Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2007

Т.Ю.СКОБЕЛЕВА,
гимназия № 1, городской округ Шуя, Ивановская обл.

Летняя творческая практика учащихся

Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить.
Томас Алва Эдисон

Ещё в конце XIX в. известный русский физик и педагог Н.А.Умов обращал внимание учителей на то, что в задачу преподавания физики в гимназиях входит не только передача полезных сведений, но и формирование навыка объяснения новой формы явления с помощью ранее открытых закономерностей. В трудах известных советских методистов И.И.Соколова, П.А.Знаменского, А.В.Пёрышкина, Д.Д.Галанина, Е.Н.Горячкина, С.И.Иванова задача развития творческих способностей как составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения занимает значительное место.

Основным способом успешного формирования мышления является выполнение разнообразных познавательных задач и заданий, в том числе и проблемных, на основе специальной программы общенаучных умений, выбора и оптимального сочетания методов обучения, которые позволят достичь творческого уровня знаний. Приёмы мышления, которые обеспечивают этот уровень, также являются творческими: ученики самостоятельно определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу и план поиска, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая её в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Этот уровень, как правило, достигается в старших классах.

Летняя творческая практика даёт много возможностей для развития способностей ребят. Во-первых, здесь создаётся обстановка, в которой инициатива в выборе темы и рода деятельности, интерес к более глубокому изучению материала исходит от самих учащихся. Таких возможностей на уроках изучения обязательного курса нет. Во-вторых, для лабораторных исследований, для конструирования и изготовления приборов и приспособлений нужно время, не ограниченное продолжительностью урока. Таких условий нет даже на факультативных занятиях. В-третьих, для творческой работы нужны специальные условия: оборудование, материалы и инструменты, консультации специалистов и т.д. В-четвёртых, нужна творческая атмосфера коллектива, вовлекающая каждого участника в активную деятельность.

В нашей гимназии многопрофильная летняя творческая практика учащихся профильных классов была введена в 1995 г. Она проводится обычно в июне, в рамках профильных лагерей «Эрудит», «Ясень», «Лингва», «Юный краевед», «Любители словесности», как летняя трудовая практика, на которую, согласно уставу гимназии, в 10-х классах отводится три недели (Приложение 1). Нормативным документом является «Положение о летней творческой практике» (Приложение 2). Программа составляется в соответствии с программами профильного обучения (физико-математический, гуманитарный и естественнонаучный), с учётом местных условий и интересов учащихся.

Хотелось бы подробнее остановиться на летней творческой практике физико-математических классов, проходящей в рамках профильного лагеря «Эрудит». Благоприятное летнее время используется для экскурсионной, исследовательской и профориентационной деятельности старшеклассников. Работа идёт по четырём направлениям: решение олимпиадных, творческих и экспериментальных задач (Приложение 3), знакомство с вузами областного центра (профориентационное знакомство с направлениями подготовки и специальностями данного вуза, условиями последующего трудоустройства и востребованностью его выпускников, а также экспериментальная проектная деятельность), участие в экскурсиях (Приложение 4), ремонт оборудования и изготовление приборов и приспособлений (если есть ученики с ярко выраженным интересом к этому виду деятельности).

Результаты летней работы используются на уроках в качестве краеведческого материала, а также в качестве основы для рефератов исследовательского характера, которые ученики готовят к гимназическому Дню науки.

Летняя творческая практика позволяет успешно решать многие образовательные, развивающие и воспитательные задачи: умение формулировать исследовательскую задачу и искать пути и методы её решения; овладение методами проведения физического эксперимента; знакомство с содержанием, условиями работы, требованиями к уровню образования и квалификации, личностным качествам работников предприятий различного профиля; развитие наблюдательности, навыков активного направленного восприятия информации и её последующей обработки (осмысление, систематизация, оформление); приобретение навыков работы со справочной и научно-популярной литературой; формирование нравственных и эстетических качеств; обогащение межличностных отношений на основе делового сотрудничества, воспитание самостоятельности, ответственности, творческой инициативы. За 10 лет летние творческие практики стали традицией внеурочной деятельности, настоящей школой для наиболее любознательной, пытливой, инициативной части учащихся и творчески работающих педагогов. Мы удовлетворены эффективностью такой формы работы и планируем её расширение и совершенствование.

Приложение 1

Выписка из устава МОУ гимназии № 1

3.6. Продолжительность учебного года во 2–4-м классах составляет 34 недели. Продолжительность учебного года в 5–6-м классах – 35 недель, из них 34 учебные и 1 неделя летней трудовой практики. Продолжительность учебного года в 7–8-м классах – 36 недель, из них 34 учебные и 2 недели летней трудовой практики. Продолжительность учебного года в 10-м классе – 37 недель, из них 34 учебные и 3 недели летней трудовой практики.

3.7. Прохождение летней трудовой практики осуществляется по графику гимназии. Летняя трудовая практика может быть заменена летней творческой практикой по различным предметам, согласно «Положению о летней творческой практике», утверждаемому педагогическим советом. Летняя трудовая и творческая практики могут входить в программы основного общего и среднего (полного) общего образования в качестве спецкурсов, элективных курсов, практикумов, экскурсий. Порядок и сроки проведения летних практик определяются методическими объединениями гимназии, утверждаются научно-методическим советом гимназии и вводятся в действие приказом директора гимназии. Продолжительность летней трудовой и (или) творческой практик: для 5-го и 6-го классов – 5 дней по 2 часа; для 7-го и 8-го классов – 10 дней по 2–3 часа; для 10-го класса – 15 дней по 4 часа.

