Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2009

Учебные занятия

Т. И. Чупрова,
МОУ Ботовская СОШ, с. Аргун, Читинская обл.

Что изучает физика

Физика является одним из самых сложных предметов, поэтому очень важно на первом уроке преодолеть психологический барьер, сформировать у учащихся уверенность в своих способностях, в доступности физических знаний. Игровая форма облегчает введение понятий, «раскрепощает» детей, позволяет создать атмосферу близкой и понятной детям ситуации, снизить степень научности по сравнению с изложением в школьном учебнике.

Цель урока: ознакомить учащихся с новым для них предметом; сформировать первоначальное представление о значении физики в науке и технике, о её роли в сохранении окружающей среды; познакомить с некоторыми физическими понятиями и двумя способами изучения физических явлений.

Образовательная задача: сформировать понятие о содержании физической науки: физические явления, главная задача физики, термины «материя», «вещество», «физические тела», основные методы физического познания – наблюдения и опыты, их различие.

Ход урока

I. Организационный этап (1–2 мин)

II. Изучение нового материала (30–35 мин)

Учитель. Ребята, сегодня вы начинаете изучать новую для вас науку, которая называется физика. Изучение нового предмета можно сравнить с посещением неизвестной страны. Есть много стран, в которых вы не были, есть новые науки, о которых вы пока ничего не знаете. Чтобы узнать, что и как изучает физика, какую роль она играет в нашей жизни, мы с вами сегодня отправимся в путешествие по стране Физике. Чтобы не заблудиться в этой большой стране, возьмём маршрутный лист.

I пункт – город Мыслителей

Слово «физика» происходит от греческого слова φυσική [фюзис] – природа. Значит, физика – это наука... О чём, ребята? Да, физика – это наука о природе.

Какие ещё науки о природе вы знаете?

Науки о природе зародились давно. Первыми пытались объяснить наблюдаемые явления природы учёные Древней Греции. В сочинениях одного из них – философа Аристотеля, величайшего мыслителя древности, жившего в IV в. до н.э., – и появилось слово «физика». В русский язык это слово в XVIII в. ввёл М.В.Ломоносов, употребив его в первом учебнике физики, переводе с немецкого. Именно тогда в России и стали серьёзно заниматься этой наукой. (Портрет М.В.Ломоносова на с. 5 учебника.)

В течение года мы с вами познакомимся с открытиями И.Ньютона (1643–1727) – английского учёного, Б.Паскаля (1623–1662) – французского учёного, Архимеда (287–212 гг. до н.э.) – древнегреческого учёного, Г.Галилея (1564–1642) – итальянского учёного (перечисление сопровождается показом портретов учёных, висящих на стене кабинета).

На стенах кабинета вы видите портреты Н.Коперника, Дж.Бруно, К.Э.Циолковского, есть у нас в кабинете календарь физиков. Обо всех этих и многих других учёных и об их открытиях вы будете узнавать на протяжении всех лет изучения физики.

II пункт – город Мастеров

Для чего нужно изучать физику? Всем вам знакомы сказочные чудеса (записи с обратной стороны доски): • Конёк-горбунок • Ковёр-самолёт •  Золотой петушок • Сани-самокаты • Чудо-зеркальце • Перо Жар-птицы • Клубок ниток, указывающий путь • Садко с гуслями на дне морском.

Благодаря физике мечты постепенно превращались в реальность. Сопоставьте сказочные чудеса и новейшие достижения науки и техники (изобретения, машины, приборы): • Телевизор •  Радиолокатор • Аэросани • Космическая ракета • Воздушный лайнер • Прожектор • Водолаз в скафандре • Компас.

Для чего же нужно изучать физику? (Ребята формулируют ответ: чтобы понимать, как действуют различные технические устройства, и конструировать новые.) Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции, создавать радиоприёмники, автомобили, космические аппараты, даже просто одежду, продукты питания и др.

III пункт – Прибороград

Перед вами выставка приборов – бытовых (физика нам уже знакома!) и тех, с которыми будем знакомиться в течение года. Например, термометры нужны для измерения температуры. (Один термометр кладём на подоконник, другой – на пол.) Мы умеем проводить опыты!

IV пункт – станция Неразгаданных Тайн

(Предлагаются загадки, связанные с техникой, приборами.)

