Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №19/2009

Методические страницы

Т. И. Радченко,
МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, РСО-Алания

«Проанализируй текст, найди ошибку»

Скука, однообразие и штампы – величайшие враги успешности учебного процесса. Одним из вариантов привлечения внимания учащихся могут оказаться задания типа «Проанализируй текст, найди ошибку». К сожалению, искать – и находить! – ошибки сейчас можно и в учебниках, и в учебных пособиях, и в решебниках, и в сборниках заданий ЕГЭ, не говоря уже о сайтах интернета. Некоторые дети, работая с содержащими ошибки текстами, переписывают или заучивают даже абсолютную нелепицу, другие способны заметить то, что не лежит на поверхности. Так, например, в «Физике» № 2/2002 прошла статья моего ученика Антона Ковдры «Внимательно читая учебники» о задаче № 83 из учебника «Физика-8» Громова С.В., Родиной Н.А.: • «Стоя на поверхности Луны, американский астронавт оказывал на лунный грунт давление, равное 21,3 кПа. Определите массу астронавта (со снаряжением), если от его ботинок остались следы площадью 410 см2 каждый». Авторы заложили значение ускорения свободного падения для Земли (g = 10 м/с2), а не для Луны, тогда и получается разумный ответ 175 кг. Но никто не обратил внимание на то, что если подставить «честное» g = 1,6 м/с2, то получится несуразный результат: масса астронавта более 1 т. А ведь некритичность восприятия может сослужить дурную службу и взрослому человеку!

Задания «Проанализируй текст, найди ошибку» можно предлагать для работы и в классе, и дома, в том числе и с целью самостоятельного поиска информации. Уровень сложности, естественно, может быть разным. Кроме того, такой материал можно предлагать также и для анализа, и для творческой переработки текста, а также, и для синтеза собственного мнения.

Пример 1. Анализ рассказа (классно-урочная форма, I уровень).

Задание (текст зачитывает учитель): обсудите выделенные в тексте слова и словосочетания.

«Я учил...», 7-й класс.

– К доске пойдёт... Незнаюшкин, – печально объявил учитель. – Ну как, сегодня мы выучили уроки? К вам не приехали гости? Не заболела бабушка? Не отключали свет? Соседи сверху не залили водой? У соседей снизу не было пожара? Или ты опять сидел в застрявшем лифте?

Незнаюшкин мрачной глыбой поднялся из-за парты, перекрыв собой таблицу «Международная система единиц», размером 1,5 × 2 м, и произнёс басом:

– Бабушка.

– Всё-таки опять бабушка, – ещё больше опечалился учитель.

– Да не... я учил... Бабушка заставила, – устало вздохнул Незнаюшкин.

– Это уже хорошо, – обрадовался учитель. – И что же ты выучил?

– Всё.

– Приятно слышать что-то обнадёживающее. Мы изучили главу «Строение вещества» и теперь всем классом внимательно тебя слушаем. А вы, ребята, посчитайте количество неточностей и ошибок, если они будут. Итак, расскажи нам о трёх основных положениях о строении вещества.

– Я знаю три состояния вещества: жидкое, твёрдое и парообразное. Эти, ну как их, вещества состоят из частиц. А частицы – это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. В твёрдых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Частицы взаимодействуют друг с другом, то есть притягиваются, иначе бы твёрдые тела рассыпались. Если рассмотреть лёд, воду и пар, то они отличаются не молекулами, а только расположением молекул.

– И это ты называешь «я учил»? Давай послушаем ребят. Какие же неточности и ошибки допустил Незнаюшкин?

 

Комментарии для учителя

• Учащиеся часто путают три агрегатных состояния вещества (жидкое, твёрдое и газообразное) и три основных положения строения вещества (МКТ), так что целесообразно ещё раз обратить их внимание на это.

