Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2009

Задачи, тесты

В. В. Радченко,
< rad-vitalij2007@yandex.ru >, с. Кабаково, Алтайский кр.

Зачем нужны тесты на уроках?

Тесты являются ёмким инструментом контроля, они позволяют определять степень и уровень усвоения понятий, тем, разделов, а не просто констатацию наличия некоторой суммы знаний. Учащиеся оказываются в равных условиях и имеют одинаковые возможности показать свои достижения, что снижает их нервную нагрузку и в период подготовки, и во время самого контроля. Кроме того, тесты позволяют автоматизировать процесс проверки, уменьшить время контроля и увеличить время на другие виды учебной деятельности. Изменение сложности заданий, охвата учебного материала, целевой направленности, включение в тест нескольких компонентов структуры знаний позволяет создать вариативный инструмент проверки знаний.

Однако тесты не могут дать ответа на все «почему». Для проверяющего остаётся скрытым анализ способов решения задач и мыслительных операций контролируемого. Не все учебные элементы можно протестировать, а возможность угадывания правильного ответа снижает объективность оценки. Не предоставляются возможности для развития устной и письменной речи. Однако эти «минусы» можно подкорректировать, применяя и традиционный контроль.

Прежде чем применять тесты на уроках, я определяю цели изучения темы и конкретного урока, устанавливаю, в каком объёме ученики должны усвоить данный учебный материал. Намечаю сроки проведения, подбираю задания и разрабатываю варианты ответов, предполагающих порой некоторое правдоподобие, а порой и прямое противоречие с истиной, чтобы как можно меньше было угадываний. Стараюсь включать тесты двух уровней: 1 – только узнавать и различать, что к чему; 2 – уметь выполнять задания, давать определения, приводить доказательства, т.е. действовать в стандартной ситуации. Могу отметить, что использование готовых тестов разных авторов помогает в подготовке оригинальных тестовых заданий, но в полном объёме я их использую редко, т.к. они предназначены прежде всего для проведения итогового контроля, мои же собственные тесты позволяют проводить текущую проверку знаний, умений и навыков учащихся. Привожу примеры*.

10-й класс. Электростатика

1. Напряжённость однородного электрического поля 100 В/м, расстояние между двумя точками, расположенными на одной силовой линии поля, равно 5 см. Разность потенциалов между этими точками равна:

А) 5 В; Б) 20 В; В) 500 В; Г) 0,2 В.

рис.1

2. Проводящему полому шару с толстой оболочкой (см. рисунок сечения) сообщили положительный электрический заряд. В каких областях шара потенциал электрического поля равен нулю? Потенциал точек, бесконечно удалённых от шара, равен нулю.

А) Только в I; Б) только во II;

В) только в III; Г) такой области нет.

3. Электрический заряд +10–3 Кл в электростатическом поле перемещается из одной точки в другую. Поле при этом совершает работу 3 Дж. Потенциал начальной точки относительно конечной точки равен:

А) –3000 В; Б) 3000 В; В) 3·10–3 В; Г) +0,33·10–3 В.

4. Положительный электрический заряд перемещается сначала вдоль линий напряжённости поля на 2 см, затем перпендикулярно им тоже на 2 см. Работа A1 электрического поля на первом отрезке соотносится с работой A2 на втором:

А) A1 = A2 = 0; Б) A1 > A2 = 0;

В) A1 < A2 = 0; Г) A1 = A2 ≠ 0.

5. Два электрических заряда 1 нКл и 2 нКл перемещаются силами электрического поля из точки 1 в точку 2. При этом поле совершает работу A1 и A2. Можно утверждать, что:

А) A1 = A2; Б) A1 = 2A2; В) 2A1 = A2;

Г) соотношение между A1 и A2 может быть любым.

6. Электрический заряд 1 нКл из состояния покоя перемещается силами электрического поля из точки 1 в точку 2, а заряд 2 нКл – из точки 1 в точку 3. При этом совершается одинаковая работа. Что можно сказать о соотношении разностей потенциалов ∆φ12 = φ1 – φ2 и ∆φ13 = φ1 – φ3?

А) ∆φ12 > ∆φ13; Б) ∆φ12 < ∆φ13; В) ∆φ12 = ∆φ13;

Г) нельзя сказать определённо, не зная φ1.

11-й класс. Световые кванты

1. Какое явление называют фотоэффектом?

А) Вырывание электронов из вещества под действием света;

Б) вырывание из атома заряженных частиц под действием света;

В) вырывание из ядра протонов под действием света;

Г) образование ионов под действием света.

2. О чём говорит второй закон фотоэффекта?

А) Количество электронов, вырываемых с поверхности металла, линейно возрастает с частотой световой волны и не зависит от интенсивности света;

Б) максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов, вырываемых светом с поверхности металла за 1 с, прямо пропорциональна поглощаемой за это время энергии световой волны;

В) максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой световой волны и не зависит от интенсивности света;

Г) количество фотоэлектронов, вырываемых светом с поверхности металла за 1 с, прямо пропорционально поглощаемой за то время энергии световой волны.

3. Какие факты свидетельствуют о наличии у света корпускулярных свойств?

А) Обнаружены частицы света с помощью электронных приборов;

Б) это утверждение Ньютона поддерживает большин­ство учёных-физиков;

В) свет – волна, как доказал Гюйгенс, а любая механическая волна распространяется в среде, состоящей из частиц, значит, и свет – это частица;

Г) свет излучается и поглощается отдельными порциями.

4. Что такое красная граница фотоэффекта?

А) Наименьшая длина световой волны, под действием которой ещё возможно наблюдение фотоэффекта;

Б) минимальная частота световой волны, под действием которой возникает фотоэффект;

В) максимальная частота световой волны, вызывающей фотоэффект;

Г) максимальная работа, которую способна совершить световая частица, вызывая фотоэффект.

5. В чём проявляется двойственность (дуализм) свойств света?

А) Свет обладает двумя свойствами: интерференцией и дифракцией;

Б) свет проявляет двойственные свойства: волновые и корпускулярные;

В) свет в отличие от механических волн может распространяться как в веществе, так и в вакууме.

После введения тестов значительно повысился интерес к физике, школьники стали преодолевать страх перед проверочными работами, качество знаний повысилось с 38 до 45%, контрольные работы стали выполняться полностью.

Литература

  1. Гладышева Н.К., Нурминский И.И., Нурминский А.И., Нурминский Н.В. Физика. Тесты. 7–9 кл. – М.: Дрофа, 2002// Тесты. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7–9 кл. – М.: Дрофа, 1998// Тесты. 10–11 кл. – М.: Дрофа,1998.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр, 2001.
  4. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

ОБ АВТОРЕ. Виталий Владимирович Радченко – учитель физики, отличник народного просвещения, окончил Барнаульское педучилище, затем в 1975 г. Барнаульский ГПИ, педагогический стаж 39 лет. Работал в Кабаковской школе учителем физики и математики (с перерывом на службу в армии и работу в Безголосовской СОШ). Награждён почётными грамотами Алтайского крайисполкома, Минпросвещения РСФСР, комитета по образованию Алейского района, занесён в районную книгу почёта ОНО. Педагогическое кредо: всё новое – в практику педагогической деятельности (адаптивную систему обучения, личностно-ориентированное обучение). Женат, двое детей. Хобби – головоломки.



* Правильные ответы здесь выделены жирным шрифтом. – Ред.