Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2007
Организация труда учителя

Т.С.ФЕЩЕНКО <feschenko@omc.mosuzedu.ru>,
ОМЦ ЮЗОУО, школа № 1279 ЮЗАО, г. Москва

Организация труда учителя

Недавно с удовольствием прочитала удивительный труд Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники. Методический бестселлер» (Пособие для учителя: 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006). Порадовало, что многие идеи я уже использовала в своей работе, некоторые захотелось применить сразу же после прочтения книги, другими захотелось поделиться со всеми, кто ещё только накапливает опыт педагогической деятельности. Предлагаемые рекомендации как раз и составлены по материалам этой книги. Используйте их, и ваш труд будет вознаграждён, о вас можно будет сказать словами С.Л.Соловейчика: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!»

В учительском труде немаловажную роль играет его правильная организация. Сделать урок интересным для всех часто помогают интересные факты, которые потом нелегко бывает вспомнить. Поэтому полезную информацию целесообразно собирать и систематизировать в форме картотеки.

I. Картотека полезной информации

Как создавать картотеку

1-й этап – накопление: всё интересное складываем в один конверт; в свободное время раскладываем информацию по направлениям; вырабатываем привычку не терять ценную информацию. 2-й этап – создание каталога в виде таблицы по разделам (учебным темам)...

Карточка Раздел Ключевые слова Адрес (папка) Примечания (где использовать)
         

...или по темам и основаниям (педприёмы, организация работы учащихся). Приводим пример оформления строки каталога по такому материалу из «накопителя»: в патентное бюро поступила заявка на изобретение – использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскалённых железных заготовок. Почему инженеру было отказано в авторском свидетельстве? Какой факт не учёл незадачливый автор?

Карточка Тема Основание Ключевые слова Адрес Примечания (где использовать)
25 Магнетизм

Удивляй!

Работа в группах

Заявка на изобретение. Отказ. Точка Кюри Папка № 6 При изучении темы «Постоянные магниты». Во вводном занятии. Приём «мозговой штурм»

II. Как подготовиться к изучению новой темы

Технология подготовки темы: 1) подготовка «Листа контроля» (базовый и повышенный уровни); 2) планирование необходимого оборудования и эксперимента; 3) планирование участия учеников (например, задать темы докладов); 4) организация повторения ранее изученных тем – на каких уроках и в какой форме (иногда тема повторения может быть выбрана случайно по выявлении каких-то особенностей конкретного класса); 5) контроль – на каких уроках и в какой форме.

Планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель, например: опробовать какой-нибудь новый для себя приём или технологию – это главный способ творческого и профессионального роста.

III. Конструктор урока

Конструктор урока

Каждый этап урока можно реализовать с помощью разных приёмов или их комбинаций. «Конструктор для сборки уроков» может значительно облегчить учительскую жизнь. Основные этапы урока: А – начало урока; Б – объяснение нового материала; В – закрепление изученного материала; Г – повторение; Д – контроль; Е – домашнее задание; Ж – конец урока.

Элементы «конструктора» – педагогические приёмы: БК – блицконтроль; ВзО – взаимоопрос; ВК – выборочный контроль; ВкТ – вопрос к тексту; ДИ Комп – деловая игра «Компетентность»; Да–Нет (или Веришь–Не веришь) – форма фронтального опроса; ДИ ТЗр – деловая игра «Точка зрения»; ДИ НИЛ – деловая игра «Научно-исследовательская лаборатория»; И-в-Сл – игра в случайность; ИдЗ – идеальное задание; ИдО – идеальный опрос; ИнтРаз – интеллектуальная разминка; ИтО – итоговый опрос; ИграТр – игра-тренинг; КР – обычная КР; ЛоОш! – лови ошибку; НеОб – необычная обычность; ОДЗ – обсуждение домашнего задания; ОсЗа – особое задание; ПеТем – пересечение тем; ПрДи – проблемный диалог; ПК – пресс-конференция; ПвтКо – повторение с контролем; ПвтРа – повторение с расширением; ПоОтв – показательный ответ; ПоО – программируемый ответ; ПрТе – практичность теории; ПрЦе – привлекательная цель; РКР – релейная контрольная работа; РольПси – роль «Психолог»; Роль ПоИт – роль «Подведение итога»; СвОп – своя опора; СвПр – свои примеры; Т – театрализация; ТвЗа – творческое задание; ТиО – тихий опрос; УМШ – учебный мозговой штурм; УПО – устный программируемый опрос; ФД – фантастическая добавка; ФаДи – фактологический диктант; ЩдО – щадящий опрос.

Элемент А2 Б4 В8 Г3 Е2 Ж4
Время, мин 5 15 10 4 5 4

Составляем сводную таблицу – конструктор урока и в соответствии с ним – формулу урока (например, как здесь, А2, Б4, В8, Г3, Е2, Ж4), определяя время на каждый элемент (урок продолжается 45 мин, из них 2 мин – на комментарий к ДЗ).

Пояснения

Блиц-контроль – контроль в высоком темпе для выявления сформированности учебных умений, например, умения оперировать формулами. Включается обычно 7–10 заданий, на выполнение каждого отводится примерно 1 мин. Никаких пояснений или стандартного оформления заданий не требуется. Результаты проверяет учитель или сами ученики по предложенным после проведения контрольной ответам. Оцениваются работы по заданным учителям нормам. Можно выставить отметки журнал.

