Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2009

Встречи и конкурсы

М. С. Смородина,
< marina@rock-zone.ru >, Педагогический колледж № 14, г. Москва

Cказка «Данила-мастер и Хозяйка Медной горы»

Студенты I курса, разрабатывая тему «В мире кристаллов», прочитали много интересных книг, составили доклады о кристаллах, их свойствах, применении в технике, ювелирном деле, о технике выращивания. Они посмотрели учебный фильм «В глубь кристалла», побывали в Политехническом музее на экскурсиях «Кристаллы» и «В мире самоцветов». Обобщением всего этого стали презентация (см. «Дополнительные материалы» на сайте газеты). «В мире кристаллов» и сказка «Данила-мастер и Хозяйка Медной горы», сценарий которой представлен ниже.

Часть 1

рис.1 Автор. На Урале, у подножия Змеиной горы, была деревенька. и жил в этой деревне по каменному ремеслу мастер Прокопьич. Лучше его никто не мог вещицу сработать. В пожилых годах он был, поэтому решил себе замену искать... Только Прокопьич, то ли ему жаль было со своим мастерством расставаться, то ли ещё что, учил шибко худо... Никто ему не подходил... Дошло дело до Данилки-Недокормыша. (На сцену выходит Данила – в простой рубахе, брюках и большом фартуке; на волосах – шнурок. Садится на ступени, начинает работать с малахитом.)

Сиротка круглый был этот парнишечка... Прокопьич сразу понял, что из этого пацанёнка толк выйдет: меткий глаз был у Данилки.. У Прокопьича не было ни жены, ни детей, поэтому Данилушка и припал ему к сердцу...

Прокопьич (голос за сценой). Сыночек милый, Данилушка... Какие секреты знаю, все открою... ничего не потаю...

Автор. Выучился Данилушка мастерству этому... Стал умелым малахитчиком… Помер Прокопьич... Решил как-то Данилушка за камнем на гору сходить... (Данила встаёт, снимает фартук, берёт мешок и «идёт к горе» – делает круг по сцене.)

Пошёл, да не нашёл того, что искал и, притомившись, решил отдохнуть (Данила садится на ступени сцены). Задремал он, а когда очнулся...

(Данила дремлет; на сцене появляется Хозяйка Медной горы, садится спиной к Даниле. Данила просыпается и смотрит с удивлением. Хозяйка поворачивается к Даниле.)

Данила (бормочет себе под нос). Да ведь это сама Хозяйка Медной горы! Её одежда-то... Как я сразу не приметил?

Хозяйка Медной горы (надменно улыбнувшись). Ты что же, Данилушка, на девичью красу глаза даром пялишь? За поглядки-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.

Данила. Некогда мне разговаривать!

Хозяйка (грозно смотрит на Данилу). Будет тебе наигрыш вести! Иди говорю, дело есть! (Данила идёт к Хозяйке, а к нему сбегаются ящерки.) Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь ящерку, слугу мою, будет тебе беда. Не пугайся... Худого тебе не сделаю.

Данила. Кого мне бояться?

Хозяйка. Вот и ладно. Мне как раз такого и надо... Что забыл ты в моей горе?

Данила. За малахитом-камнем пришёл.

Хозяйка. Слыхала я, ты – мастер каменный...

Данила. Да.

Хозяйка. Ну расскажи мне о камнях-то что-нибудь. (Данила коротко рассказывает о малахите. Хозяйка взмахом руки останавливает его.) Что же ты, мастер каменный, а только про малахит и знаешь? А как же алмазы, королёк, изумруд, гранат, рубин?

Данила. Кроме малахита камня не знаю...

Хозяйка. Коли ты, Данилушка, на мой малахит глаз положил, решила я помочь тебе: если завтра на рассвете расскажешь мне о других камнях, то укажу, где отменный малахит лежит, да отпущу домой... а если не расскажешь, то останешься жить со мной и для меня мастерить будешь... (уходит).

Автор. Согласился Данилушка с Хозяйкой Медной горы. Ночь уж наступила, а он всё в раздумьях над камешками сидит... а ящерки за ним наблюдают...

Данила (хватается за голову). Что же делать? Как же выполнить задание?

Ящерка 1. Не тужи, Данила-мастер, я пойду и соберу для тебя коллекцию минералов, позанимаешься ты с ней, многое узнаешь.

Ящерка 2. А ещё у нас есть верные друзья, по сравнению с нами – так просто учёные. Это студенты Педагогического колледжа № 14, что в Медведково находится. Они-то про кристаллы да минералы тебе сейчас и расскажут. Пойдём смотреть их презентацию. (Презентация «В мире кристаллов»)

рис.2

Данила. Вот спасибо студентам, сколько я нового и полезного узнал!

Ящерка 1 (приносит и подаёт коллекцию). Вот коллекция минералов, здесь собраны все образцы, что в наших краях встречаются. Есть тут и малахит, и кварц, и яшма, и много ещё всякого другого. А если Хозяйка Медной горы станет тебя испытывать, как ты будешь минералы различать?

Данила. Не знаю, подумать надо…

Ящерка 2. Не знаешь? Сейчас мы со студентами тебя научим! (Обращается к залу.) Вы поможете нам?

