Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №17/2009

Методические страницы

И. В. Годова,
< igodova@mail.ru >, методист по физике ОМЦ СВОУО, г. Москва

Что «может» интерактивная доска?

Годова

Ирина Васильевна Годова – учитель физики, почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2005» в номинации «Традиции и современность», обладатель гран-при международного конкурса учителей, использующих интерактивную доску в образовательном процессе

Интерактивная доска – это сенсорный экран, на который через проектор поступает изображение с компьютера и с которым можно работать, как с дисплеем компьютора. Управление всеми функциями компьютера происходит с помощью стилуса – электронного маркера – или руки, т.е. без помощи мыши и клавиатуры. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами, графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет-ресурсами. Помимо использования готовых программных продуктов и объектов интерактивная доска позволяет рисовать (произвольно или готовыми графическими фигурами), перемещать объекты по рабочему полю, изменять формат объектов (размер, цвет, угол наклона и т.д.). Всё даёт возможность учителю создавать собственные интерактивные модели, удовлетворяющие конкретным условиям и задачам.

Мультимедийное сопровождение, созданное на интерактивной доске, представляет собой набор слайдов, как в презентации PowerPoint, однако в отличие от неё обладает рядом существенных преимуществ:

– позволяет визуализировать физические процессы, акцентируя внимание на объектах с помощью маркеров, прожектора;

– даёт возможность варьировать последовательность изложения, действий;

– обеспечивает индивидуальный темп демонстраций и объяснения, допуская многократное повторение;

– даёт возможность многократно использовать сложные графические заготовки (схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.);

– позволяет включать все виды памяти и мышления, в том числе тактильную память.

Покажем примеры решения дидактических задач с помощью интерактивной доски.

рис.1

При объяснении нового материала при повторении, используя готовые рисунки или модели, учитель (ученик) может делать пометки, записи, выделения поверх изображения или акцентировать внимание на деталях с помощью инструмента прожектор. Эти записи можно стирать или сохранять. Следует заметить, что учитель работает у доски и перемещаться от экрана к компьютеру ему не нужно.

рис.2

С помощью инструментов рисования (линия, окружность) и надписей легко создавать заготовки моделей физических процессов, которые становятся наглядными и интерактивными при работе на доске. На рисунке представлена иллюстрация знакомой задачи об электризации через влияние. Во время обсуждения учитель (ученик) вручную перемещает «электроны» против направления электрического поля, при этом «положительные ионы» не могут перемещаться, т.к. закреплены (рисунок справа). Убедившись в образовании некомпенсированного заряда, поворачиваем «стрелку электрометра».

Подобным образом можно визуализировать строение атома, движение электронов, частиц; процессы испарения, протекания тока, поляризации диэлектриков и др.

Развивать системное мышление, устанавливать причинно-следственные связи явлений, классифицировать помогают структурные схемы, диаграммы, таблицы. В этом случае интерактивная доска просто незаменима, т.к. заготовку таблицы можно использовать многократно, заполняя в реальном времени на этапах закрепления, проверки или обобщения знаний. Подобным образом можно заполнять и сетку кроссворда.

рис.3

Функция перемещения объектов обеспечивает возможность различных сортировок, которые технически невозможно воспроизвести на бумаге. Варианты заданий могут выглядеть следующим образом: соотнести элемент электрической цепи с его условным обозначением; сгруппировать проводники и диэлектрики; поставить в соответствие величину и формулу её вычисления и т.д.

Эффективны задания по работе с текстами и формулами. Например: переставить фразы таким образом, чтобы получилось логическое объяснение явления. При этом ученик не просто расставляет цифры около фраз (не всегда понимая прочитанное), а перемещает слова на экране. Получившийся текст легко прочитать и обсудить.

рис.4

Для школьников 7–8-го классов вызывают затруднения математические преобразования формул. На интерактивной доске можно механически переставлять величины пропорции, выражая неизвестное. Такой приём даёт положительные результаты в развитии навыков работы с формулами.

рис.5

Особо следует отметить возможности интерактивной доски при работе с чертежами (электрические схемы, изображения в линзах и т.д.) и графиками. Учителя знают, как сложно воспроизвести на меловой доске качественный чертёж. Совсем грустно становится, когда этот чертёж нужно повторить несколько раз. На рисунке представлен график экспериментальной зависимости силы тока от напряжения. В качестве фона выбран рисунок «клетка», что позволяет имитировать на доске тетрадный лист. Красным маркером нанесены экспериментальные точки, а затем через них проведена линия. При построении линию можно перемещать, менять угол её наклона, тем самым находя оптимальное положение с учётом погрешности.

В заключение необходимо отметить, что доска – это инструмент, надёжный, функциональный, но всего лишь инструмент. «Заставить» интерактивную доску работать, решать конкретные педагогические задачи способен только УЧИТЕЛЬ. От творческого потенциала, знаний и идей учителя, качества подготовки к уроку зависит результат и успех.

Успехов вам, коллеги!

Статья подготовлена при поддержке компании «ПРОЯВЛЕНИЕ». Если Вы решили приобрести качественный и надежный плакат, а также заказать рекламное оформление вашего бизнеса, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ПРОЯВЛЕНИЕ». Перейдя по ссылке: «печать плакатов», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и акциях, действующих на данный момент. В компании «ПРОЯВЛЕНИЕ» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.