Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2009

Спецвыпуск

В. Е. Харитонова,
< gimnazia80@mail.ru >, гимназия № 80, г. Челябинск

Организация научно-исследовательской работы в гимназии

Одной из самых эффективных форм воспитания будущих учёных и инженеров является привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности. Уже более 15 лет кафедра естественных наук нашей гимназии готовит школьников к этому виду деятельности, как итог – успешные выступления на школьных, районно-городских, областных НПК, участие в городской и областной программе «Шаг в будущее», в Олимпиадах юных, в конкурсе самодельных приборов, в открытой всероссийской олимпиаде «Созвездие».

В конференции «Шаг в будущее» в 2006/2007 уч. г. – 12 призовых мест, в 2007/2008 – 9, в 2008/2009 – 13. Число призёров увеличилось, благодаря эффективной работе всех учителей кафедры естественных наук, а также за счёт усиленной подготовки учащихся начальной школы в сотрудничестве с кафедрой учителей начальных классов. На школьной НПК в прошлом году на восьми секциях, связанных с естественными науками, выступили с защитой своих научно-исследовательских работ 64 человека, присутствовали на каждой секции 20 слушателей, которые были очень активны, задавали много вопросов, поддерживали докладчиков. На региональной конференции НОУ «Интеллектуалы XXI века» и региональной конференции «Старт в науку» учащиеся заняли 8 призовых мест по предметам естественно-научного цикла, а на областной олимпиаде юных физиков, биологов, химиков – 7. Двое 11-классников за свои победы по физике на областном НОУ и конференции «Шаг в будущее» получили рекомендации от ректоров ЧелГУ и ЮУРГУ для льготного зачисления в вузы.

Проблема выявления и обучения детей, интеллектуально одарённых и проявляющих интерес к той или иной области знания, является одной из самых актуальных. Мы, учителя кафедры естественных наук, выделяем три главных направления в работе с одарёнными детьми: выявление – развитие – поддержка. Особое внимание обращается на развитие научного мышления, расширение кругозора, организацию практической творческой деятельности. Творчество – универсальный способ самореализации, самоутверждения человека в мире. Учитель должен стремиться создать творческую атмосферу и на классных, и на индивидуальных занятиях. Все учителя нашей кафедры сами со школьной скамьи увлекались наукой и участвовали в НОУ и олимпиадах. Педагог, лишённый творческих способностей, не может воспитывать творческие способности у своих учеников. Поддерживать потребность учащихся в поисковой активности – это одно из условий, которое заставит ребёнка влиться в творческий процесс обучения, воспитает в нём стремление к открытиям, любовь к умственному труду и как результат – желание активно участвовать в научно-исследовательской деятельности. Большинство психологов считают, что наследственность определяет одарённость, а среда раскрывает её. Так вот основная задача учителей нашей кафедры – создать для ребёнка эту среду – интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему раскрыть свои способности и достичь высоких результатов.

Рассмотрим этапы работы с учащимися, проявляющими интерес к научным исследованиям.

1. Пропедевтический этап

Известно, что чем младше школьник, тем сильнее у него образное мышление, тем больше интерес к экспериментальной деятельности. Учителя нашей кафедры понимают необходимость формирования раннего интереса к физике, химии, биологии, тем более, что в школе в течение 10 лет проходил успешный эксперимент по раннему обучению естественным наукам, начиная с 5-го класса, организованный преподавателями ЧГПУ академиком А.В.Усовой и М.Д.Даммер. Мы приобрели большой опыт, что помогает курировать научно-исследовательскую деятельность учащихся начальных классов сегодня и добиваться хороших результатов. Хочется сказать, что сложилось тесное сотрудничество учителей кафедры начальных классов, которые заинтересованы в серьёзной подготовке своих учащихся, и кафедрой естественных наук. Для первичного ознакомления детей с естественными науками учителя кафедры естественных наук приходят на уроки естествознания, на классные часы, рассказывают, что представляет собой исследовательская деятельность, предлагают интересные темы работ по физике, химии, биологии. Затем выделяют группу заинтересовавшихся ребят, а самое главное – устанавливают связи с их родителями, убеждают их в необходимости такой работы.

2. Организационный этап

За счёт школьного компонента для работы с детьми повышенного развития у нас введены индивидуальные часы для подготовки к НОУ и олимпиадам. На индивидуальных занятиях учителя кафедры совместно с психологами выявляют уровень подготовки учащихся к выполнению той или иной исследовательской работы. Для каждого ребёнка составляется мониторинг его развития и начинается подготовка (выбор темы работы, определения её цели и задач, консультации с родителями и самими учащимися).

