Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2007
Юрий Аркадьевич Сауров

На фото: проф. Ю.А.Сауров и заслуженный учитель
РФ К.И. Гридина за обсуждением работы творческих
групп учителей (90-е гг.)Юрий Аркадьевич Сауров родился в д. Кадаево Яранского р-на Кировской обл. в семье рабочего. В 1963 г. окончил Яранскую среднюю школу № 1, а в 1973 г. – физфак Кировского ГПИ им. В.И.Ленина. По распределению три года работал учителем физики и астрономии в Сердежской средней школе. Тогда и стал активно заниматься методикой обучения физике. Первая методическая публикация «Физические наблюдения в период сельскохозяйственных работ» появилась в журнале «Физика в школе» в 1976 г. Тогда же был принят ассистентом на кафедру общей физики КГПИ, а в 1977 г. стал аспирантом проф. В.Г.Разумовского в лаборатории физики НИИ СМО АПН СССР. Здесь же в 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема формирования понятия взаимодействия в школьном курсе физики». С этого времени Юрий Аркадьевич работает в КГПИ (сейчас – ВятГПУ). Период становления на должности штатного вузовского преподавателя был краткий: ассистент, старший преподаватель, декан физфака. Освоив различные курсы методики обучения физике и курс классической механики (лекции и практические занятия), получил звание доцента по кафедре теоретической физики (1985). В 1985–1992 гг. руководил тремя темами по методике обучения физике. Это были первые в институте хоздоговорные темы такого характера. Их выполнение потребовало довольно больших усилий, но зато позволило накопить богатый материал для дальнейших обобщений. Примерно в это же время определяется тема докторской диссертации «Проблема организации учебной деятельности в методике обучения физике», которая была успешно защищена в начале 1993 г. в Институте общего среднего образования РАО. Дальнейшая профессиональная деятельность Юрия Аркадьевича во многом опиралась на результаты докторской диссертации. Теоретические поиски способствовали становлению вятской школы методистов-физиков, выделению общего направления исследований «Дидактические модели в методике обучения физике». В 1995 г. на общественных началах Ю.А.Сауров организовал научную лабораторию «Моделирование процессов обучения физике» (и с тех пор является её бессменным руководителем), которая инициирует многие исследования. В издательстве «Просвещение» выходят пять книг моделей уроков, публикуются десятки статей по вопросам методологии учебного познания. Статус доктора, а затем и профессора (1994) естественно привёл к задаче построения организационной и содержательной вертикали в подготовке специалистов: студенты – магистры – учителя – аспиранты. Сюда относится многотрудная работа по лицензированию магистратуры, аспирантуры и докторантуры, открытию и деятельности диссертационного совета (1995), подготовке различных программ, пособий и др. Расширяется и развёртывается исследовательская деятельность по экспериментальному изучению учебного процесса (в основном с аспирантами), организуется обмен опытом (три республиканские конференции, ряд региональных). Готовятся и проводятся ежегодные диагностические работы в Кировской области, организуются их обработка и анализ. В Кировском институте усовершенствования учителей организован ряд творческих лабораторий учителей физики для решения конкретных проектов. Опыт оказался удачным. В итоге под руководством Юрия Аркадьевича было проведено несколько конференций, учителя физики опубликовали около 200 статей, причём во многих случаях это были их первые публикации.

Дополнение технологии (модели уроков) творческими поисками учителя стало принципом при организации преподавания. Такой подход востребован практикой, имеет хорошие теоретические и практические перспективы. Организация творчества других невозможна без постоянного производства идей, целей, решений. Источник такого внутреннего духовного производства Юрий Аркадьевич нашёл в методологии познавательной деятельности. Уже двадцать лет выходят десятки публикаций, среди них монографии «Основы методологии методики обучения физике» (2003), «Вопросы методологии физических измерений при обучении физике» (2005), «Научные картины мира: элементы эпистемологии» (2006), проводятся семинары и конференции, разрабатываются тесты по диагностике соответствующих знаний. Постепенно вырастает на десятилетия программа по формированию методологической культуры школьников, студентов, учителей. Строится вятская научная школа методистов-физиков. Следует особо выделить работы, написанные Ю.А.Сауровым вместе с В.Н.Патрушевым, о людях Вятского края: «Вятская научная школа методистов-физиков», «Практика обучения как творчество», «Познание жизни и науки».

В настоящее время Юрий Аркадьевич – профессор кафедры дидактики физики ВятГПУ, читает лекции по классической механике (теоретическая физика) и методике обучения физике, проводит семинарские и лабораторные занятия по методике обучения физике, руководит работой аспирантов. Он автор более 300 серьёзных научно-методических работ, в том числе шести книг в издательстве «Просвещение», «Энциклопедии школьной физики» (АСТ-ПРЕСС), восьми монографий, десятков методических пособий. 26 апреля 2006 г. Юрий Аркадьевич был избран членом-корреспондентом РАО. За заслуги в области педагогических наук он награждён медалью К.Д.Ушинского. Жена, Галина Аркадьевна, – журналист, заслуженный работник культуры РФ, редактор детской газеты «Я расту» и учительской газеты «Педагогические ведомости» (Киров). В этом году исполнилось 30 лет совместной жизни, результат которой – дочь Светлана (1978 г.р.) и сын Сергей (1983 г.р.), пошедший по стопам отца.

На фото: проф. Ю.А.Сауров и заслуженный учитель РФ К.И. Гридина за обсуждением работы творческих групп учителей (90-е гг.).

От всей души желаем Юрию Аркадьевичу здоровья и творческих успехов!

Пусть у вас будет всё успешно!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!