Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2007

Новая линия учебников для средней школы

(Учебник имеет гриф МОиН РФ, а также государственную аккредитацию, т.е. прошёл экспертизу РАН РФ и РАО РФ  http://www.mon.gov.ru/news/announce/3329 )

  • Грачёв А.В., Погожев В.А., Селивёрстов А.В. Физика-7: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 288 с.

  • Грачёв А.В., Погожев В.А., Селивёрстов А.В. Физика. Программы: 7–9-й классы, 10–11-й классы. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 32 c.

  • Селивёрстов А.В., Шаронова Н.В. Физика: Книга для учителя. 7-й класс. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 c.

  • Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Рабочая тетрадь по физике для 7-го класса: В 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2007 (готовится к выпуску). – 96 c. (каждая часть).

  • Селивёрстов А.В. Тетрадь для лабораторных работ для 7-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2007 (готовится к выпуску). – 96 c.

Появление нового учебника физики, как правило, вызвано намерениями облегчить изучение этого предмета в школе, сделать физику более доступной, понятной учащимся, наконец, увлечь этой наукой и в то же время повысить качество знаний, выдержать научный подход и подготовить по-настоящему образованных людей. Эти два круга задач (облегчить изучение физики и дать серьёзную подготовку по предмету) безусловно связаны друг с другом: требование сделать физику доступной возникло не в последнюю очередь из-за стремлений донести до учащихся содержание школьного курса во всей полноте и научной строгости. Надо ли говорить, что такое противоречие, связанное с необходимостью одновременного решения этих двух задач, создаёт определённые трудности при написании учебника. Разумеется, эту проблему пришлось решать и авторам представляемого здесь учебника, который с этого года открывает новую линию учебников физики для средней школы.

Обычно авторы учебников для 7–9-го классов вынуждены решать прежде всего первый круг задач, чтобы поначалу сделать изучение физики более доступным для большинства учеников. При этом полноценное базовое рассмотрение ряда тем школьного курса часто откладывается до старших классов средней школы, и только с 10-го класса преимущественное внимание начинает уделяться качеству знаний, научному (на профильном уровне) или конспективному (по 2 ч/нед. – на базовом уровне) подходам – с расчётом на то, что необходимый для всего этого фундамент уже заложен в основной школе. Но заложен ли он? Или старшеклассникам приходится поспешно учить физику, не имеющую начал? Не секрет, что уровень знаний по физике среднего выпускника школы, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и этого мнения придерживается большинство преподавателей школ и вузов.

Прежде чем приступить к работе над новым учебником, авторы изучили современное состояние дел с преподаванием физики в школе, выяснили мнение широкого круга заинтересованных лиц – учителей и преподавателей вузов, учащихся и их родителей. Спектр оценок и предложений оказался настолько широким, что привести его целиком не представляется возможным. Тем не менее нам кажется, что на некоторые утверждения, особенно касающиеся начального знакомства учащихся с физикой, необходимо обратить внимание.

В курсе физики 7-го класса даются основные базисные понятия и представления, без которых невозможно систематическое и успешное изучение этого предмета в дальнейшем. На их усвоение, но с упором на простоту и наглядность при формировании физической картины окружающего мира, эмпирический характер исследований природы, и направляются главным образом усилия педагогов. Казалось бы, результат – ясность и понимание – должен быть достигнут. Однако впечатления большинства учащихся от процесса постоянного знакомства с физикой умещаются в довольно узком диапазоне от «ничего не понятно, хотя и интересно» до «понять, откуда что берётся, невозможно». Эти мнения учеников иногда разделяют и их родители, многие из которых имеют высшее техническое образование.

Весьма интересны и различные предложения учителей о том, как должно проходить изучение физики в 7-м классе. Многие считают, что необходимо основывать первоначальное обучение на показе увлекательных опытов (для пробуждения интереса к предмету) и на рассказах о современных достижениях науки в «доступной для учащихся» форме, не вдаваясь в глубинный смысл физических принципов и явлений. Однако оказывается, что большинство таких демонстраций уже знакомы ученикам из курса естествознания, при изучении которого им предлагались и вполне доступные «объяснения» наблюдаемых явлений. На наш взгляд, ещё одно повторение подобных наблюдений не способствует началу изучения физики.

Ничем не лучше и другая крайность в преподавании физики, которая заканчивается тем, что от учащихся просто требуют заучить приведённые в учебнике в декларативной форме «очень простые» определения физических величин и формулировки основных законов без понимания их смысла и взаимосвязи, в надежде, что такое понимание придёт позднее.

Понятно, что такие подходы к изучению физики приводят к предсказуемому результату – стойкому впечатлению, что физика как наука представляет собой бессистемный набор огромного количества не связанных между собой понятий, законов, формул, а вдобавок к этому ещё и способов решения непохожих друг на друга задач. У школьников нарушается ощущение цельности и логической стройности курса физики, возникает отторжение, нежелание изучать физику как предмет. По мнению авторов, это и является для учащихся основной проблемой, создающей трудности при изучении физики. Не только у родителей, но часто и среди учителей складывается убеждение, что успешное изучение физики в школе требует от человека предельной самоотдачи, тем самым исключая возможность заниматься другими, например, гуманитарными предметами, лишает ребёнка досуга – спорта, музыки и всего остального.

Между тем весь курс школьной физики, с началами которой знакомятся ученики 7-го класса, представляет собой логически стройную теорию, базирующуюся на более чем ограниченном количестве утверждений. Так, в 7-м классе это три закона Ньютона и два закона, описывающие индивидуальные свойства сил (закон Гука и выражение, связывающее силу реакции опоры и силу трения). Все последующие законы и соотношения выводятся из них посредством простых логических рассуждений. К сожалению, в некоторых современных учебниках этому обстоятельству не уделяется должного внимания.

В связи со сказанным авторы при построении своего курса старались придерживаться следующих принципов.

В частности, исходя из такой логики раздел «строение вещества» рассматривается только в 8-м классе, т.к. изучать движение и взаимодействие молекул до изучения понятий «движение» и «взаимодействие» в 7-м классе не представляется целесообразным.

По этой же причине авторы старались избегать декларативного представления физических законов. Например, в учебнике на простых моделях показано, что законы сохранения импульса и механической энергии являются логическими следствиями соотношений (законов), описывающих их изменение, которые, в свою очередь, выводятся из законов Ньютона. Это, на наш взгляд, помогает избежать более чем распространённого заблуждения, что импульс и механическая энергия сохраняются всегда и при любых условиях, и позволяет правильно понять диалектическую сущность этих законов.

Таковы главные основания, которые, по мнению авторов, позволяют сделать школьный курс доступным для учащихся и при этом с самого начала заложить базу для поэтапного систематического изучения физики в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки выпусников. Сколь успешно удалось авторам реализовать поставленные задачи, судить учителям, учащимся и их родителям. Авторы с благодарностью примут любые замечания и пожелания.

А.В.ГРАЧЁВ, В.А.ПОГОЖЕВ,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова

pr@vgf.ru