Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2007

Л.В.КУВШИНОВА, Т.Н.МАСЛОВА, В.И.ГОЛОВАШОВА, Н.С.ПЕТРОВА (учителя математики),
Н.В.КИСЕЛЁВА, Е.А.ТЕРЕШЕНКОВА (учителя физики),
Н.Н.БУТЫЛКИНА, Н.А. ВИНОГРАДОВА (учителя биологии),
А.М.КРОТОВА (учитель физкультуры),
Е.В.ПРОХОДЯЕВА (учитель географии),
Ю.В.ЯГОДКИНА, Е.Н.РУМЯНЦЕВА (учителя химии),
ВОУ школа № 1026, г. Москва

«Путешествие в пространстве и во времени»

Интегрированный урок-театрализованное представление.
7–10-й классы

Цель: знакомство с биографией и творческой деятельностью великих учёных; формирование интеллектуальной культуры личности учащихся на примере жизни и деятельности великих.

Оформление сцены: портреты учёных, плакаты с их высказываниями; формулы по математике, химии, физике; украшение шарами. В центре сцены куб с гранями: «Древняя Греция», «Германия, XVIII–XIX века», «Англия, XIX век», «Франция, начало ХХ века», «Россия, XIX–ХХ века».

Ход занятия

Играет музыка. Учащиеся 7–9-го классов входят в зал. На фоне музыки по большому телевизору, установленному высоко над сценой, демонстрируются портреты учёных со времён Древней Греции до наших дней. За сценой звучит голос чтеца:

Чтец. Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживают не одно уже тысячелетье.

Сцена первая. Предмет «Математика»

Ведущий. На заре человечества всё было окутано тайной, всё было незнакомо, непонятно, всё требовало объяснений. И сегодня мы вместе совершим путешествие в пространстве и во времени. (Подходит к кубу, поворачивает к залу грань «Древняя Греция».) Древняя Греция.

Чтец (читает на фоне кадров из учебного фильма «Из истории геометрии»). В минувшее мы обращаем взор,//Столетия прошли с тех пор.//Жил в италийском городе Критоне/ /Философ, математик Пифагор.

Группа девочек в костюмах исполняют танец сиртаки.

Пифагор (медленно выходя из-за кулис). О, потомки! О моей жизни известно немного. Поэтому с именем моим связано много легенд. Я человек-символ, человек-фантом, человек-пророк. Меня считают властителем душ. Меня обожествляют и ненавидят.

Ведущая. Так кто же ты, Пифагор?

Пифагор. По преданию, я человек высокого роста, красивый и сильный. Я даже стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.

Ведущая. Но ведь Пифагор – это не имя, а прозвище, которое ты получил за умение всегда говорить верно и убедительно, как греческий оракул.

Пифагор. «Пифагор» означает убеждающий речью. Своими речами я привлёк 200 учеников, которые вместе со своими семьями образовали школу-государство. Это был союз Истины, Добра и Красоты. Со мной пришли несколько учеников, представителей моей школы – школы Пифагора.

Входят ученики. На одежде у каждого знак пентаграмма. Они выносят книгу «Золотые стихи», верёвку, пентаграммы, плакат.

Ведущая. Скажи нам, Пифагор, почему все твои ученики носят изображение пятиконечной звезды?

Пифагор. Звёздчатый пятиугольник, пентаграмма, это знак, по которому мы, пифагорейцы, узнавали друг друга. Это символ дружбы, что-то вроде талисмана, которым одаривали друзей.

Первый ученик. Примите в подарок как символ нашей дружбы эту звезду (вручает ведущей значок-пентаграмму).

Второй ученик. Основные принципы нашей жизни мы, пифагорейцы, объединили в моральном кодексе «Золотые стихи». Многое и сегодня не потеряло своего значения.

