Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2009

Конкурс "Я иду на урок"

В. В. Радченко,
< rad-vitalij2007@yandex.ru >, с. Кабаково, Алтайский кр.

Относительность механического движения

Я иду на урокПри изучении нового материала основную опору я делаю на медиаресурсы кабинета: провожу демонстрации явлений, которые в школьном физическом кабинета невозможно продемонстрировать (движение и взаимодействие частиц, объяснение электрических явлений на основе строения вещества, относительность механического движения – на примере с лодкой в реке или Луной вокруг Земли, – распространение поперечных и продольных волн в пружине малой жёсткости и др.). Например, на уроке «Относительность механического движения» в 9-м классе после введения определения этого понятия просматриваем, как в различных системах отсчёта представляется движение Луны в её извечном движении вокруг Земли [1]. Затем предлагаю провести виртуальный эксперимент с движением лодки поперёк течения реки [somit.ru/mehanika.htm], изменяя параметры скорости и лодки, и течения реки, а такую возможность предоставляет интерактивная доска (на неоднократные возгласы с мест: «А можно я?» – отвечаю: «Конечно!»). После чего вывод о законе сложения скоростей и перемещений становится очевидным, остаётся только продемонстрировать третий вариант этого опыта, где всё представлено графически.

Однако, чтобы не превратить урок в виртуальное шоу, стремлюсь применять разнообразные виды познавательной деятельности и привлекаю средства ИКТ, лишь когда они обеспечивают существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами, лабораторными работами, демонстрациями действия приборов, механизмов.

Особое место в ИКТ занимает интерактивная доска, потому что с её помощью можно не только проводить виртуальные опыты и тестирование, но и создавать графические и текстовые документы, как на обычной доске, но с сохранением наработанного, что позволяет использовать этот материал повторно при итоговом повторении и при изучении в следующем учебном году.

Хочу отметить, что не все медиасредства, которыми я располагаю, устраивают меня. Например, «Уроки физики Кирилла и Мефодия» [2] требуют дополнительного времени на загрузку каждого слайда и, кроме того, содержат фактические ошибки. Некоторые демонстрации, например, действие жидкостного насоса, не соответствуют реальному процессу, следовательно, приходится показывать только часть этой анимации.

Привожу план урока физики в 9-м классе по теме «Относительность механического движения».

Цели урока: обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории; правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях; воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска марки WEBSTER (PolyVision Co., USA), интернет, CD-диск [1], таблица.

План урока

I. Целеполагание

Учитель знакомит учащихся с условием задачи и ставит вопрос: «Мимо станции медленно движется отправляющийся поезд. Два наблюдателя – пассажир поезда, сидящий в вагоне за столиком, на котором лежит яблоко, и провожающий, стоящий на перроне, – утверждают следующее: а) яблоко движется вместе с вагоном; б) яблоко продолжает лежать на столе и никуда не движется. Кто из них так говорит и кто прав?» Учащиеся выдвигают версии: а) пассажир полагает, что яблоко не движется, т.к. оно неподвижно лежит перед ним на столе, значит, он прав; б) провожающий видит, что яблоко начало удаляться от него, т.е. оно пришло в движение, значит, он прав; в) правы оба, т.к. каждый из них рассматривают яблоко со своей точки зрения.

Выслушав версии, учитель спрашивает: «Какова задача нашего урока?» Учащиеся формулируют: объяснить противоречия в суждениях наблюдателей.

II. Проверка домашнего задания

Учитель приглашает двух учеников к доске и ставит задачу: подготовить на доске чертежи для демонстрации сложения векторов: а) по правилу треугольника; б) по правилу параллелограмма. Учащиеся выполняют чертежи и готовятся объяснить правила сложения векторов.

Учитель спрашивает класс: «Как сложить несколько векторов? Как вычесть из одного вектора другой?» Учащиеся отвечают. Обсуждение работы, выполненной на доске.

III. Изучение нового материала

Учитель демонстрирует анимацию «Движение Луны и Земли» с диска [1] со звуковым сопровождением. Учащиеся наблюдают и слушают объяснения. Иногда просят повторить демонстрацию.

Учитель спрашивает: «Кто летом купался в реке? Зависит ли результат заплыва от направления, в котором плывёшь, от скорости?» Учащиеся рассказывают о своём опыте плавания в реке, объясняют причину смещения пловца относительно берега.

