обратиться в международный арбитраж о восстановлении справедливости, т.к. не являлась его членом.)

4 февраля в 18 ч 01 мин М.В.Келдыш на самолёте ТУ-104 ВВС Черноморского флота (борт № 42 341) со всеми материалами, принятыми с «Луны-9», вылетел из Крыма в Москву. На следующий день эта панорама стала украшением первых полос газет всего мира.

Симферопольский ЦДКС провёл с «Луной-9» двадцать два сеанса связи, из них десять – при её расположении непосредственно на лунной поверхности, в том числе семь – с приёмом научной информации. Активное существование «Луны-9» составило 46 ч 58 мин 30 с.

Мягкая посадка показала, что поверхность Луны достаточно прочна, чтобы выдержать динамическую нагрузку от спускаемого аппарата, а затем и длительную статическую нагрузку от контейнера с аппаратурой. Именно «Луна-9» развеяла миф о пыли, якобы покрывающей толстым слоем лунную поверхность. Полученные панорамы позволили оценить внешнее строение грунта, размеры и форму впадин и камней, их распределение, а также распознать мелкие детали рельефа размером 1,5–2 мм на расстоянии до 1,5 м.

В те годы результат полёта «Луны-9» по значимости равнялся запуску первого ИСЗ, первому полёту человека в космос и первому выходу космонавта в открытый космос. Этот успех по праву принадлежит и Командно-измерительному комплексу.

Мягкая посадка и вся дальнейшая работа с «Луной-9» явились объективным подтверждением правильности замыслов С.П.Королёва. В мемориальном рабочем кабинете Главного конструктора в ЦНИИМАШе в одной из экспозиций представлена рукописная справка. Вот её текст:

Посадку ЛК следует рассчитывать на достаточно твёрдый грунт типа пемзы

Вертик. скор. = 0 м/с

при спуске на = h = 1 м/с

Боков. скор. д.б. практически при знач. = 0 м/с

28/X-64. С.Королёв

К сожалению, основоположник практической космонавтики безвременно ушёл из жизни 14 января 1966 г., всего за 19 дней до посадки «Луны-9». На заключительном совещании Государственной комиссии по подведению предварительных результатов работы с «Луной-9» Г.Н.Бабакин предложил посвятить её светлой памяти С.П.Королёва. Но на высшем партийном и государственном уровне первая мягкая посадка на Луну была посвящена открывавшемуся 29 марта 1966 г. ХХIII съезду КПСС. Так было…

21 декабря 1966 г. в 13 ч 17 мин был осуществлён старт РН с «Луной-13», которая через 3,5 суток полёта, 24 декабря в 21 ч 21 мин, совершила посадку примерно в 400 км от места нахождения «Луны-9». «Луна-13» по конструкции и массе была близка к «Луне-9», имела аналогичный комплекс для мягкой посадки и фототелевизионную систему обзора и передачи изображения на Землю. Однако она доставила на Луну приборы, предназначенные для исследования лунного грунта. Симферопольский ЦДКС принял пять панорам лунного ландшафта, снятых при высотах Солнца над горизонтом 6°, 19°, 32° и 38°. Панорама, переданная 26 декабря 1966 г. на Землю «Луной-13», приведена на рисунке ниже. Изучение панорам подтвердило данные, переданные «Луной-9».

рис.5

Космический аппарат «Луна-13» с механизмами выноса и место его прилунения

рис.4

Лунная панорама, переданная «Луной-13»

Однако основная цель запуска «Луны-13» состояла в исследовании плотности поверхностного слоя лунного реголита – дисперсного грунта, подверженного воздействию метеоритов, солнечной и космической радиации. Физико-механические параметры измерялись с помощью механического грунтомера-пенетрометра, динамографа и радиационного плотномера, работающих независимо друг от друга. Механизмы выноса позволили установить эти приборы на расстоянии 1,5 м от места прилунения.

Конический наконечник из титана под воздействием порохового реактивного двигателя, развивавшего в течение одной секунды усилие 7 кг, внедрялся в поверхность грунта, а сопротивление пенетрации измерялось динамографом. Радиационный плотномер состоял из источника гамма-излучения, счётчика гамма-квантов и защитного экрана. Реголит облучался гамма-квантами, а счётчик измерял интенсивность рассеянного потока, который был пропорционален плотности грунта. Результаты замеров – это в основном научная информация, но она также была нужна и конструкторам, приступившим к проектированию луноходов.