3. Курирование научно-исследовательских работ

Учащиеся получают от учителей необходимые знания и умения для работы по данной научной теме, знакомятся с различными методами проведения научного эксперимента, обучаются работе с научно-популярной литературой. Учителя, используя индивидуальный подход, направляют деятельность учащихся, помогают в составлении плана организации своей научно-исследовательской деятельности, в проведении эксперимента, в изготовлении самодельных приборов, в обработке полученных результатов. Устанавливается связь и сотрудничество с преподавателями вузов (ЧелГУ, ЧГПУ, Медицинской академией), которые консультируют учащихся по темам их исследовательских работ, помогают выявить актуальность выбранной темы и пути её развития, тем более что для серьёзного исследования иногда не хватает материальной базы школы, и тогда эксперименты проводятся в вузовских лабораториях. Для этой работы кафедра привлекает бывших выпускников, а также родителей, которые работают в вузах.

4. Подготовка к выступлению на НПК и участию в программе «Шаг в будущее»

На этом этапе идёт отшлифовывание работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка выступлений, опытов, презентаций с использованием мультимедийного проектора. Учителя кафедры формируют у учащихся умения грамотно докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.

5. Пропаганда научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе

На этом этапе учащиеся, уже имеющие положительный опыт научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед учащимися других классов при изучении соответствующих тем на уроках физики, химии, биологии. Особенно бывает интересно, когда учащиеся начальной школы выступают перед 7–8-классниками, – они этим сильно гордятся. Выпускники гимназии, которые достигли высоких результатов в НОУ и в конференции «Шаг в будущее», приходят на классные часы, уроки, родительские собрания, чтобы привлечь других детей к работе в НОУ с целью профессиональной ориентации.

Многие из них считают, что именно многолетнее участие в школьном НОУ определило выбор будущей профессии и способствовало привлечению к научно-исследовательской деятельности в вузе. Безусловно, успехи на НПК являются серьёзным подтверждением способности школьников, и для многих это становится началом профессионального становления. Таким образом, на кафедре естественных наук создалась определённая система выявления одарённых детей и работа с ними. Опыт показывает, что правильно организованная работа позволяет эффективно развивать ученическую исследовательскую активность. Основная цель педагога – не просто научить, а научить учиться, т.е. подготовить ребенка к будущей самостоятельной практической и поисковой деятельности.

Главной задачей для учителей кафедры является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства.

6. Примеры научных работ учащихся

7-й класс

Каменский Иван. Мини-лаборатория приборов по физике. 2008 г.

Тепляков Дмитрий. Физика в игрушках. 2008 г.

8-й класс

Кубицкий Анатолий, Герасимов Антон. Изучение свойств жидкости и определение коэффициента поверхностного натяжения. 2008 г.

9-й класс

Масакбаев Данил. Физика в фокусах. Проблема физического учебного эксперимента. 2005 г.

Павлов Андрей. Влияние изотерм на сезонные перелёты птиц. 2007 г.

10-й класс

Кузнецов Александр. Современные технологии изготовления кирпичей. Как сделать правильный выбор. 2008 г.

Черныш Анна. Физическое моделирование восприятия звуков органом слуха человека. 2007 г.

11-й класс

Протасов Станислав. Звуко- и воздухоизолирующий фильтр. 2006 г.

Федосов Прохор. Разделение смеси диамагнитных золей методом электрофореза в постоянном магнитном поле (см. «Электронные приложения» к № 4/2009. – Ред.). 2008 г. Автор – неоднократный призёр конференций «Шаг в будущее», «Старт в науку» (2-е место в 2008 г.), регионального этапа «Интеллектуалы XXI века» (1-е место в 2008 г., грант губернатора Челябинской области за успехи в научно-исследовательской работе).

Харитонова

Вера Евгеньевна Харитонова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила с золотой медалью школу, в которую вернулась после окочания с красным дипломом физфака ЧГПУ в 1986 г. Продолжатель большой педагогической династии (учителя физики, математики, химики, биологии, русского языка, начальных классов, да и дочь Дарья тоже учитель). У Веры Евгеньевны десяток печатных работ (статьи, разработки открытых уроков), большой опыт подготовки учащихся в НОУ и НПК разного уровня. Выпускники успешно учатся в ЮУРГУ, ЧелГУ, ЧГПУ. Педагогическое кредо: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе, смотри на жизнь с оптимизмом, иди вперёд, преодолевая все трудности, люби свою Родину, своих родителей, не забывай о тех, кто помогает тебе в жизни.