Зрители. Да!

Ящерка 2. А ты, Данила, слушай да на ус наматывай. (Задаёт залу вопрос.) Как распознать соль поваренную?

Зрители. Попробовать на вкус – солёная, на вид – прозрачная, бесцветная.

Ящерка 2. Как тальк отличить от других белых кристаллов?

Зрители. Мыльный на ощупь, самый мягкий – легко царапается.

Ящерка 1. А какой минерал легко можно ногтем царапать?

Зрители. Гипс, он тоже белый.

Ящерка 1. Кальцит тоже белый. Как его выделить среди других минералов?

Зрители. Он имеет форму скошенной коробочки, а посмотришь сквозь него – так всё двоится.

Ящерка 2. Как из чёрных камней выбрать тот, что магнитными свойствами обладает? И как он называется?

Зрители. Это магнитный железняк, его можно определить с помощью компаса или гвоздя – он их притягивает.

Ящерка 2. А какой минерал самый твёрдый?

Зрители. Алмаз.

Ящерка 2. Как же с ним можно работать, чем его шлифовать, полировать, ведь его даже стальным инструментом не возьмешь?

Зрители. Алмаз об алмаз потереть или сделать инструмент с алмазной крошкой.

Ящерка 1. Ну вот, Данила, скажи спасибо студентам. Ты всё хорошенько запомнил? Посиди, позанимайся еще, а то уж светает, скоро и Хозяйка придёт.

Данила (садится, кладёт на колени коллекцию, бубнит себе под нос). Соль – кубики солёные, тальк, как мыло скользкий, кварц – сосулька, ледышка; кальцит – всё двоится, если глядеть сквозь него; магнитный железняк притягивает гвоздь…

Автор. На рассвете Хозяйка Медной горы пришла к Даниле... (На сцену выходит Хозяйка и задаёт Даниле три вопроса, на которые он с лёгкостью отвечает.)

Хозяйка. Приступим к испытанию, Данила-мастер. Вопрос первый. Назови-ка драгоценные камни, которыми царские одежды украшают!

Данила. Видел я сейчас такие, это алмазы, рубины, изумруды да сапфиры.

Хозяйка. Правильно. Вот вопрос второй. На каких камнях природа пейзажи рисует не хуже живописцев? Вот, к примеру, один из них (показывает изделие из яшмы).

Данила. Это яшма, её так и называют – пейзажная яшма.

Хозяйка. Надо же, и на этот вопрос ты правильно ответил. Теперь третий, самый трудный вопрос. Ответишь на него – сдержу своё слово, отпущу на волю. (Показывает кристалл синтетического жёлтого кварца.) Это искусственно выращенный и специальными примесями окрашенный кристалл. А в природе он растёт прозрачным, бесцветным и по форме похож на сосульку. Назови его!

Данила. Совсем не трудный это вопрос, Хозяюшка. Кварц, или горный хрусталь, это, что в переводе и означает – ледышка, сосулька.

Хозяйка. Молодец, Данила-мастер, не ожидала я от тебя смекалки такой... Жаль такого работника отпускать...

Данила. Спасибо тебе на добром слове... (Одна из ящерок приносит Хозяйке Медной горы шкатулку зелёного цвета.)

Хозяйка. За твою смекалку дарю шкатулку тебе малахитовую, а в ней всякие каменья драгоценные для женских украшений, – глядишь, пригодятся когда-нибудь... Да и за малахитом приходи... Тебя не забуду... Во мне ты поддержку найдёшь... (Оба уходят со сцены.)

 

Часть 2

Автор. Вернулся Данилушка домой, много и упорно работал, и вскоре узнали его как мастера драгоценных женских уборов... Прослышали о нём в самом Петербурге чиновники разные... (В мастерскую входят барин с барыней.)

Барин. Данила-мастер, приехали мы из самой столицы, хотим украшения у тебя заказать, да чтобы были они краше, чем у царицы! А за оплату не беспокойся…

Данила. А из какого камня изделия-то нужны?

Барыня. Из чего хочешь, из того и делай! Да смотри, чтобы были краше царицыных! (Барин с женой уходят.)

Автор. Приступил Данилушка к работе, вот тут-то и пригодились ему каменья, пожалованные Хозяйкой. Много дней и ночей напролёт трудился Данила-мастер, украшения на славу получились. Вскоре барин с женой пришли к нему за работой.

(На сцену возвращаются барин с женой.)

Барыня. Готов ли, Данила, мой заказ? И хорош ли он, а то не деньгами за труды получишь, а плетью…

Данила. Тебе судить, матушка. (Подаёт из малахитовой шкатулки колье, бусы, браслеты. Барыня примеряет украшения, вертится перед зеркалом довольная.)

Барин. Вижу, угодил тебе мастер. Получай, Данила, за работу свою деньгами. (Достаёт из кармана ассигнации, расплачивается. Барыня и барин уходят.)

рис.3

 

Часть 3

Автор. Прославился Данила-мастер по всему миру, а на балу у царицы не было прекраснее украшений, чем те, что были у барской четы... (На сцену выходят несколько пар и танцуют вальс.)

С тех пор Данила живёт-поживает, добра наживает...