31 декабря работа с «Луной-13» была закончена.

Мягкие посадки ЛКА, передача фототелепанорам лунной поверхности и научной информации были громадным успехом нашей страны. Результаты полёта и научных исследований «Луны-9» и «Луны-13» на поверхности Луны стали во зможны благодаря успешной и слаженной работе технических средств и, конечно, личного состава КИКа. Основные данные о полётах лунных космических аппаратов второго поколения проекта Е-6 с целью мягкой посадки на Луну приведены ниже в таблице (все аппараты выводились на орбиту ракетой-носителем 8К78).

Дата старта

ЛКА

Особенности полёта

04.01.1963

Е-6 № 2

Отказ ДУ блока «Л», КА остался на орбите ИСЗ

03.02.1963

Е-6 № 3

Нарушение работы системы управления РН; КА на орбиту ИСЗ не вышел

02.04.1963

Е-6 № 4 «Луна-4»

06.04.63 г. отказ системы астронавигации; КА пролетел в 8500 км от Луны

21.03.1964

Е-6 № 6

Не запустилось ДУ блока «И»

20.04.1964

Е-6 № 5

Отказ системы управления с блока «И» на блок «Л»

12.03.1965

Е-6 № 9 «Космос-60»

Отказ системы управления блока «Л»; ЛКА остался на орбите ИСЗ

10.04.1965

Е-6 № 8

Отказ системы управления блока «И»

09.05.1965

Е-6 № 10 «Луна-5»

12.05.65 г. отказ системы астронавигации; КА достиг поверхности Луны. Получены первые опытные данные о работе систем, обеспечивающих мягкую посадку

08.06.1965

Е-6 № 7 «Луна-6»

11.06.65 г. во время сеанса астрокоррекции не прошло выключение КТДУ; КА пролетел в 160 000 км от Луны

04.10.1965

Е-6 № 11 «Луна-7»

08.10.65 г. потеря ориентации во время торможения КА, блокирование включения КТДУ, жёсткая посадка на Луну

03.12.1965

13 ч 46 мин 14 с

Е-6 № 12 «Луна-8»

Нарушение ориентации относительно лунной вертикали. 07.12.65 г.

в 00 ч 51 мин 30 с жёсткое прилунение КА

31.01.1966

Е-6 № 13 (№ 202)

«Луна-9»

03.02.66 г. в 18 ч 45 мин 30 с впервые в мире выполнена мягкая посадка на Луну, переданы панорамы лунной поверхности; КА активно существовал 74 ч

21.12.1966

Е-6С № 205

«Луна-13»

24.12.66 г. вторая мягкая посадка на Луну. Передано пять панорам лунной поверхности.  Первые непосредственные исследования лунного грунта. 31.12.66 г. КА прекратил своё существование

 

На Луне – наши визитные карточки

Официальная «визитная карточка» каждой страны – её герб и флаг. Свидетельством достижения Луны советской космической ракетой должен был стать доставленный на неё вымпел с гербом СССР. Маленькие стальные пятиугольнички и алюминиевые полоски сейчас в некоторых музеях хранят, как драгоценные реликвии. Это копии – простые кусочки металла. И глядя на них, пожалуй, никто и не представляет, сколь хитроумна была конструкция тех устройств, которые должны были сохранить памятные вымпелы на поверхности Луны. Задача не из лёгких, если учесть, что ракета подлетит к поверхности Луны и ударится со скоростью 3,3 км/c, т.е. намного быстрее артиллерийского снаряда. Да и какова она, лунная поверхность: камень, пыль? Инженеры получили задание: вымпел должен остаться на поверхности Луны целым и невредимым. Вот и думай... Придумать, изготовить, проверить, испытать... Убедиться самим, убедить других...