Три ученика (по очереди). Беги от всякой хитрости, любым оружием отсекай от тела – болезнь, от души – невежество, от утробы – роскошество, от семьи – ссору, от всего, что есть, – неумеренность. Не гонись за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Помни, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда изображает изящную душу.

Ведущая. Мы принимаем твой взгляд на жизнь, Пифагор.

Пифагор (назидательно). Я рад, что вы достигли начала истины, и каждый раз, прежде чем встать от сладостных снов, подумайте, раскиньте – какие дела вам день приготовил?

Третий ученик. Пифагор и мы, его ученики, потратили много сил, чтобы отдельным фактам и сведениями придать характер настоящей науки. Так, Пифагор доказал теорему, которая в геометрии применяется буквально на каждом шагу. Причина её популярности – в простоте решения и значимости.

Ведущая. В настоящее время известно более 500 доказательств этой замечательной теоремы. Пифагор, в чем же её суть?

Пифагор. Если дан нам треугольник,//И притом с прямым углом,//То квадрат гипотенузы//Мы всегда легко найдём.

Второй ученик. Катеты в квадрат возводим,//Сумму степеней находим,//Вот таким простым путём//К результату подойдём. (Ученики показывают плакат с чертежом к теореме Пифагора.)

Третий ученик. Всем известно, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц есть прямоугольный. Но мало кому известно, что его можно использовать для построения простых углов на местности. Этот треугольник назвали пифагоровым треугольником – в честь нашего учителя Пифагора. (Ученики натягивают верёвку и показывают прямой угол.)

Ведущая. Античный мир разрушила война,//И новые настали времена,//Но мысль, что родилась до нашей эры,//Всё также гениальна и проста. (Участники уходят со сцены под сиртаки.) Да, путь познания не гладок.//Но знаем мы со школьных лет,//Разгадок много и загадок,//А поискам предела нет.

Сцена вторая. Предмет «География»

Ведущий. Германия – учёная страна. Философами славилась она.//А также жил там Александр Гумбольдт,//И муза странствий с ним была дружна.//Влекли его иные берега. Он в чужестранце видел не врага...//Любой народ ему был интересен,//Любая форма жизни дорога. (Поворачивает куб гранью «Германия, XVIII–XIX века».) Германия.

Учащиеся (по очереди). Александр Гумбольдт – самый известный географ прошлого и настоящего. Как только не титуловали его – и «Вторым Колумбом» и «Новым Аристотелем» и «Величайшим путешественником». Его с почётом принимали европейские монархи. Он мало кому уступал в известности среди образованной части европейского общества. Авторитет Гумбольдта как учёного-естествоиспытателя и путешественника-исследователя был огромен. Его славе завидовал даже Наполеон! Только что ставший императором Франции, он удостоил аудиенции немецкого мыслителя лишь для того, чтобы увидеть его. «Вы увлекались ботаникой? – с подчёркнутой небрежностью спросил Бонапарт и, не выслушав ответа, добавил: – Моя жена тоже».

Гумбольдт принёс Германии больше славы, чем все князья и полководцы, вместе взятые. Фридрих Генрих Александр Гумбольдт родился 14 сентября 1769 г. в Берлине. Получил домашнее воспитание. Александру наука давалась туго. Память у него была хорошая, но сообразительностью он не отличался.

Для расширения образования были приглашены учёные. В 1787 г. Александр поступил на камеральный факультет университета Франкфурта-на-Одере, но провёл там только год, перейдя в Геттингенский университет. Занятия Александра носили энциклопедический характер. Классическая литература, история, естествознание, математика интересовали его в одинаковой степени. В Геттингенском университете Гумбольдт оставался до 1790 г. Потом начались его самостоятельные занятия.

Желание поближе познакомиться с геологией после бесед с главой Фрайбергской горной академии увлекли его во Фрайберг, где геологию читал знаменитый Вернер. В 23 года способности Александра блестяще проявились. Он обладал обширными разносторонними знаниями, владел несколькими языками, напечатал ряд самостоятельных исследований по геологии, ботанике и физиологии.

