Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2009

Учебные занятия

А. Ю. Китай,
< kitai@laser.ru >, Московский педагогический колледж № 1 им. К.Д.Ушинского

Физический брейн-ринг

Одной из задач, которая стоит перед преподавателем непрофильной дисциплины (к ним относится физика в педагогическом, т.е. гуманитарном колледже), – необходимость усилить мотивацию изучения предмета. Я сделала попытку решить эту задачу, организовав среди студентов соревнование «физический брейн-ринг». Конечно, я сознаю, что в своей дальнейшей профессиональной деятельности ребята вряд ли столкнутся с физикой. Но, во-первых, физика не должна остаться в их памяти как тяжёлый, нудный, непонятный предмет; во-вторых, ребята получают навык организации шоу, что может в будущем оказаться полезным для них как для педагогов.

Зрителями и участниками этой игры были студенты 1-го и 2-го курсов колледжа. Программа по физике этих курсов соответствует 10-му и 11-му классам общеобразовательной средней школы. Жюри состояло из преподавателей колледжа. Каждый из членов жюри независимо от других оценивал ответы, оценки всех членов жюри суммировались. Зрители также участвовали в оценке результатов соревнования (об этом я скажу далее).

В нашем колледже студенты учатся по двум специальностям: «социальный педагог» и «учитель начальных классов» (это соответствует двум отделениям училища). Каждое отделение формировало две команды, причём в каждой команде было трое учащихся с 1-го курса и трое со 2-го. Такой принцип подбора способствовал сплочению старших и младших курсов одной и той же специальности. Каждая команда сама выбирала своего капитана и придумывала себе «физическое» название (так, одна называлась «Радуга», другая – «Дисперсия» и т.п.). Наряды команд обыгрывали их название. Члены команды «Радуга» повязали себе разноцветные платочки. Так как в радуге традиционно насчитывается 7 цветов, а в команде было 6 человек, то в качестве «жёлтого» члена в команду было зачислено Солнце.

Игра проходила в два тура. В первом туре соревновались по две команды от каждого отделения (два раунда). Во втором туре (третий раунд игры) играли победители 1-го тура. Актовый зал был оформлен стендами с фотографиями команд, обыгрывались их названия. На этих стендах зрители оставляли любимым командам записки с пожеланиями победы. Компьютер через мультимедиапроектор проецировал изображения на большой экран, который видели и участники соревнующихся команд, и зрители, и члены жюри. Музыкальное сопровождение, заранее подготовленное также с помощью компьютера, было записано на компакт-диск, и в ходе игры проигрывалось через мощные аудиоколонки.

Играющие команды усаживались за двумя столами, оснащёнными пультами световой сигнализации, которая позволяла определить, капитан какой из команд первым нажал кнопку, сигнализируя о готовности ответить. На сцене стояли два микрофона для ведущих и большой экран (на него проецировалось изображение с компьютерного мультимедиапроектора). Перпендикулярно сцене ставилась доска, которая могла поворачиваться. При ответах соперничающим командам порой приходилось писать ответы на противоположных сторонах доски, а жюри и зрители могли их оценивать. Кроме ведущих, игру обеспечивал ассистент, раздававший дидактический материал.

Для активизации и создания соответствующего настроя зрителей на входе в зал встречали дежурные с кепками на головах с надписями «брейн-ринг» и вопросниками по физике в руках. Чтобы войти в зал, каждый – будь то студент или преподаватель – должен был ответить на выпавший ему вопрос. У дежурных были учебники по физике, в которых можно найти ответ. (Как ещё заставить добровольно открыть учебник по физике человека, уверенного в том, что никогда в жизни физика ему не понадобится?) Рядом с дежурными стоял ящик «Прогноз», куда зрители могли опустить записки с предсказанием счёта и команды-победительницы. Зрители рассаживались под весёлую музыку.

За несколько дней до игры капитанам команд объявили общие темы возможных вопросов по физике: молекулярная физика и электродинамика. Каждая команда заранее готовила представление, экипировку, придумывала для презентации забавные фотографии, готовили «музыкальные паузы» (на тему «Физика») со своими клипами.

Игру открыли двое ведущих, которые представили зрителям членов жюри, объяснили правила игры. Предварительно капитаны команд испробовали автоматику включения светового сигнала. В каждом раунде команды отвечали на 5 вопросов. (Естественно, серии вопросов для каждого раунда были заранее подготовлены.) Капитан команды, первой нашедшей ответ, нажимал кнопку световой сигнализации (автоматика после этого блокировала включение светового сигнала командой соперников) и решал, кто будет отвечать. Максимально команда за правильный ответ от каждого из членов жюри могла получить 5 баллов. Если команда не ответила на вопрос (или ответила неправильно), то отвечать могли соперники.

Среди вопросов был такой: имеется набор кубиков с буквами на гранях, надо составить из них знакомую физическую формулу (были и «лишние» буквы).

рис.1

Набор кубиков и требуемая физическая формула

Команда получала 5 баллов, если не только написала правильную формулу, но и чётко объяснила физический смысл каждой буквы, входящей в эту формулу.

На своих уроках я неоднократно использовала в качестве иллюстративного материала видеоклипы из «Собрания демонстрационных физических опытов для СОШ» продолжительностью по 3–5 мин. При этом детально разбиралась физическая суть процесса. Один из вопросов в каждом раунде был связан с известным студентам видеоклипом, который демонстрировался на большом экране без звука (см. фото вверху). Необходимо было «озвучить демонстрацию».

Среди вопросов были и расчётные задачи в непривычной форме.

рис.2

Пример вопроса, связанного с расчётной задачей, и ответ на него

Хочу выразить благодарность замдиректору колледжа по учебной работе Зейберту А.М. за помощь в организации игры и ведущим: Шакировой Алёне, Хазановой Елизавете, Соколовой Регине и Иоанесян Белле.

С моей точки зрения, проведение подобных игровых шоу, не только стимулирует учащихся заниматься физикой, но и важно для будущих педагогов с точки зрения обучени я их организации уроков в игровой форме. А это несомненно полезно для будущих учителей начальных классов и социальных педагогов.

Статья подготовлена при поддержке компании «Чайная Королева». Если Вы решили приобрести качественный китайский чай, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Чайная Королева». Перейдя по ссылке: «чай китайский купить», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать натуральный китайский чай разных сортов. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.queentea.ru.