Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Учебные занятия

С. В. Король,
Воткинский лицей, г. Воткинск, Удмуртская Республика

Электрический ток в различных средах

На указанную тему отвожу в модульной системе обучения одну учебную неделю (10 ч) . Материал объёмный, много вопросов, которые рассматриваются впервые. Для изучения использую опорные конспекты, таблицу, которая помогает выявить особенности и общие свойства разных сред. Урок-обобщение обычно служит для повторения, систематизации изученного материала, определения главного: основных понятий, закономерностей, применений и т.д. Поэтому зачёт провожу в два этапа: I этап – проверка теории; II этап – использование приобретённых знаний в конкретных незнакомых ситуациях.

Цели урока: провести контроль знаний и умений учеников по теме через различные формы опроса; продолжать развивать мышление, инициативу и самостоятельность при выполнении нестандартных заданий; поддерживать интерес к предмету.

I часть. Теория

Каждый ученик получает «отчётный лист», на котором учитель определил порядок проверяемых вопросов теории. Например:

– 1-й вариант: 1) М; 2) Ж; 3) Г; 4) В; 5) П/П;

– 2-й вариант: 1) Ж; 2) Г; 3) В; 4) П/П; 5) М и т.д.

Всего 5 вариантов, где буквы означают: М – электрический ток в металлах; Ж – электрический ток в жидкостях; Г – электрический ток в газах; В – электрический ток в вакууме; П/П – электрический ток в полупроводниках. В результате знания каждого ученика будут проверены по всем вопросам теории, но через разные формы работы:

– составить развёрнутый план рассказа;

– составить не менее 5 вопросов с ответами (самоконтроль);

– написать опорный конспект;

– заполнить таблицу;

– сравнить, с какими веществами данное вещество имеет наибольшее количество схожих признаков.

Вещество

М

Ж

Г

В

П/П

Носители электрического заряда

 

 

 

 

 

Причина образования носителей электрического заряда

 

 

 

 

 

Условия получения дополнительных носителей заряда

 

 

 

 

 

Проводимость

 

 

 

 

 

Зависимость сопротивления от температуры

 

 

 

 

 

Вольт-амперная характеристика

 

 

 

 

 

Практическое применение

 

 

 

 

 

Сначала школьники составляют план рассказа по вопросу, определённому в «отчётном листе» под № 1. Через 5–6 мин я объявляю новую форму работы по следующему теоретическому вопросу. В конечном итоге, «прокрутив» все вопросы теории через разные формы работы, ученик сдаёт свой «отчётный лист», получая за каждую форму работы максимально 2 балла, т.е. всего за часть I – до 10 баллов.

II часть. Эксперимент («Вихрь задач»)

Учитель показывает эксперименты. Ученики наблюдают молча и, пока учитель готовит очередной эксперимент, письменно отвечают на цветном листке (белый, голубой, жёлтый и т.д.) на предложенный вопрос – каждому эксперименту соответствует свой цвет листка – и сдают листки. У того, кто не успел, листок не принимается. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. За часть II зачёта ученики набирают максимально 10 баллов.

1. Прохождение электрического тока через газ. Заряжаем пластины конденсатора эбонитовой палочкой. Между пластинами конденсаора вносим пламя спиртовки. Электрометр быстро разряжается.

рис.1

? Опишите и объясните результат опыта.

2. Виды самостоятельных разрядов. Один из проводов отключён от лампы дневного света. Вращая диск электростатической машины, получаем искровой разряд между шарами (повторяем несколько раз). Замкнув цепь контактным способом, видим яркую вспышку лампы.

рис.2

? Назовите виды самостоятельных разрядов. Что общего и в чём различие между этими разрядами?

3. Односторонняя проводимость. Включаем в цепь полупроводниковый диод то одной, то другой полярностью. Стрелка гальванометра отклоняется в разные стороны и на разную величину.

рис.3

? Что доказывает это эксперимент? Нарисуйте схему этой цепи для прямого тока.

4. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Нагревая спираль горелкой, видим, что яркость лампочки уменьшается. Для лучшей наглядности включаем гальванометр, его показания тоже изменяются.

рис.4

? Объясните результаты эксперимента. Где используется это явление?

5. Задание (без демонстрации, 2 балла). Проводимость в каких веществах не была показана? Предложите установку, опишите ожидаемый результат.


Итак, каждый ученик, сдав зачёт, может заработать до 20 баллов, которые потом переводятся в оценки: «5» – 18–20 баллов; «4» – 14–17 баллов; «3» – 10–13 баллов.


КорольСветлана Васильевна Король – учитель физики высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, дважды Соросовский учитель. Окончила Глазовский ГПИ в 1976 г., педагогический стаж 31 год. Работала учителем физики в средней школе № 17 г. Воткинска, в Воткинском лицее. Ученики неоднократно становились призёрами городских и республиканских олимпиад по физике, лауреатами российского конкурса «Космос». Педагогическое кредо: заинтересовать каждого в необходимости изучения предмета. Светлана Васильевна – почётный гражданин г. Воткинска. Её выпускники успешно занимаются научной работой, работают на производстве, преподают. Она – счастливая жена, мама, бабушка.