Человек удивительного ума и таланта, Гумбольдт предельно кратко сформулировал цель своей жизни: «Объять небо и землю». Проще говоря – создать новую карту мира. Для этого нужны были способность принимать глубочайшие решения и превосходное умение обобщать. Ни того, ни другого Гумбольдту было не занимать.

В 1799 г. началась его знаменитая экспедиция по странам Южной и Центральной Америки – Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Панама, Мексика. Первоначальном целью этого путешествии было достижение истоков реки Ориноко, но результаты экспедиции оказались намного разнообразнее. По материалам американских экспедиций Гумбольдт издал 30-томный труд под названием «Путешествие в равноденственные области Нового света». Вместе со своим помощником и спутником Бонпланом Гумбольдт нанёс на карту тысячи километров береговой линии реки Ориноко, собрал множество геологических образцов, составил гербарии с десятками тысяч неизвестных до того растений. Гумбольдту долгое время принадлежал рекорд горного восхождения – на высоту около 5800 м по склону вулкана Чимборасо в Эквадоре.

Главный же итог деятельности Гумбольдта заключался в том, что в своих экспедициях он выступал не просто как учёный-естествоиспытатель, но именно как географ, которого в первую очередь интересовал целостный облик страны и взаимосвязь различных явлений природы. Гумбольдт был пионером во многих областях природоведения.

Гумбольдт считается родоначальником климатологии. Именно он первым начал соединять на картах одной линией точки с одинаковой средней температурой. Эти линии получили название изотерм и с тех пор широчайшим образом используются в географии, благодаря чему появилась возможность обозначать на картах чёткие границы областей с разным климатом. Гумбольдту принадлежит и формулировка идеи о континентальности климата, под которой он понимал увеличение разницы суточных и годовых (летних и зимних) температур, а также сухости по мере удаления в глубь материка от побережий омывающих его морей и океанов.

Другой областью, где этот учёный проявил себя в наибольшей мере, была география растений или, как её ещё называют, фитогеография. Он изучал не просто отдельные растения, как это делали до него ботаники, а целые растительные сообщества – характерные и закономерные комбинации разных видов растений. Замечательным достижением Гумбольдта в этой области стало открытие явления вертикальной поясности, сделанное во время восхождения на склоны Анд. С подъёмом менялся состав лесных пород, леса сменялись высокогорными лугами, а луга – горными пустынями.

Прусский король Фридрих-Вильгельм III был лично расположен к Гумбольдту, любил беседовать с ним. В 1826 г. он пригласил своего лучшего друга переселиться в Берлин. В Берлине Гумбольдт прочитал ряд публичных лекций «О физическом мироописании». Лекции привлекли множество слушателей. По окончании лекций особо назначенный комитет поднёс Гумбольдту медаль с изображением солнца с надписью: «Озаряющий весь мир яркими лучами». Стоит отметить, что именно по совету Гумбольдта император Николай I повелел создать в России первую в мире общегосударственную сеть метеостанций. С 1853 г. ведутся наблюдения погоды на всём протяжении от Петербурга до Алеутских островов.

Свою огромную научную деятельность Гумбольдт завершил написанием 5-томного труда под названием «Космос». В нём он обобщил все накопленные к середине XIX в. сведения о природе Земли. Содержание этого сочинения выходит за рамки географии, в нём есть разделы, посвящённые астрономии и геофизике. Однако главная его ценность для географов заключается в высоконаучных описаниях картин природы и жизни людей.

Гумбольдт стал классиком в географии подобно тому, как Ньютон – в физике, а Линней – в биологии. Он получил бесчисленное количество наград и отличий. Имя его увековечено на географических картах, в учебниках зоологии, ботаники, географии и др. Многие реки, горы носят его имя. Всемирная слава Александра фон Гумбольдта была легендарной.