• В рассказе речь идёт об основных положениях МКТ. Но при этом они могут формулироваться и истолковываться неполностью или неверно. Так, не выделено, что движение молекул непрерывно и беспорядочно, взаимодействие представлено только притяжением. Искажено представление об атомах и молекулах, не упомянуто, что различие агрегатных состояний не только в расположении, но также в движении и взаимодействии молекул.

• Рассматривая расширение тел, важно следить за правильностью терминологии и точностью изложения мыслей.

• Доказывая факт движения частиц в твёрдом теле, следует рассказать о диффузии.

• Так как школьники часто путают молекулы и атомы, полезно запомнить мнемонический стишок: «Атом – как буква, молекула – слово, мы повторим это снова и снова». (Когда-то Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» сказал: «Множество слов мы, используя буквы, запишем.//Эти слова все разнятся по смыслу и звуку.//Видишь, как буквы сильны лишь одним измененьем порядка!//„Первоначал” же различный состав даст хлеба наливные, людей иль тенистые рощи».)

Рекомендации по составлению текстов. Тексты, предъявляемые устно, должны содержать мало ошибок. Они используются для тренировки внимания и укрепления памяти. Поэтому, прочитав текст, необходимо выслушать учащихся (сколько и каких ошибок найдено – для учеников это повод продемонстрировать не только свои знания, но и свою память перед товарищами), а затем повторно поэтапно зачитать и разобрать исходный текст.

Если текст предъявляется письменно (II уровень), то количество ошибок можно увеличить. Следует отметить, что устная форма на уроке предпочтительнее, т.к. работа не должна занимать много времени. Кроме того, ошибки, воспринятые зрительно, могут зафиксироваться в памяти отдельных школьников с ещё несформировавшимся критическим мышлением. Письменные тексты лучше использовать при оформлении стендов или при проведении каких-либо мероприятий, чтобы учащиеся могли поработать над информацией дома, выясняя, уточняя и обсуждая. Этим будут, естественно, заниматься ученики, у которых уже сложились навыки работы с учебной и справочной литературой, поэтому они насторожённо отнесутся к каждому слову исследуемого текста.

В рассмотренном рассказе основные положения МКТ перечислены в том порядке, как даются в учебниках, что помогает ученикам лучше ориентироваться. При таком построении им легче вспомнить замеченные расхождения с теми знаниями, которые у них есть.

Проанализировать можно также стиль рассказа. Например, нарушение логики изложения, использование неверной научной терминологии, речевые ошибки и т.д. Такие тексты позволяют обсудить, как должен быть выстроен правильный ответ. Конечно, можно вести такую работу и на текущих ответах учеников. Но, во-первых, если ученика постоянно перебивать, то он может потерять нить своих рассуждений. Во-вторых, если корректировки или похвалы требует сам стиль изложения, то как привлечь к этому внимание одноклассников, не мешая отвечающему? ведь точно воспроизвести устный ответ нереально. Поэтому обсуждение письменного рассказа поможет и учителю в его работе с детьми, и самим ученикам при формировании ответов.

• В качестве текстов могут использоваться параллельные цитаты из учебников различных авторов с целью выявления или самостоятельного составления оптимального варианта ответа по рассматриваемому вопросу.

 

Пример 2. Сравнение определений из учебных изданий (классно-урочная форма, II уровень).

Задание (обязательно предъявляется письменно): сравните определения и решите, какое из них, по вашему мнению, наиболее точное. Аргументируйте своё мнение. Попробуйте сформулировать сами наиболее правильно.

Теплопроводность, 8-й класс

(Вначале ещё раз повторяем содержание понятий «внутренняя энергия», «теплопередача» («теплообмен») и «теплопроводность» по учебнику, по которому мы учимся. Затем сравниваем определения из разных учебников.)

№ 1 (Пёрышкин А.В., Родина Н.А. Физика-8, – М.: Просвещение, 1993, с. 9): «Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц называется теплопроводностью».

