Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №19/2007
Применение информационных технологий при выполнении лабораторных работ по физике

Т.В.БИРЮКОВА (учитель физики и информатики),

birukova_tv@mail.ru

Г.М.ФЕДОСЕЕВА (учитель физики),
ГОУ СОШ № 1296 с угл. изучением иностранных языков, г. Москва

Применение информационных технологий при выполнении лабораторных работ по физике

ТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ». 9-й класс

Неотъемлемой частью современной методики обучения являются информационные технологии. В нашей школе на данный момент функционируют три соврем а информатики, оснащённых компьютерами последних модификаций и мультимедийными средствами. Эти кабинеты объединены в локальную сеть, что позволяет обмениваться информацией при одновременном их использовании. Один из кабинетов создан специально для проведения уроков по различным предметам с применением компьютерных технологий. Это и тестирование на компьютере, и проведение демонстрационных опытов, и демонстрация презентаций, созданных самими учащимися на уроках и элективных курсах.

В школе имеется опыт применения готовых учебных и демонстрационных программ, но важное место в школьном курсе информатики отводится созданию собственных приложений. Речь сейчас пойдёт как раз о создании проекта на языке VisualBasic и его практическом применении на уроке физики. Тема «Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту» является одной из сложных в курсе механики, и время на её изучение ограничено. Она опирается не только на знание физических явлений и законов, но и на умелое владение математическими навыками преобразования тождественных выражений и решение квадратных уравнений. Предлагаемую нами программу можно использовать в качестве учебного пособия для выполнения лабораторной исследовательской работы. Это программа была создана ученицей 11-го класса Девяткиной Валентиной и использовалась на уроке физики в 10-м классе. Кратко опишем лабораторную работу.

В начале урока учитель повторяет с учащимися вопросы теории, отвечает на вопросы учащихся, даёт устные рекомендации по работе с компьютером, а также предлагает ознакомиться с порядком выполнения работы (имеется печатная форма инструкции).

Сначала, сев за за компьютер, учащиеся знакомятся с поставленной перед ними задачей и анализируют её (cлайд 1).

cлайд 1

Далее следует информационно­справочная часть (cлайд 2).

cлайд 2

В третьей части работы учащиеся знакомятся с инструкцией № 1 и теоретическим материалом к данной части работы, который будет закрыт при введении параметров (слайды 3–4). Здесь исследуется зависимость высоты стрелы над стендом от начальной скорости. В четвертой части работы учащиеся знакомятся с инструкцией № 2 (слайд 5) и исследуют зависимость высоты стрелы над стендом от угла запуска. В пятой части работы анализируются полученные результаты, делаются выводы, учащиеся отвечают на дополнительные вопросы (слайд 6).

Слайды 3, 4, 5, 6

Лабораторная работа оформляется учащимися в лабораторной тетради по стандартному образцу и оценивается учителем.

Мы считаем, что подобные работы повышают эффективность освоения сложных тем в курсе физики и способствуют повышению познавательного интереса школьников к предмету.

Татьяна Васильевна Бирюкова Татьяна Васильевна Бирюкова – учитель физики и информатики высшей квалификационной категории, окончила в 1987 г. физфак МГПИ им. В.И.Ленина, педагогический стаж 20 лет (московские школы № 759 и  № 1296). Награждена медалью имени 850-летия Москвы. Отмечена благодарственными письмами ОНМЦ СВАО (за совместную творческую исследовательскую деятельность и за участие в научнопрактической конференции, 2002 г.) и многочисленными гра­мотами: Северного окружного управления образования – за творческий подход в деле обучения и воспитания подрастающего поколения (2003 г.), МИОО – за высокое методическое мастерство и творческую активность в педагогической деятельности (2005 г.), Московского Департамента образования – за большой личный вклад в экспериментальную работу школы и многолетний плодотворный труд (2006 г.), а также свидетельством МДО за участие в Московской открытой научнопрактической конференции и за руководство юношеской исследовательской работой (2005 г.). Замужем. Сын – студент 5-го к урса МГСУ.

Галина Михайловна Федосеева Галина Михайловна Федосеева – учитель физики высшей квалифика­ционной категории, отличник народ­ного просвещения, окончила Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской (1985 г.) по специальности «Физика», педагогический стаж 25 лет. Награждена дипломом Центрального дома космонавтики и авиации, благодарственным письмом ОМЦ СУО за активное участие в окружной панораме «Образование XXI века: гармония возможностей и знания» (совместная творческая исследовательская деятельность УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ), грамотой МИОО за высокое методическое мастерство и творческую активность в педагогической деятельности (2004 г.), грамотами СОУО ДО г. Москвы за добросовестный труд и умелое воспитание подрастающего поколения и за большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения (2005 г.), дипломом МДО за участие в научнопрактической конференции и за руководство юношеской исследовательской работой (2006 г.). Замужем. Дочь – студентка 6го курса 1-го медицинского института.