Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2009

Материал к уроку

А. С. Куканов;
Т. Г. Куканова

Стихи на уроках

Художественный и естественно-научный способы познания, по мнению английского писателя Ч.Сноу, настолько различны, что сторонники каждого не понимают друг друга [1]. С другой стороны, великий русский писатель Л.Н.Толстой заметил, что наука и искусство тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. А в наше время о комплексном познании объективной и субъективной реальности, в котором сливаются художественное и научное мышление, говорят всё чаще и чаще.

Благодаря особенностям стихотворной речи: 1) выделение главного и лёгкое сохранение в памяти; 2) глубокое воздействие на эмоции учеников, – рекомендуется использовать стихотворения на уроках не только в общеобразовательных, но и в профильных классах. При обучении учащихся-гуманитариев можно, опираясь на их сложившийся интерес к литературе, достичь более высоких результатов в усвоении физики, в классах физико-математического и технического профилей – обогатить образное мышление, восполнить недостающие эмоции.

Для примера приведём стихотворение, которое мы используем при изучении темы «Явление тяготения»:

Захотел взлететь я к Солнцу.
Прыгал, прыгал и скакал,
Но, увы, рукой до Солнца
Всё равно я не достал.

Я не мог понять вначале,
Кто меня не отпускал,
Оказалось – вся планета.
Вот чего не ожидал!

А уже тому лет триста
Ньютон нам открыл закон:
Все тела друг друга тянут, –
Тяготеньем назван он.

Но чем больше расстоянье
До любых на свете тел.
Тем их меньше притяженье, –
Это тоже наш удел.

А по этому сужденью:
Чем огромней масса тел,
Тем сильней их притяженье,
В том всемирный наш удел.

Подведём итог сказанью:
Чем огромней масса тел,
Тем сильней их притяженье.
Ньютон это разглядел.

Это стихотворение начинается описанием обычной детской ситуации, на базе которой задают вопросы и переходят к теме урока на возникшей волне интереса – дают сведения об основных закономерностях гравитации: как она воздействует на тела разных размеров и как сила этого воздействия меняется с расстоянием. Особенность стихотворной речи (ритм) позволяет акцентировать правильное ударение в фамилии – Ньютон, – а стихотворная фраза позволяет её запомнить. В последней фразе даётся краткое повторение.

Проведённые занятия показали, что такие стихотворения действительно помогают более глубокому усвоению материала урока.

 

Литература

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1997.