№ 2 (Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8. – М.: Просвещение, 2001, с. 85): «Теплопроводность – это вид теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части. При теплопроводность само вещество не перемещается вдоль тела, переносится лишь энергия».

№ 3 (Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-8. – М.: Дрофа, с. 10): «Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой называется теплопроводностью».

Анализ текстов

№ 1. (–): не указано, какая энергия.

(+): подробно описан механизм передачи энергии.

№ 2. (–): не указано, какая энергия. (Если сказано, что энергия передаётся от частицы к частице, то следует догадываться, что энергия внутренняя.)

(+): сказано, что теплопроводность – вид теплопередачи (теплообмена) и что вещество не перемещается.

№ 3. (–): не указано направление теплообмена.

(+): сказано, что энергия внутренняя и что она передаётся от одного тела к другому, а не только внутри тела.

Примерный наиболее полный вариант определения: теплопроводность – это вид теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача (внутренней) энергии в результате теплового движения и взаимодействия частиц от более нагретой части тела к менее нагретой или от одного тела к другому, менее нагретому. При теплопроводности само вещество не перемещается – переносится лишь энергия.

рис.1 Модель «Внутренняя энергия». Определение (по А.В.Пёрышкину): «Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела». Две как бы колеблющиеся около положений равновесия молекулы твёрдого тела соединены «пружинками». Рисунок вырезают по контуру. На «пружинках» бумагу складывают «гармошкой» и демонстрируют взаимодействие молекул. Можно нарисовать плоскую модель в виде квадрата из четырёх молекул.

Для демонстрации более низкой температуры в комплект входит вторая модель, где размах колебаний «молекул» меньше. Чтобы учесть тепловое расширение, надо уменьшить расстояние между «частицами» или не растягивать сильно «гармошку».

 

Пример 3. Сравнение текстов из учебников (классно-урочная форма, уровень I)

Задание (текст предъявляется устно): сравните определения и предложите свой вариант.

Сообщающиеся сосуды, 7-й класс

№ 1 (Пёрышкин А.В.): «На рисунке вы видите два сосуда (две трубки), соединённые между собой резиновой трубкой. Такие сосуды называются сообщающимися. Лейка, чайник, кофейник – примеры сообщающихся сосудов».

№ 2 (Громов С.В.): «Сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися».

Анализ текстов

№ 1. Чёткого определения нет. То резиновая (?) трубка, то просто перечисление примеров.

№ 2. Если, например, в школьную модель сообщающихся сосудов не налить воду, то это уже будет модель чего-либо другого?

Примерный правильный ответ: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, называются сообщающимися. В «Физическом энциклопедическом словаре» (Прохоров А. М. – М.: Советская энциклопедия, 1984) дано такое определение: «Сосуды, соединённые между собой в нижней части».)

 

Пример 4. Работа по составлению текста (классно-урочная форма, уровень II)

Задание (предъявляется на листах и выполняется каждым учащимся индивидуально): расположите предложения в правильном порядке.

Механическая работа, 7-й класс

  1. Работа (А) может быть положительной, отрицательной и равной нулю.
  2. Она выражается в килоджоулях (кДж) и джоулях (Дж).
  3. Когда направление силы, приложенной к телу, перпендикулярно направлению его движения, то A = 0.
  4. Понятия работы в физике отличается от того, которое мы употребляем в быту.
  5. За единицу работы принимают работу, совершаемую силой 1 Н на пути 1 м.
  6. Формула работы A = Fs применяется, если сила постоянна и её направление совпадает с направлением перемещения тела.
  7. Такая же формула, но со знаком «минус», используется в случае, если направление силы противоположно движению тела.
  8. Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и пройденному пути.
  9. Работа равна нулю, если тело движется по инерции (без участия силы) или под действием приложенной силы не сдвигается.

Примерные ответы: 4, 8, 6, 7, 1, 3, 9, 5, 2 или 4, 8, 6, 5, 2, 7, 1, 9, 3.