Учитель открывает сайт интернета somit.ru/mehanika.htm с демонстрацией движения лодки и плота по реке. Предлагает учащимся самим задать разные параметры: скорости течения реки, собственной скорости лодки, угла между ними, – используя сенсорные возможности интерактивной доски, и сравнить результаты, делая записи в тетрадях. Учащиеся выполняют задание, наблюдая за анимацией на доске. Графически изображают в тетради сложение скоростей. По итогам виртуальных экспериментов делают вывод.

Учитель вывешивает таблицу «Относительность механического движения» (кран-балка за работой). Просит показать на ней скорости контейнера относительно крана и относительно земли, объяснить наблюдаемую разницу. Учащиеся объясняют различие скоростей и перемещений контейнера относительно крана и земли.

Учитель предлагает по всем наблюдениям сделать вывод и записать в тетради, почему скорости и перемещения тел в различных системах отсчёта различны. Учащиеся формулируют общий вывод по всем примерам относительности движения.

IV. Самостоятельная работа

Учитель даёт задание: прочитать § 9 учебника [3], найти, выучить и при необходимости записать в тетрадь определение понятия относительности движения и примеры, доказывающие, что в различных системах отсчёта тело может иметь различные скорости, перемещения, траектории движения. Учащиеся читают, находят объяснение относительности движения и доказательства его проявления, делают записи в тетради.

V. Работа в парах

Учитель ставит задачу: «Расскажите друг другу о своих выводах: в чём проявляется относительность механического движения и на каких примерах это можно пояснить». Учащиеся выполняют задание, корректируя друг друга.

VI. Подведение итогов

Учитель предлагает ответить на вопросы: в чём проявляется относительность механического движения? как определить скорость и перемещение тела в системе отсчёта, принимаемой за неподвижную в данных условиях, если известна скорость (перемещение) в подвижной системе отсчёта и скорость самой подвижной системы отсчёта? Учащиеся отвечают, используя свой жизненный опыт, результаты наблюдений за виртуальными опытами, рассуждения и выводы, сделанные за урок.

Учитель просит выставить оценки друг другу в журнал с учётом результатов коллективной работы. Учащиеся выставляют оценки, передавая журнал по рядам.

Учитель задаёт на дом прочитать § 9, подготовить ответы на вопросы к нему, привести свои примеры. Учащиеся оформляют записи в дневниках.

 

Литература

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий-7–11: 2 CD. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Уроки физики Кирилла и Мефодия, 7, 8, 10, 11 кл.: 4 диска. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2000.
  3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9. – М.: Дрофа, 2002.

 

Дополнительные ресурсы

  1. Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация интернет-образования, 2003.
  2. Барышникова М.Ю., Карелова Е.И. и др. Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Институт новых технологий: ООО «ФИЗИКОН», 2003.
  3. Физика в школе: 2 CD. – М.: Просвещение-Медиа, 2005.
  4. Физика-7–11: 2 CD. – Институт новых технологий: ООО «ФИЗИКОН», 2004.
  5. Открытая физика 1.1. – ООО «Физикон»: 1С, 2001.
  6. Интерактивная энциклопедия. – М.: Новый диск, 1998.
  7. Репетитор по физике. – ООО «КМ», 2007.
  8. Видеозадачник по физике: В 3-х ч. – Казанский Государственный университет – New Media Generation, 2005.
  9. Живая физика. – Институт новых технологий образования – Формоза, 2000.

Радченко Виталий Владимирович Радченко – учитель физики, педагогический стаж 40 лет, из них 7 лет в Безголосовской школе Алейского района, 31 год – в Кабаковской школе. В выборе профессии большую роль сыграли родной дядя, учитель истории Кузьмин Е.П. и учителя Деридов Леонид Андреевич (физика и математика) и Деридова Любовь Васильевна (математика и черчение). Пять его выпускников окончили школу с медалями: одна золотая и четыре серебряные. Последний медалист, Свечкарь Е.В., сейчас учится в аспирантуре при АлтГТУ. Педагогическое кредо: всё новое – в жизнь, в педагогическую практику. Внедрял и использовал ТСО, опорные конспекты Шаталова, личностно-ориентированное обучение, уровневую дифференциацию, адаптивную систему обучения, ИКТ и до сих пор использует элементы этих методик. Свободное время предпочитает проводить за книгами и научно-популярными журналами. Любит решать всевозможные головоломки, кроссворды, конструировать, овладевать другими специальностями. Вполне можно сказать, что Виталий Владимирович не только педагог, но и печник, механизатор, сварщик, строитель в широком смысле слова и т.д. Хотя 14 сентября ему исполняется 60 лет, на заслуженный отдых уходить не собирается, ведь так много надо ещё сделать!

Редакция от всей души поздравляет алтайского учителя с наступающим юбилеем и желает ему счастья и удачи!