Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №23/2007
Концепция разновариантных соревнований обучающихся

Т.И.РАДЧЕНКО,
г. Владикавказ, РСО-Алания

Концепция разновариантных соревнований обучающихся

При снижении общего интереса общества, а следовательно, и обучающихся школьников к естественнонаучным дисциплинам, можно предложить достаточно эффективную методику преподавания – методику соревновательного обучения. В человеке от природы заложен дух состязательности, желание быть личностью, быть замеченным и выделенным среди окружающих. Порой это стремление выделиться любой ценой выражается как молодёжный эпатаж, неподчинение требованиям взрослых и даже их доверительным увещеваниям. Но всё это можно направить в нужное русло, пробудив у молодых людей желание соревноваться не только в силе и ловкости, как это они делают на спортивных соревнованиях или «тусуясь» на улице, но и в интеллекте. Для этого надо просто проводить мероприятия и, главное, регулярно подводить итоги. «Кавалерийские наскоки» от случая к случаю не могут обеспечить мотивацию к обучению, обусловленную духом соревнования, желания не отстать от соперника и, по возможности, превзойти его.

Правила повседневных интеллектуальных соревнований между учащимися основной школы

1. В первую очередь учитываем возраст обучаемых и общую мотивацию класса к обучению или, может быть, даже её отсутствие.

2. На каждом занятии деятельность учащегося оцениваем, что называется, «с нуля». Прошлые заслуги не учитываем, чтобы поддерживать «в тонусе» детей с повышенными способностями, детей, поверивших в свои силы, предоставлять возможность всем ученикам реализовать свои возможности хотя бы на этом одном, отдельно взятом уроке. У.Глассер в статье «Школа без неудачников» [1] пишет: «Точка зрения, согласно которой ребёнку нельзя помочь, не изучив его прошлого, ошибочна... Перечеркнув прошлые неудачи ребёнка, мы поощряем его тем самым испытать свои силы в настоящем – прошлое уже не имеет столь важного значения. Короче говоря, в работе с такими детьми мы должны сосредоточить внимание лишь на том, что происходит с ними сегодня, их стремлении добиться успеха» [1].

3. В конце занятия не только объявляем обычные оценки, но и выделяем одного-двух человек, которым присваиваем какое-либо переходящее почётное звание. Например, «Умник(-ца) 8А класса», «Звёздочка (Звезда) 8А», «Творчески мыслящая личность», «Мегамозг (Гигамозг...)» и т.п. При этом звание не обязательно соотносится с оценкой «5», полученной на уроке, или даже вообще с какой-либо оценкой.

Другой вариант – накопительная система поощрений. В кабинете на стенде находится постоянно пополняющийся список учеников, получивших альтернативную оценку своей учебной деятельности. Это может быть звание с повышающимся уровнем оценки – «Ум», «Ум2» и т.д.

4. Успех обучаемого в данной (параллельной обычной) системе оценивания фиксируем не только в устной форме, но и какими-либо сертификатами – «звёздочками», листочками бумаги (картона), на которых, помимо звания, записываем фамилию, имя ученика, дату и (желательно) символ вида работы: «С» – подготовка сообщения, «З» – решение задачи, «Э» – выполнение эксперимента, «И» – изложение материала и др. Это может пригодиться для сравнения результатов при общем подведении итогов. Школьники вклеивают получаемые ими сертификаты в тетрадь или дневник.

В конце каждой четверти и в конце учебного года подводим итог, результаты которого торжественно оглашаем, а затем вывешиваем в кабинете до следующего подведения. Сертификат учитель пишет своей рукой во избежание описанного Марком Твеном случая с Томом Сойером, когда тот выменял у ребят заветное количество билетиков, необходимых для получения Библии в качестве поощрительного приза.

Может быть, в целом объём работы, выполненной учащимся на занятии, маловат для получения полновесной оценки, но какая-то одна-единственная мысль, высказанная им на уроке, заслуживает того, чтобы обратить на неё особое внимание. Конечно, оценку желательно поставить. И тут педагог должен постараться не пропустить данного ученика в процессе организации дальнейшей работы, например, при обсуждении нового материала, когда на другие задания не отвлекаются.