Комментарий для учителя. Нужно выслушать не менее двух учеников, чтобы школьники увидели вариативность и начали осознавать, что правильным может быть не только одно-единственное решение. Поэтому надо самостоятельно, логически рассуждая, искать своё.

 

Пример 5. Критическое прочтение рассказа (внеурочная форма, II уровень)

Задание (текст предъявляется письменно): найдите ошибки по астрономии и физике.

Фантастический рассказ

Маленькие «солнечные человечки» – плазмоиды – устало перетекали из тени деревьев на солнцепёк, т.к. им, привыкшим к газообразной и нейтральной хромосфере1 родной планеты2, тяжело было находиться на твёрдой поверхности Земли, где каждое движение давалось с огромным трудом3. Высоко в небе, буквально в самом надире4, сиял солнечный диск, размером всего 1–2°5. Так отсюда выглядел их родной дом.

Хотум, амёбоподобный руководитель этой туристической группы, медленно перебирая ложноножками, подполз к основной части своих подопечных и хрипло прошипел в инфракрасном6 диапазоне: «Я знаю, все очень устали, по­этому будем возвращаться по кратчайшему маршруту. Земля скоро будет в афелии7. А тогда, минут пять8 – и мы дома. Солнечный отлив9, я думаю, нам сильно мешать не будет».

В ответ запылённые лица10 слушателей осветились слабыми улыбками, а обмякшие тела стали расправляться в поисках живительных струй солнечного ветра11. Только что12 произошедшая новая мощная вспышка на Солнце затрясла стрелки земных компасов, заиграла многоцветной радугой13 полярных сияний, наполнив сердца изрядно притомившихся путешественников утраченной было энергией и силой. Прогулка по экзотическим провинциям солнечной атмосферы подходила к концу.

Комментарий для учителя

1. Хромосфера – область солнечной атмосферы, находящаяся над фотосферой. Её температура составляет десятки и сотни тысяч кельвинов. В этой области происходит последовательная ионизация водорода, гелия и других химических элементов. Это плазма, а не просто газ.

2. Солнце – звезда, а не планета.

3. Ускорение свободного падения на «поверхности» Солнца равно 274 м/с2, огромно и в его хромосфере, следовательно, на Земле «солнечные человечки» будут ощущать себя, скорее, как люди на Луне. Архимедова сила в атмосфере Солнца тоже не могла бы настолько уменьшить их вес, чтобы на Земле перемещаться им стало труднее.

4. Надир – точка небесной сферы, диаметрально противоположная зениту, точке над головой наблюдателя.

5. Солнечный и лунный диски на небесной сфере для земного наблюдателя имеют угловые размеры 0,5°. В древности рассматривали «шаг» Солнца по небосводу – два диска, т.е. 1°. Отсюда возникло деление окружности на 360°.

6. Инфракрасные лучи – это электромагнитные волны, а не звуковые.

7. Афелий (в отличие от перигелия) – это самая удалённая от Солнца точка орбиты планеты.

8. Даже свет, имея максимально возможную скорость, доходит от Солнца до Земли примерно за 8,3 мин, что учащиеся могут вычислить по формуле t = a/c, где a = 150 000 000 км (большая полуось земной орбиты), а c – скорость света в вакууме.

9. Из описания следует, что время действия – яркий солнечный день. А т.к. области приливов пролегают вдоль прямой Земля–Солнце, то речь надо вести о приливе, а не об отливе. Здесь же следует вспомнить схему лунных приливов и отливов, а также обратить внимание на то, что влияние Луны сильнее.

10. Представить себе пыль на плазме более чем затруднительно.

11. Солнечный ветер – это постоянный поток заряженных частиц, движущийся со скоростью до 1000 км/с (плазма, несущая магнитное поле). Но магнитосферу Земли большей частью пробивают корпускулы галактического происхождения.

12. Необходимо 1–2 дня для того, чтобы частицы, выброшенные при солнечной вспышке, достигли Земли.