Много предлагалось разных решений, но по каким-нибудь «нюансам» они не подходили. В группе Глеба Юрьевича Максимова родилась идея, точнее, сразу две. Первая: на поверхности шара закрепить стальные пятиугольнички с гербом нашего государства и датой «прибытия» на Луну. А что внутри? Сделать весь шар металлическим, этаким пушечным ядром? А какой смысл? Врежется в Луну, углубится – и всё… А если сделать шар полым, со взрывчаткой внутри? Да-да, взрывчаткой. Специалисты одной из организаций нашли такое вещество, которое могло «работать» без всяких взрывателей и запалов, взрывалось просто при ударе о любую поверхность – каменную или рыхлую, как пыль. Кроме того, оно могло и разбрасывать во все стороны «осколки» – стальные пятиугольнички со скоростью 3,3 км/c. Значит, какой-то их части, оказавшейся в момент удара, скажем, условно, «внизу», к их собственной скорости добавится такая же, и они врежутся в Луну с удвоенной «силой». Наверное, мало что от вымпелов останется. Пятиугольники «по бокам» разлетятся в стороны. А те, что окажутся сверху? Энергия взрыва погасит скорость падения в момент удара, и они должны остаться на поверхности! Что и требовалось получить.

Один из монтажников тогда задал вопрос: «А что будет, если шарик с этой самой взрывчаткой скатится со стола на пол?» Его успокоили – ничего не произойдёт, если не считать разноса от руководства за разгильдяйство. Даже если при влёте ракеты что-то случится и она «решит» попасть в Землю вместо Луны, вымпел будет совершенно безопасен. Взрывчатое вещество сработает только при контакте с поверхностью небесного тела со скоростью 3 км/c и более. Такая гарантия успокоила слабонервных: на Земле подобных скоростей не получить… Но как же эту идею проверить?

Помогли артиллеристы. Они приспособили два орудия: в одно в качестве снаряда заложили стакан с аналогом лунного грунта (по тогдашним понятиям), а в другое – шар с экспериментальной взрывчаткой. Стреляли так, чтобы «снаряды» столкнулись в воздухе, т.к. скорости вылета снаряда из одной пушки не хватало. Такова история первой «визитной» карточки, доставленной на Луну 14 сентября 1959 г. (См. № 7/2009. – Ред.)

Вторая была не менее интересной. Хотя вряд ли простая алюминиевая ленточка с «адресом отправителя» и даже «отправки» производила особое впечатление на тех, кто её видел. Надпись на ленточке была сделана химическим способом, что, по мнению специалистов, гарантировало её вечную сохранность. Но ведь она будет подлетать на ракете к Луне с той же скоростью, что и шарик. Как же сохранить такой нежный предмет?

Ещё в 1891 г. Циолковский выдвинул идею о предохранении «слабых вещей и организмов от ударов и толчков и усиленной тяжести» посредством погружения их в жидкость равной им плотности. Циолковский писал о том, что природа давно пользуется этим приёмом, погружая зародыши животных, их мозг и другие слабые части в жидкость. Так она предохраняет их от всяких повреждений. Для доказательства этой идеи Циолковский провёл простой, но убедительный эксперимент. В кружку с водой погружается яйцо, для увеличения плотности жидкости в воде растворяется поваренная соль до тех пор, пока яйцо не начнёт всплывать со дна к поверхности. После того как яйцо придёт в равновесие, можно ударить сосуд о стол с большой силой, и яйцо не разобьётся, в то время как без воды скорлупа яйца даже при слабом толчке расколется.

А что, если ленточку скатать в плотный рулончик и поместить в ампулу с жидкостью, равной по плотности алюминию? Эта жидкость предохранит ленточку при ударе. Но так будет, если сама ампула не разрушится. Представьте, что в эксперименте Циолковского кружка бы разлетелась на куски. Что бы тогда осталось от яйца?

А если ампулу поместить в сверхпрочную оболочку, она не разрушится. Но надо ещё, чтобы эта оболочка не ушла глубоко в поверхность Луны, как пуля в стог сена. Энергию удара надо чем-то погасить. Решили оболочку поместить ещё в одну, но менее прочную. Тогда наша прозрачная оболочка, словно бронебойный снаряд, пройдёт через менее прочную, при этом отдаст ей энергию удара, а сама останется целой. Сохранится и ампула с жидкостью, и в ней ленточка с надписью… Прямо как в сказке про Кощея Бессмертного.

И оба варианта «визитной карточки» улетели на Луну.

Продолжение следует