Дополнительно оценивать можно не только качество содержания ответа ученика, но и стиль ответа, если он в чём-то образцово-показательный. Это, например, безупречная логика изложения, чёткость и развёрнутость ответа, свободное владение научной терминологией и т.д. Также можно оценивать выполнение лабораторной работы или самостоятельного эксперимента при изучении какой-либо темы. Рациональная, оригинальная или оперативная работа с полученным оборудованием – прекрасный повод, чтобы отметить деятельность наиболее успешных учащихся. Дополнительное поощрение целесообразно и за оригинально выполненное домашнее задание, и за самое рациональное или нестандартное решение задач на контрольной.

Очень часто учащиеся испытывают затруднения при решении качественных задач. Даже при понимании процессов, описываемых в задании, у них может просто не хватать навыков владения научным стилем изложения мыслей. Могут существовать пробелы и в самой научной терминологии. Поощрение и выделение учеников, прекрасно справившихся со столь сложной для ребёнка задачей, – хороший стимул для остальных продумывать свои записи. Тем более что детям качественная задача обычно кажется намного проще расчётной, и они легко набирают хорошие баллы за ответ.

Умение самостоятельно правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме – всегда было неотъемлемым преимуществом нашего образования. И эти позиции нельзя терять ни в коем случае. Поэтому зачитывание смешных и бестолковых ответов («соревнование наоборот») тоже даёт свои положительные результаты, когда нелепые ответы и бессмысленное списывание, переходящее всякие границы разумного, выносятся на всеобщее обозрение. При этом, конечно, учитель должен в обязательном порядке соблюдать меру и такт. Ведь одно дело, если это очень слабый ученик, и совсем другое, если это лодырь с прекрасными способностями, но с завышенной самооценкой и пренебрежительным отношением к одной из основополагающих наук – физике. К сожалению, у значительной части учащихся наблюдается потребительское отношение к физике и технике, о котором они даже не подозревают. Видимо они считают, что сотовые телефоны на деревьях растут.

Ещё одним поводом для получения поощрения могут быть краткие сообщения по материалам энциклопедий, СМИ, интернета и т.д. о технических устройствах, в которых применяется изучаемый в данное время на уроках материал. При этом следует поощрять именно самостоятельный поиск. Учитель выступает здесь в роли консультанта и получателя готовой продукции, его задача – вплести данное сообщение в общую канву урока на наиболее целесообразном его этапе. Следует обращать внимание на самостоятельность работы ученика, на форму подачи выбранного материала (устно, письменно, красочно, в виде таблиц и графиков и т.д.). Может оказаться, что простой устный рассказ будет удостоен и дополнительной, альтернативной оценки, тогда как красочно оформленный текст, которым ученик владеет слабо, – только обычной.

Альтернативная система оценок, кроме вышеуказанных положительных моментов, также призвана в какой-то мере способствовать уменьшению роли списывания, подсказок, а также малопродуктивного зазнайства, т.к. практически любой ученик может оказаться в системе альтернативных оценок в чём-то «прима интер парес» (первый среди равных).

На уроке может проходить соревнование в самой обычной традиционной форме: личное и командное первенство. Например, решение одной и той же задачи сразу двумя учениками, когда вызванный к доске сам выбирает себе соперника. Как правило, пары получаются примерно равные по силам: и сам ученик вызывает на соревнование достойного, и тот, кто заранее чувствует своё поражение, отказывается от заведомо проигрышного предложения. Здесь включается элемент игры и, следовательно, появляется желание победить. Появляется другая мотивация поступков, нежели когда учитель «приговорил» ученика выйти к доске. Другой немаловажный момент: остальной класс не просто переписывает с доски, размышляя о чём-то своём, а следит за тем, кто из двух одноклассников лучше справляется с заданием на том или ином этапе, и слушает комментарии учителя по ходу решения задачи. Оценку учитель ставит по своему усмотрению одному или обоим, тем более что их всегда целесообразнее выставлять в конце урока.

Возможны варианты таких личных первенств. Например, задание двум-трём ученикам у доски: «Кто быстрее напишет буквы, обозначающие те или иные физические величины». Учитель диктует, а тот, кто записывает нужную букву первым, отмечает это галочкой на доске. Оценка чаще ставится только тому, кто набрал большее количество баллов. Можно предложить задание для двоих: «Кто напишет больше формул». При этом пишут на досках, расположенных под углом друг к другу, чтобы записи видел класс, но не видел соперник. В общем, в методической копилке любого учителя найдутся свои примеры.