Необыкновенная деятельность и умственное напряжение, казалось, должны были ослабить его умственные и духовные силы. Но природа сделала исключение. В последние годы жизни, приближаясь к девяностолетнему возрасту, он вёл деятельный образ жизни. Гумбольдт умер 6 мая 1859 г. «Выдающиеся люди XVI и XVII вв. сами были академиками – подобно Гумбольдту в наше время», – едва ли можно что-нибудь ещё добавить к этим словам Гёте.

Сцена третья. Предмет «Физика»

Ведущий. В XIX в. плеяда первоклассных учёных шаг за шагом проникает в неведомый мир электрических явлений. Среди них выделяется английский физик и химик Майкл Фарадей. (Подходит к кубу, поворачивает к зрителям грань «Англия, XIX век».) Англия, XIX век!

На сцене три стола. За первым – молодой Фарадей, он просматривает газеты, потом книги; на столе газеты, книги, пробирки; плакат «Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя Фарадея. Г.Гельмгольц». За вторым столом – профессор химии Гэмфри Дэви, он проводит опыты, переливая подкрашенную жидкость из колбы в колбу, которые стоят на столе; плакат «Главным своим достижением я считаю открытие Фарадея. Гэмфри Дэви»; под столом чёрный ящик. За третьим столом – пожилой Фарадей; на столе демонстрационный амперметр, катушка, провода, магниты, маленькие гвозди; плакат «Превратить магнетизм в электричество. Запись в дневнике Фарадея». На экране телевизора портрет Майкла Фарадея.

Ведущий. A сколько замечательных идей//Дал миру англичанин Фарадей !//Он изучил законы магнетизма,//Заставив их работать на людей.

Ведущая. Майкл Фарадей – учёный-самоучка, получивший в школе только начальное образование. С 12 лет он работал, сначала разносчиком газет, затем подмастерьем в переплётной мастерской.

Ведущий. Недостаток знаний Фарадей компенсировал самообразованием. Вечерами он посещал курс лекций известного химика и физика Дэви в Королевском институте. Все лекции учителя Фарадей аккуратно переплёл.

Молодой Фарадей подходит к Дэви, подаёт ему письмо и переплетённые «Лекции». Дэви читает письмо.

Ведущая. Г-н Дэви, что пишет вам этот юноша? Поделитесь с нами.

Дэви. Молодой человек просит дать ему место в институте. Что мне с ним делать?

Ведущий. Что делать? Велите ему пробирки мыть!

Ведущая. Если он согласится, то из него будет толк, если нет, то он ни к чему не годен. (Молодой Фарадей моет пробирки. Пауза.)

Ведущий. Прошло 10 лет.

Ведущая. Профессор, какое ваше главное научное достижение?

Дэви. Главным своим достижением я считаю ОТКРЫТИЕ ФАРАДЕЯ. (Показывает рукой на пожилого Фарадея.)

Ведущая. Интересно. Объясните, почему вы так считаете?

Дэви. Этот человек смог магнетизм превратить в электричество. Посмотрите и убедитесь сами. (Показывает рукой на пожилого Фарадея – он показывает опыты с магнитом и гвоздями.)

Пожилой Фарадей (показывает на плакат «Превратить магнетизм в электричество»). На решение этой задачи мне потребовалось почти 10 лет. (Показывает опыт: опускает магниты в катушку, стрелка амперметра отклоняется.) И мне это удалось, вы сейчас в этом убедились. (Повторно демонстрирует тот же опыт, для большей наглядности опыт повторяется на экране телевизора.) Есть ли желающие повторить опыт Фарадея? Так как желающих много, то проведём конкурс «Загадки из чёрного ящика».

Выходят двое учащихся и ставят ящик на стол Дэви. Они поочерёдно достают игрушки из ящика и задают вопросы залу. Третий ученик подходит с микрофоном к желающему отвечающему, и тот за правильный ответ получает право продемонстрировать на сцене опыт Фарадея.

