Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2009

Материал к уроку

Т. Н. Лисюкова,
< play_girl3510@mail.ru >, с. Лаишевка, Ульяновская обл.

Физика в рисунках

рис.1 Люблю рисовать с детства. Придумываю рисунки на физические явления и использую их на уроках. Сюжеты подбираю такие, чтобы они включались в «картину мира» ученика, были связаны с его повседневным жизненным опытом, и располагаю по темам школьного курса. Покажу, какие общеучебные умения развивают мои рисунки.

• Одно из наиболее важных – найти причину какого-либо явления, т.е. найти ответ на вопрос «Почему?».

рис.2

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

рис.3

Почему дети и люди невысокого роста подвергаются опасности при нырянии в водоём?

рис.4

Почему птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?

• Второе – предусмотреть возможные следствия события, т.е. догадаться, что произойдёт.

рис.5

Что произойдет с всадником, если кто-то «коня на скаку остановит?»

рис.6

Индийский факир может выспаться на постели, из которой торчат 1000 гвоздей. Легче ли ему будет, если будет только один гвоздь?

рис.7

Что произойдёт, если на повороте шофёр не снизит скорость движения машины?

• Третье общеучебное (точнее, интеллектуальное) умение, необходимое каждому человеку, – найти, как решить проблему.

рис.8

Как, наблюдая за овцами, предсказывать погоду?

рис.9

Как правильно поставить медицинские банки?

• Четвёртое умение – сравнив два значения функции при разных значениях аргумента, найти общее и особенное.

рис.10

Какой лопатой легче копать?

рис.11

Какую рубашку, тёмную или светлую, нужно надевать днём, чтобы меньше нагреваться, и ночью, чтобы меньше остывать?

Приведу примеры использования рисунков на уроке.

• При объяснении темы «Рычаг»:

рис.12

Почему качели находятся в равновесии? Начертите графическую модель ситуации, указав действующие силы и плечи.

После совместного разбора предлагаю другие ситуации с тем же заданием.

рис.13

• При объяснении темы «Электростатика»:

рис.14

Это явление происходит при трении, при соприкосновении, в результате нагревания, светового облучения двух разных веществ. При этом оба тела получают электрические заряды разных знаков.

• При объяснении темы «Сгорание топлива»:

рис.15

Это явление происходит с топливом. При этом выделяется энергия. Для этого процесса нужен кислород, в результате получается углекислый и угарный газы.

• При объяснении темы «Диффузия»:

рис.16

Это явление происходит с двумя разными веществами, находящимися в одном агрегатном состоянии. При этом одно вещество перемешивается с другим. Это явление происходит самопроизвольно при тесном контакте. Чем выше температура веществ, тем быстрее протекает это явление. Молекулы одного вещества попадают в межмолекулярные промежутки другого вследствие своего движения.

• При объяснении темы «Магнетизм»:

рис.17

Это явление происходит при взаимодействии двух магнитов.

 

• При объяснении темы «Агрегатные состояния вещества»:

рис.18

Это явление происходит с жидкостями при любой температуре. При этом вещества самопроизвольно переходят из жидкого состояния в газообразное, при этом явлении средняя скорость молекул жидкости уменьшается, температура жидкости понижается.

• При объяснении темы «Оптические свойства»:

рис.19

Это явление наблюдается, когда свет попадает из одной прозрачной среды в другую прозрачную среду. При этом траектория светового луча искривляется.

Ещё несколько десятков рисунков Татьяны Николаевны Лисюковой с методическими рекомендациями их предъявления на уроках будут опубликованы в брошюре «Физика в рисунках» в 2010 г. – Ред.