От летних практик учащиеся могут быть освобождены:

– по состоянию здоровья;

– по семейным обстоятельствам (по письменному заявлению родителей с указанием причин невозможности прохождения ребёнком летней трудовой или творческой практик);

– в случае работы подростка в трудовом отряде и иной производственной деятельности, связанной с временным трудоустройством в летний период;

– в случае прохождения ребёнком практики в учреждениях дополнительного образования.

Приложение 2

Положение о летней творческой практике

Принято педагогическим советом
МОУ гимназии № 1
города Шуя Ивановской области
30.03.2003 г. Протокол № 5.

1. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение» разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», уставом муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 1, именуемого в дальнейшем «гимназия».

1.2. Летняя творческая практика проводится для учащихся 6-х, 7-х, 8-х и 10-х классов и является продолжением работы секций «Научного общества учащихся гимназии» в летнее время.

2. Цели и задачи летней творческой практики

2.1. Целью летней творческой практики является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

2.2. Задачами летней творческой практики являются:

– наполнение интеллектуальным содержанием периода летней трудовой практики;

– реализация индивидуальных образовательных запросов учащихся гимназии;

– углублённая подготовка учащихся гимназии к самостоятельной исследовательской деятельности;

– вовлечение учащихся в коллективную поисково-исследовательскую деятельность;

– профессиональная ориентация учащихся;

– организация совместной работы учащихся гимназии, учителей гимназии, научных руководителей по реализации научно-исследовательских проектов.

3. Руководство летней творческой практикой

3.1. Подготовкой и проведением летней творческой практики руководит оргкомитет.

3.2. В состав оргкомитета входят: заместитель директора по инновационной работе; председатели методических объединений гимназии; председатель «Научного общества учащихся гимназии».

3.3. Оргкомитет осуществляет планирование и контроль за реализацией летней творческой практики.

4. Порядок подготовки и проведения летней творческой практики

4.1. Рассмотрение и утверждение оргкомитетом программ практики, разработанных учителями-предметниками.

4.2. Ознакомление учащихся с программами и сроками проведения летней творческой практики.

4.3. Формирование на добровольной основе групп учащихся для прохождения летней творческой практики.

4.4. Составление календарного плана летней творческой практики.

4.5. Проведение летней творческой практики для учащихся 6-х классов – не более 5 дней; 7-х классов – не более 10 дней; 8-х классов – не более 10 дней; 10-х классов – не более 15 дней.

5. Подведение итогов летней творческой практики

5.1. Подведение итогов летней творческой практики осуществляется на заключительных занятиях (конференциях) в летний период и на заседании оргкомитета в начале следующего учебного года.

5.2. Итоги летней творческой практики анализируются на заседании НМС.

Положение о летней творческой практике введено в действие приказом № 45-Б от 30.03.2003 г.

Директор МОУ гимназии № 1 __________ Гура И.А.

Приложение 3

Решение творческих и экспериментальных задач

В рамках этой программы ребятам предлагается:

– заниматься подготовкой к городским и областным физическим олимпиадам, рассматривая задачи предыдущих лет, а также задачи, представленные в литературе;

– решать экспериментальные творческие задачи, самостоятельно выбрав способ и метод решения (интересные задачи приносят в родную гимназию и выпускники).

Приложение 4

Экскурсии в период летней творческой практики

Татьяна Юрьевна СкобелеваТатьяна Юрьевна Скобелева окончила с отличием физический факультет Ивановского госуниверситета по специальности «Физик» в 1984 г., учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж более 20 лет. Всё время преподаёт физику в гимназии № 1 (раньше – средней школе) городского округа Шуя, которую окончила сама. С 1995 г. работает в профильных физматклассах и добивается высоких результатов: ученики успешно выступают на городских и областных предметных олимпиадах, а выпускники с успехом поступают в вузы. Так, в 2002/2003 уч.г. Корнев Илья занял IV место и получил поощрительный диплом за лучшую работу экспериментального тура, а Бобков Михаил получил поощрительный диплом; в 2003/2004 уч.г. Смирнов Сергей – III место, Бобков Михаил – II место; в 2004/2005 уч.г. Смирнов Сергей – IV место; в 2005/2006 уч.г. Аванесов Валерий – III место; в 2006/2007 уч. г. Аванесов Валерий – II место. В 2002 г. Петрова Ксения (11-й класс) участвовала во всероссийском туре физической олимпиады, а в 2007 г. участником всероссийского IV этапа физической олимпиады стал Аванесов Валерий (10-й класс). С 1995 г. Татьяна Юрьевна ведёт факультатив для учащихся 7–11-го классов «Решение задач повышенной сложности». Её ученики успешно учатся в заочных ФМШ школах «Авангард», ЗФТШ при МФТИ. Среди наиболее активных учеников хочется отметить Петрову Ксению (ныне студентка МФТИ), Смирнова Сергея (выпускник 2005 г.), Грачёва Анатолия и Павлова Игоря (9-й класс), Курникова Илью и Аванесова Валерия (10-й класс). Татьяна Юрьевна имеет благодарности Отдела образования городской администрации за подготовку призёров и победителей городских и областных физических олимпиад, грамоту Управления образования Ивановской области «за успехи в практической подготовке учащихся, воспитание их творческой активности и самостоятельности, профессионализм и творчество в работе». Последние 6 лет является председателем МО учителей физики городского округа Шуя. В семье две дочери: Елена (19 лет), студентка ИГЭУ, и Нина (14 лет), школьница. В свободное время Татьяна Юрьевна любит возиться с кактусами, а также решать нетрадиционные задачи по физике.