Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2009

Наука и техника: прошлое и настоящее

В. Н. Белюстов,
< belustov@yandex.ru >, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

рис.18 ноября. 155 лет тому назад родился шведский физик и математик Йоханнес Роберт Ридберг. Основные работы посвящены систематике атомных спектров и атомной физике. Первым начал оперировать волновым числом, ввёл универсальную константу R (постоянная Ридберга), установил связи между различными сериями, образующими спектр элемента, дал формулу, описывающую любую спектральную линию (1890). Идеи Ридберга сыграли значительную роль в установлении В.Ритцем (1908) так называемого комбинационного принципа, согласно которому волновое число любой линии спектра может быть представлено в виде разности двух членов из множества спектральных термов, характеризующих элемент. Этот закон известен в физике как комбинационный принцип Ридберга – Ритца. Предположил (1889), что спектры испускания химических элементов должны привести к пониманию периодической системы. Выдвинул идею, что независимой переменной является не атомный вес элемента, а его порядковый номер.

рис.29 ноября. 275 лет тому назад родился русский астроном и математик Степан Яковлевич Румовский. Известен главным образом своими практическими астрономическими работами, а также педагогической и литературной деятельностью. Участвовал в международных мероприятиях по определению параллакса Солнца путём наблюдения прохождений Венеры по диску Солнца в Селенгинске (1761) и на Кольском полуострове (1769) (наблюдения проводились во многих пунктах земного шара). На основании этих наблюдений вывел достаточно точное значение параллакса Солнца – 8,67″ (современное значение 8,79405″). Составленный им (1786) каталог астрономических пунктов России характеризуется значительной по тому времени точностью. Каталог обобщил деятельность русских геодезистов и по объёму превосходил современные ему каталоги других стран. Перевёл на русский язык «Труды» Тацита, философские работы Л.Эйлера и знаменитую «Естественную историю» Ж.Бюффона. Автор учебника по математике для студентов, принимал участие в составлении словаря русского языка. Был редактором астрономических календарей и журналов «Месяцеслов» и «Новые ежемесячные сочинения» (1786–1796). В области чистой математики занимался анализом бесконечно малых и, в частности, интегральным исчислением.

рис.320 ноября. 120 лет тому назад родился американский астроном Эдвин Пауэлл Хаббл. Его труды положили начало современной внегалактической астрономии. Первая научная работа была посвящена собственным движениям звёзд. Докторская диссертация называлась «Фотографические исследования слабых туманностей». Хотя тогда и было уже открыто около 20 тыс. туманностей, природа их оставалась неизвестной. Хаббл открыл 512 новых туманностей на крупномасштабных фотографиях неба. В работе «Общее исследование диффузных галактических туманностей» разделил (1922) все туманности на два типа: галактические, связанные с Млечным Путём, и внегалактические, видимые в основном в стороне от него. В начале 20-х гг. рассмотрел механизмы свечения диффузных и планетарных галактических туманностей. Доказал, что диффузные туманности светят отражённым светом близлежащих горячих звёзд, а планетарные туманности вследствие флуоресценции: от центральной звезды исходит интенсивное ультрафиолетовое излучение, которое затем переизлучается туманностью в видимом диапазоне спектра. Нашёл зависимость между яркостью отражательных туманностей и блеском освещающих их звёзд. Обнаружил (1923) переменные звёзды – цефеиды – в туманности Андромеды. Показал, что спиральные туманности являются галактиками, т.е. независимыми звёздными системами, которые находятся далеко за пределами Млечного Пути. Это означало, что наша Галактика – не единственная звёздная система во Вселенной. В дальнейшем исследовал множество таких туманностей, названных им внегалактическими. Обнаружил (1924–1926) на фотографиях некоторых ближайших галактик звёзды, из которых они состоят, чем доказал, что они представляют собой звёздные системы, подобные нашей Галактике. Предложил (1925) первую научную классификацию галактик по их формам, которая легла в основу современной классификации: эллиптические – Е, спиральные – S – и иррегулярные, неправильные – Irr. В ближайших галактиках открыл новые звёзды, цефеиды, красные и голубые сверхгиганты,. шаровые скопления, газовые туманности. Установил шкалу внегалактических расстояний и разработал методику их оценки по яркости. Показал, что галактики распределены в пространстве равномерно, измерил их лучевые (радиальные) скорости. Обнаружил (1929), что большинство галактик удаляется от нас, при этом между радиальными скоростями движения галактик и расстоянием до них имеется линейная зависимость (закон Хаббла). Это открытие послужило наблюдательной основой концепции расширяющейся Вселенной. Открыл (1935) астероид под номером 1373 («Цинциннати»). Во время Великой Отечественной войны составил таблицы бомбометания для русских бомб, для которых не имелось никаких аэродинамических данных, кроме качественного описания и формы. Эти таблицы использовались на американских бомбардировщиках, когда они ложились на обратный курс после приземления на русской территории. Планировал подготовить «Атлас галактик», но закончить эту работу не успел. Не удалось провести и широкую программу наблюдений на новом 5-метровом телескопе-рефлекторе в обсерватории Маунт-Паломар (вступил в строй 26.01.1949). Однако успел получить первый негатив. Вместе с Сэндиджем обнаружил (1935) новый, неизвестный ранее науке тип переменных звёзд, так называемых объектов Хаббла–Сэндиджа. Однако статья вышла, когда Эдвина Хаббла уже не было в живых. Именем Э.Хаббла назван астероид 2069, открытый в 1955 г., а также орбитальный телескоп, выведенный на орбиту в 1990 г.