Для командного первенства целесообразно использовать фронтальный опрос с достаточным количеством наглядных и интересных примеров: бытовых, из техники, из природных явлений, цитат из художественных произведений, цветных иллюстраций и рисунков с использованием каких-либо моделей или приборов. В ряде случаев целесообразно создать две команды – мальчиков и девочек, – чтобы мальчики осознали, что физика и техника в первую очередь наука для мужчин и стремились бы показать свои знания и способности по сравнению с девочками-отличницами, постоянно опережающими их по другим предметам. Сознание того, что он принёс победные очки своей команде, может увеличить интерес мальчика к физике в целом, тогда как до этого он, может, очень хорошо знал только отдельную тему о двигателе внутреннего сгорания или что-то из электричества.

Другим важным вариантом выявления лидеров командного первенства может стать наличие в кабинете «Листа рейтинга», постоянно дополняемого новыми сведениями. Каждый класс в параллели разбивается на две команды – мальчики и девочки. Но, разумеется, можно делить по какому-либо другому принципу, учитывая, чтобы команды были бы примерно равны по силам, или не делить вовсе. Если класс всего один, то делить целесообразно на несколько равноценных групп в связи с тем, что смысл соревнования заключается в регулярном вычислении среднего балла за каждую письменную работу (лабораторную, контрольную), зачёт. При желании можно учитывать самостоятельные работы, диктанты, тестирования и т.п. В обязательном порядке вычисляется средний балл за учебную четверть. Учащиеся должны всё время помнить об этом и следить за подводимыми результатами, как за турнирной таблицей спортивных соревнований.

Лист рейтинга команд (средний балл)

За что поставлена отметка

Класс

8А-дев.

8А-мал.

8Б-дев.

8Б-мал.

Л1        
М        
Л2        
М        
С        
М        
К1        
М        
I ч        
М        

Условные обозначения: 8А-дев. – девочки 8А-класса (и т.д.); Л1 – лабораторная работа № 1; К1 – контрольная работа № 1; С – самостоятельная работа; (Т – тестирование; З – зачёт; Д – диктант); I ч – первая четверть; М – занятое место.

Рекомендации

1. Средний балл, если команд достаточно много, например, 8 команд при наличии четырёх классов, лучше вычислять с достаточно большой точностью, то есть до сотых или даже до тысячных. Если получаются десятичные дроби в периоде, то это тоже надо указывать. Это необходимо для того, чтобы создать условия, когда команды будут распределяться по максимально возможному количеству мест.

2. Таблицу лучше сделать цветной, это повысит её информативность: первые места закрасить красным, вторые – жёлтым, последние и предпоследние – зелёным и синим.

3. Достаточно сильные ученики могут испытывать дискомфорт из-за того, что при наличии определённого количества слабых одноклассников, данная команда будет часто оказываться в арьергарде. Во избежание этого, а также с целью соревнования внутри команды, необходимо ввести дополнительный параметр – «личное первенство». Помимо него вводится «абсолютное первенство», где выделяется минимум учащихся с действительно высокими результатами, т.к. в личном первенстве учащийся побеждает в данной номинации только по сравнению с остальными членами своей команды. Если в команде 2–3 лидера, то во избежание у школьников обид и разочарований необходимо периодически указывать в качестве победителей не менее двух человек.

Определённые формы разновариантных соревнований приемлемы и для старшеклассников. Именно они достаточно часто и увлечённо обсуждают спортивные успехи любимых команд или результаты соревнований между классами. Так почему не попытаться вызвать такой же спортивный азарт при подведении итогов обучения? И пусть успехи будут не слишком впечатляющими, но, во-первых, воля к победе – неотъемлемая часть любого соревнования, а во-вторых, дети прекрасно знают (а если хотели бы не знать, им надо напомнить), что любой спортсмен предварительно долго и упорно тренируется. Задача педагога – перенести представления о спортивных состязаниях в новую для ученика сферу, в сферу интеллектуальных достижений. Тем более что часть детей начинают соревноваться друг с другом именно в учёбе и без участия педагога. Как я прочитала в [2], директор одного лицея случайно с удивлением обнаружил, как хорошо успевающие, но излишне себя не утруждающие ученики, сидят со сборниками тренировочных заданий ЕГЭ по математике и на скорость решают задачи, причём по собственному почину, хотя заставить их в обычной ситуации сделать что-то сверх положенного было практически невозможно. Следует обратить внимание на то, что состязание имеет сходство со спортивным соревнованием – за основу взята скорость, а не, например, условие: «Кто сделает больше задач повышенной сложности?» Следовательно, молодые люди хотят быстрее увидеть результат (т.е. выявить победителя) и ставят перед собой действительно реализуемые цели (что расширяет число потенциальных участников), тем самым интуитивно пытаясь реализовать педагогический «принцип создания успеха в обучении».