13. Появление радуги объясняется дисперсией света и связано с прохождением его через капельки воды, а полярные сияния – проявление электролюминесценции. Подвергаясь бомбардировке космическими лучами, атомы газов возбуждаются, а затем отдают энергию в виде света. Цвет свечения обусловлен газами, входящими в состав земной атмосферы.

 

Самостоятельная работа со СМИ

Современная система образования выдвигает требования к умениям самостоятельно добывать информацию. Поэтому на первый план выходит умение не столько найти информацию, сколько критически оценить её достоверность, отличить гипотезу от научной теории, предположения – от утверждений, науку – от наукообразия. А это порой не так уж и просто. Сейчас можно «узнать» и об очищении дома от негативной энергии методами деревенских бабок (ТВ); и о вакууме, отдающем свою энергию луковицам растений, и о получении химических элементов на уровне алхимиков Средневековья (газеты); и о движении крови по капиллярам с ультразвуковой скоростью (из лекции для распространителей чудодейственных лекарств). С этой точки зрения очень интересна статья «Телемистика» д.ф.-м.н., чл.-корр. РАН Л.Пономарёва в журнале «Наука и жизнь» с перечнем ТВ-передач, где лженаука вещает «истину в последней инстанции». Чего там только нет! Путешествия во времени и параллельных мирах Ивана Грозного, пирамиды как устройства для получения энергии, описание отличительных признаков ведьмы (она может испортить стиральную машину, вызвать короткое замыкание). А для объяснения свойства энергетической воронки, меняющей направление течения времени, оказывается, надо менять законы физики! Автор справедливо критикует диспут с «воскресителем» мёртвых Грабовым, а также фильм «Вода», » и некоторые другие передачи. Он пишет: «По-прежнему многочисленными тиражами выходят книги Фоменко по новой хронологии истории <…> ежедневные астрологические прогнозы стали также обязательны, как прогноз погоды». И т.д.

А сколько непроверенной информации в интернете! Сколько неточностей на страницах красочных изданий детской справочной литературы! Например, звезда под названием «Ро» вместо обычного условного обозначения ρ или эритроциты в виде бубликов с отверстием вместо ямки в центре (сборник «Древо познания». – Маrshall Cavendish Ltd. 2001). Ошибки имеются даже в учебной литературе. Поэтому сверхважна «прививка» нашим ученикам большой дозы критичного мышления, чтобы они смогли противостоять около- и даже псевдонаучной информации. Такого человека труднее вовлечь в «МММ», тоталитарную секту и т.п.

Конечно, критика должна быть конструктивной: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но конструктивной критике надо обучать со школьной скамьи (иначе получится по американскому юмористу Л.-Дж.Расселу (1819–1891): «Чему-нибудь да научила//Детей своих природа-мать://Кто ничего создать не может,//Умеет тот критиковать»). Причём критике и чужих, и, что особенно важно, своих работ: правдоподобны ли результаты твоей лабораторной работы? ответ решённой задачи? И не только к критике нужно приучать ученика, но и к поиску путей решения возникшей проблемы: а что ты предлагаешь? как должен выглядеть правильный вариант?

Таким образом, мы имеем возможность влиять на развитие самостоятельности мышления наших учеников, их способность рассуждать логически, вначале следуя чужой мысли, соглашаясь или не соглашаясь с ней, а затем, если это необходимо, предлагать свои решения или хотя бы просто высказывать свои обоснованные мнения и суждения.

 

Литература с материалом для заданий

  1. Бондаров С.Н., Бондарова О.Н. – Физика-ПС, 2008, № 3.
  2. Пономарёв Л. Телемистика. – Наука и жизнь, 2008, № 11.
  3. Радченко Т.И. Немного фантастики и фантазии при изучении физики. – Физика-ПС, 2008, № 11.
  4. Юбилей Бессараб Г.Д. – Физика-ПС, 2008, № 4.