рис.421 ноября. 160 лет тому назад родился шведский инженер Юхан Август Бринелль. Работал в области металлургии стали. Предложил (1900) статический метод определения твёрдости металлов, получивший широкое распространение в технике (метод Бринелля).

рис.523 ноября. 135 лет тому назад родился американский физик-экспериментатор Теодор Лайман. Работал в области оптики и спектроскопии. Открыл (1906) спектральную серию в ультрафиолетовой части спектра водорода (серия Лаймана). Получил ультрафиолетовые спектры газов и металлических искр вплоть до 500 Å. Установил (1906) стандарты в УФ-области спектра и первым измерил (1924) длины волн в области вакуумного ультрафиолета (до 25 нм). Построил двухщелевой вакуумный спектрограф с вогнутой дифракционной решёткой (спектрограф Лаймана).

рис.625 ноября. 195 лет тому назад родился немецкий учёный Юлиус Роберт Майер. В чиcле первых открыл фундаментальный закон природы – закон сохранения и превращения энергии. Принимая участие в плавании на о. Ява в качестве судового врача (1840–1841), заметил, что цвет венозной крови матросов в тропиках значительно светлее, чем в северных широтах. Это привело к мысли, что существует связь между потреблением веще­ства и образованием тепла. Установил также, что количество окисляемых продуктов в организме человека возрастает с увеличе­нием выполняемой им работы. Всё это дало Майеру основание допустить (1840), что те­плота и механическая работа способны взаимопревращаться. Результаты своих исследо­ваний он изложил в работах «О количественном и качественном определении сил» (1841, опубликована в 1881) и «Замечания относительно сил неживой природы» (1841, опубликована в 1842). В этих работах Майер впервые сформулировал закон сохранения энергии (эквивалентности механической работы и теплоты), подробнее – в работе «Органическое движение в его связи с обменом веществ» (1845), а также теоретически рассчитал механический эквивалент теплоты. Однако выдающееся открытие Майера не получило признания, его работа (1845), которую он издал на собственные средства отдельной брошюрой, длительное время оставалась почти неизвестной. Первооткрывателем закона стали называть Дж.Джоуля, а затем и Г.Гельмгольца. Попытки Майера защитить свой приоритет повлекли за собой нападки и травлю со стороны местных учёных. Это отрицательно отразилось на психическом состоянии учёного и привело к тяжёлому нервному расстройству, что сделало невозможной активную научную деятельность. Лишь в 50–60-х гг. XIX в. приоритет Майера в открытии закона сохранения энергии был признан. Он также первый высказал мысль, что излучение Солнца приводит к уменьшению его массы.

рис.725 ноября. 165 лет тому назад родился немецкий инженер, изобретатель, пионер автомобилестроения Карл Бенц. Создал (1885) трёхколёсный автомобиль с четырёхтактным двигателем, в процессе проектирования которого решил многие технические проблемы. В январе 1886 г. подал заявку на патент № 37 435 на новый автомобиль, не вызвавший, однако, большого интереса у покупателей, хотя двигатели пользовались большим спросом на рынке, особенно в Германии. Их выпускали по лицензии также и во Франции на фирме «Панар и Левассор». В 1889 г. автомобиль Бенца был представлен на технической выставке в Париже, где были выставлены и модели Даймлера, но коммерческого успеха эта демонстрация не имела. Большую поддержку Бенцу оказала жена: совершив автомобильный пробег вместе с детьми, она опровергла вымыслы об опасности езды на автомобиле. При участии нескольких немецких инвесторов была основана (1890) фирма, производившая исключительно автомобиль Бенца, появился его четырёхколёсный автомобиль (1893). В последующем учёный непрерывно работал над своим новым проектом, тестируя автомобили на пробных пробегах. Разработал (1897) двухцилиндровый двигатель с горизонтальным расположением, известный как контрадвигатель. С 1899 г. компания наладила серийный выпуск гоночных автомобилей, пользовавшихся успехом.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «КондитерМаг». Если Вы решили приобрести качественные ингредиенты для выпечки или других кондитерских изделий, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «КондитерМаг». Перейдя по ссылке: «подложки для тортов купить», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать подложки для тортов, ингредиенты для выпечки и аксессуары для чая и кофе по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Konditermag.Ru.