Система поощрений, доска почёта, стенды с дипломами – это дополнительные стимулы к организованному соревнованию. Необходимо также учитывать, что моральная поддержка и словесное поощрение в нелёгком учебном труде необходимы для подавляющего большинства учащихся. Не столь важно, что ученик ещё не выполнил достаточный для получения оценки объём работы, гораздо важнее, что он видит, что его замечают и отмечают. Целесообразнее выделять того, кто погружён в учебный процесс, чем того, кто бездельничает на уроке. Пусть этот второй почувствует, что его как бы нет. То есть не надо лишний раз произносить его имя: человек должен знать, что в первую очередь на уроке выделяют людей дела – чтобы тебя заметили, сделай что-либо умное и нужное. Не стоит подпитывать негативную энергетику бездельника привлечением излишнего внимания к его персоне.

Один из ярчайших примеров роли соревнования в учёбе – Исаак Ньютон. Свидетельства о его школьных годах описывают застенчивого и скрытного ребёнка, обладавшего при этом изрядным самолюбием. Не спуская обиды и желая выделиться если не физической силой, то учёбой, он выдвинулся на одно из первых мест вначале в своей школе, а затем в научном мире. Свой первый закон – закон инерции – он как бы применил к себе. Разогнавшись в детстве в области получения научных знаний, Ньютон не стал останавливать своё продвижение вперёд. А это привело к тому что он не только обошёл своих школьных товарищей, что соответствовало его первоначальному замыслу, но и большинство людей на земном шаре.

В заключение хочется сказать, что концепция разновариантных соревнований может быть использована не только в работе учителя-предметника, но и в работе классного руководителя, если он организует соревнования по различным учебным предметам между классами или внутри класса; между группами детей или отдельными учащимися, проявляющими повышенный интерес к какой-то науке (или наукам).

Примеры использования соревнований в работе учителя физики можно нередко встретить на страницах предметных газет и журналов (например, [3–5]). Но при этом хочется ещё раз подчеркнуть важность регулярности проведения и систематичности подведения итогов состязаний в области интеллектуальной деятельности. Подведения итогов только в конце учебной четверти недостаточно. Учащемуся должно быть предоставлено достаточно шансов проявить себя. И результаты, конечно, ребёнку хочется увидеть сразу, а не через два месяца, когда уже, может, даже будет утрачен интерес к окончательному итогу, т.к. в силу каких-либо причин снизилась успеваемость, и ученик об этом прекрасно знает. А его взлёты и удачи в начале или середине четверти останутся незамеченными и товарищами, и учителем.

Возвращаясь к статье «Школа без неудачников» (см. [1]), давайте задумаемся над очень глубоким смыслом фразы о том, что «человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы». Так почему же нам не попытаться в этом плане пойти навстречу нашим ученикам, не вызвать в них положительные эмоции человека-победителя, человека-творца, мудреца, конструктора, исследователя и т.д.? Ведь современное профильное обучение предполагает свободный выбор ученика. А может ли этот выбор быть зрелым? Конечно, нет. Даже после окончания школы, к сожалению, и школьники, и соответственно их родители могут быть дезориентированы в правильном выборе профессии. Люди не осознают уже давно случившееся перепроизводство представителей отдельных профессий и продолжают осаждать модные факультеты, не понимая реального отсутствия перспектив для своих детей. Наша задача – привлечь к своему профилю, к изучению естественнонаучных дисциплин достаточно большое количество школьников. И в нынешних условиях «выживания» физики из школы мы должны искать эффективные методы и приёмы обучения своему предмету в ожидании тех времён, когда гуманитарии, пока правящие бал, обнаружат, что их автомобили, компьютеры, мобильные телефоны, любимые продукты в домашнем холодильнике, а также межконтинентальные ракеты, стоящие на боевом дежурстве, появляются не по щучьему велению, но за счёт определённого уровня развития техники (читай, физики).

Литература

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб: Каро, 2002.

2. Болотов В.А. Актуальное интервью: «Мы впервые получаем реальную картину, позволяющую судить о качестве образования». – Оценка качества образования, 2007, № 1.

3. Пещеркова А.П. Самый умный семиклассник. – Физика (ПС), 2007, № 10.

4. Радченко Т.И. План-конструктор. – Физика (ПС), 2007, № 6.

5. Убейкин Н.Н. Советы, помогающие повысить результативность преподавания. – Физика в школе, 2005, № 8.