V пункт – город Эрудитов

Физика – наука о природе. В природе часто происходят различные изменения или явления, их называют физическими. Соберите рисунки-головоломки и назовите явления, изображённые на них. (Желательно предложить собрать рисунки с изображением явлений, которые будут изучаться в этом году, например, механическое движение, инерция.) Почему и как происходят такие явления? Для чего нужно изучать физику? (Учащиеся формулируют: физику нужно изучать, чтобы понимать явления природы и предсказывать их.)

К физическим явлениям относятся: механические (например, движение автомобилей, самолётов и др.) • электрические (например, электрический ток, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел и т.д.) • магнитные (например, действие магнитов на железо) • оптические (например, отражение света от зеркал) • тепловые (например, таяние льда, кипение воды) • атомные явления (например, взрывы атомных бомб).

Главная задача физики – открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. Например, в учебнике на рис. 1 (с. 4) изображена смена дня и ночи на Земле, причиной которой является её осевое вращение; причиной падения тел на Землю является земное притяжение.

Физкультминутка

VI пункт – город Чародеев

Для изучения явлений иногда достаточно просто наблюдать за ними, но чаще всего наблюдений недостаточно. В этом случае ставят опыты. Опыты, или, как их ещё называют, эксперименты, отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану, а во время проведения опыта обычно выполняют специальные измерения.

Например, наблюдаем падение двух листов бумаги (сначала оба расправляем и отпускаем, затем один комкаем – отмечаем разное время падения) → проблема, недостаточно наблюдений → эксперимент (учебник, с. 6, рис. 5 – свободное падение тел, Г.Галилей). Смотрим показания термометров, делаем выводы – провели эксперимент. Итак, источником физических знаний являются наблюдения опыты.

VII пункт – остров Смекалистых

При изучении физики используются специальные слова – термины. Вот некоторые из них:

– физическое тело – любой предмет. Тела могут быть одинаковой формы, но разного объёма (примеры), или одинакового объёма, но разной формы (примеры);

– материя – всё, что есть во Вселенной, всё, что реально существует в окружающем мире (примеры);

– вещество – то, из чего состоят физические тела (примеры).

Не так давно возникла новая задача, для решения которой также нужно изучать физику и которая становится одной из самых важных, – использование физики для сохранения устойчивого окружающего мира, природы. В последние десятилетия, примерно с середины 70-х гг. XX в., в природных процессах наблюдаются опасные изменения, угрожающие устойчивости биосферы (биосфера – та часть земного пространства, где существует жизнь) и нормальному развитию человеческого общества. Отмечены опасное потепление климата, изменение воздушных течений, строения и состава атмосферы, расширение пустынь, исчезновение отдельных видов животных и растений (используется стенд «Схема экологической ситуации»).

Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой для человечества. Хорошее знание физики поможет нам в этом. Если мы будем хорошо знать причину опасных явлений в окружающей среде, то сумеем найти способы их устранения. Каждый из нас должен осознать, что Земля – это наш общий дом, который нужно беречь и украшать. Об этом очень хорошо сказал французский писатель, лётчик Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц»: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету». (Местный экологический материал: отношение ребят к зелёным насаждениям, птицам.)

Статья подготовлена при поддержке информационного блога о бизнесе и деньгах «Ibuss.Ru». Если Вы решили приобрести вечную ссылку для продвижения своего сайта, но не знаете где получить достоверную информацию, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Ibuss.Ru. Перейдя по ссылке: «Покупка вечных ссылок», вы сможете, не отходя от экрана монитора, ознакомится со статьей о покупке вечных ссылок. Блог «Ibuss.Ru» постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти актуальную и полную полезной информации статью.

III. Подведение итогов (5 мин)

Итак, наше путешествие заканчивается, пришла пора подводить итоги: почему изучать физику нужно не только учёным-физикам? что изучает физика? в чём состоит главная задача физики? какими способами мы получаем знания о явлениях природы? в чём их различие?

Понравилась ли вам новая «страна»?

IV. Домашнее задание (2–3 мин)

Уровень А: § 1–3, вопросы в конце параграфов.

Уровень В: заполните схему, начатую на уроке.

рис.1

Проведите эксперимент: определите количество пыли, оседающей за сутки возле школьной котельной.

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика-7: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2001.

 

ЧупроваТатьяна Ивановна Чупрова – учитель физики и информатики I квалификационной категории, окончила ЧГПИ им. Н.Г.Чернышевского по специальности «Физика, математика» в 1991 г., педагогический стаж 18 лет. В 1995–2007 гг. возглавляла интегрированное ШМО, с 2005 г. руководит РМО учителей физики, с 2007 г. – завуч Ботовской СОШ. Победитель всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России-2006».