Взаимооопрос – ученики опрашивают друга по вопросам, указанным учителем. Участвует только та часть класса, которую выделяет учитель.

Деловая игра «Компетентность» – участвуют две команды, наниматели (группа учеников, определяющая победителя, которого как бы нанимают на работу), арбитр (учитель). Команды дают друг другу задания. Если команда-соперница не справляется с заданием, ответ даёт сама спрашивавшая команда. Наниматели оценивают каждый вопрос и каждый ответ (например, по 5-балльной системе – вопрос, а по 10-балльной – ответ).

Деловая игра «НИЛ» – научно-исследовательская лаборатория. Участники: конструкторы задач, изобретатели (исследователи), приёмная комиссия (учитель и несколько учеников). Даётся творческое задание, например: зная устройство пружинного динамометра, попробуйте сконструировать прибор для определения максимального усилия трактора, тянущего за собой борону; оцените жёсткость пружины устройства.

Деловая игра «Точка зрения» – две группы учеников отстаивают противоположные точки зрения, например, «за» и «против» атомной энергии. Наблюдатели определяют, кто был логичнее, убедительнее, эмоциональнее, кто допустил ошибки, некорректности в споре.

Игра-тренинг – игра, в процессе которой проверяется усвоение основных элементов знаний. Например, на этапе проверки домашнего задания: Верите ли вы, что электрический ток – это упорядоченное движение нейтральных частиц?

Идеальное задание – учитель предлагает ученикам самим придумать и выполнить домашнюю работу.

Идеальный опрос – ученики без опроса как такового сами оценивают степень своей подготовки и сообщают учителю. Например, на вопрос учителя: «Кто сегодня оценивает свою готовность к уроку на „5”»? – поднимают руку и т.д. Применяется редко («хорошего понемногу»).

Лови ошибку! – объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки, иногда заранее предупредив учеников, а иногда подсказывая «опасные места» интонацией или жестом. Возможна и такая форма работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.

Массив – учитель даёт задание массивом. Например 10 задач в рамках обычного или контрольного урока, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее 4-х, либо в рамках изучаемой или повторяемой темы 40 задач, из которых 15 нужно решить обязательно, остальные – по желанию. Желание стимулируется релейным контролем: чем больше решил задач, тем больше вероятность встретить уже знакомые на РКР. Важно! Ученик выбирает уровень сложности из массива, который соответствует его возможностям, и, таким образом, сам отслеживает уровень своей компетентности.

Необычная обычность – показать в процессе обсуждения, например, удивительные, необычные свойства обыкновенной воды.

Особое задание – например, быстро написать шпаргалку по теме.

Пересечение тем – ученики придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с ранее изученной темой, которую укажет учитель. При этом повторение пройденного органично вписывается в изучение нового материала.

Повторение с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. Учитель не обязательно должен отвечать сам. Школьникам можно дать задания найти ответы в доступных источниках информации.

Показательный ответ – один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Такой опрос имеет смысл, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – своеобразный эталон, к которому нужно стремиться, после которого полезен краткий разбор.

Практичность теории – учитель вводит теорию через практическую задачу, полезность которой очевидна. Например, тема «Испарение». Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом есть холодильник, а если нет? В США разработали самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. На уроке мы и попытаемся разобраться, как это удалось сделать.

Пресс-конференция – учитель неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать вопросы, которые позволят раскрыть тему до конца.

Привлекательная цель – перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, в процессе достижения которой он включается в действие, запланированное педагогом. Например, цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами, а затем использовать своё умение для работы с младшими школьниками или в качестве помощника учителя.

Программируемый опрос – ученик выбирает ответ из нескольких предложенных.

Релейная контрольная работа – проводится по текстам ранее решённых задач. Чем больше задач решил ученик, чем внимательнее он был, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро с ней справиться. Хороший стимул для выполнения домашних заданий!

Роль «Подведение итога» – учитель выделяет группу учеников, которые подводят итоги урока. Например, что узнали нового, что было интересного, какие задания вызвали затруднения и т.п.

Роль «Психолог» – ученик (или группа) даёт рекомендации, как лучше организовать работу (например, при выполнении тестового задания) или какие правила нужно соблюдать, выполняя групповую работу, какие особенности надо взаимно учитывать (человеческий фактор).

Своя опора – ученик отвечает, пользуясь своими домашними заготовками, например, планом ответа, собственными иллюстрациями, демонстрациями домашнего эксперимента и т.п.

Сигнал – при опросе, решении задач и т.п. ученики пользуются условным сигналом, например, зелёными и красными карточками (зелёный – знаю, готов ответить, красный – не знаю, помогите!).

Тихий опрос – беседа с одним или несколькими учениками полушёпотом, в то время как класс занят выполнением другого задания, например, решает задачу или самостоятельно работает с учебником.

Щадящий опрос – учитель не выслушивает ответы. Ученики работают в парах или группах и меняются ролями (учитель–ученик), в конце опроса выставляют отметки (работает весь класс).

Удивляй – учитель даёт загадку или находит такой угол зрения на излагаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным.

Уровни – учитель даёт уровневые задания. Уровень выбирает либо сам ученик, либо учитель предлагает определённой группе свой уровень задач, упражнений, вопросов.

Фактологический диктант – проводится по базовым вопросам (на парте только чистый лист и ручка). Темп работы высокий: работает только память.

Цепочка – ответ ученика прерывается в любом месте и передаётся другому по указанию учителя (и так до завершения ответа).