Ведущая. Да, Дэви, вы нас убедили. Фарадей – великий учёный. После того, как он открыл явление электромагнитной индукции, появилась возможность превратить электричество в послушного слугу человека и совершать с его помощью буквально чудеса.

Ведущий. Жизнь Фарадея с тех пор, как он стал работать в Королевскем институте, сосредоточилась главным образом на лаборатории и научных занятиях.

Дэви. Фарадей отличался огромным трудолюбием. Он опубликовал 220 работ. Более 60 научных обществ и академий избрали его своим членом.

Фарадей. Фарадею были свойственна доброта, скромность, благожелательность, необыкновенная порядочность и честность. Он отклонил предложение стать президентом Лондонского общества, а также быть возведённым в дворянство.

Фарадей. Он был счастлив своими открытиями. Он был счастлив и в семейной жизни. Пережив свою жену, учёный писал (упоминая о себе в третьем лице): «12 июня 1821 года он женился; это обстоятельство более всякого другого содействовало его земному счастью и здоровью его ума. Союз этот продолжался 28 лет, ни в чём не изменившись, разве только взаимная привязанность с течением времени стала глубже и сильнее». Немногие могут дать о себе подобную справку.

Ведущий. Как прав был немецкий учёный Гельмгольц, сказав: «Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя (все) ФАРАДЕЯ». (Звучит песня В.Высоцкого.)

9-классники Гамбурцев Олег и Савинов Илья в ролях молодого и пожилого Фарадея и Нина Васильевна Киселёва, учитель физики
9-классники Гамбурцев Олег и Савинов Илья в ролях молодого и пожилого Фарадея. Справа – Нина Васильевна Киселёва,
учитель физики

Сцена четвёртая. Предмет «Физическая культура»

Ведущий (подходит к кубу и поворачивает его гранью «Франция, начало ХХ века»). «Спорт, культура, наука и искусство соединены в прочный сплав под названием Олимпийское движение». Предмет «Физическое воспитание»!

Звучит музыка Г.Гладкова «Олимпийский огонь», на сцену выходят чтецы и гимнасты. Во время чтения идёт видеопоказ – античные олимпийские игры, портрет Пьера де Кубертена, атрибутика современных игр, стоп-кадры различных видов спорта. По завершении видеопоказа за спинами чтецов гимнасты выполняют акробатические композиции с построением пирамид.

Учащиеся (по очереди). В конце XIX века появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов разных стран. Одним из самых увлечённых людей своего времени, чьё имя связано с Олимпийскими играми, был Пьер де Фреди, барон де Кубертен.

Пьер родился в 1863 г. Успешно окончив колледж, он поступил в парижский университет Сорбонну. Трудиться, получать знания было интересно. Он увлекался многими кауками, но особенно историей, культурой и литературой Древней Эллады. Он был ещё совсем молодым человеком, когда высказал мысль о возрождении олимпийских игр.

Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Кубертен говорил столь убедительно, что французские спортивные деятели принимают решение создать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав. И вот 23 июня 1894 г. на конгрессе в Париже был создан Международный Олимпийский комитет.

Конгресс решил: через два года будут первые Олимпийские игры! Чтобы связать две цивилизации – эллинскую и современную, – местом проведения I Олимпиады современности были выбраны Афины – столица Греции.

Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете бежит огонь, зажжённый на древнем ??алтаре Олимпии. 29 лет Пьер де Кубертен был бессменным президентом МОК. Он стал автором важнейшего документа – Олимпийской хартии – свода законов, которым руководствуется олимпийское движение.

Кубертен не был поэтом. Он написал лишь одно стихотворение – «Оду спорту». Интересна история его создания. В 1912 г. проводился конкурс искусств, посвящённый Олимпийским играм. Кубертен написал оду и передал её в жюри под псевдонимом, и именно ей была присуждена высшая награда – золотая медаль. В «Оде спорту» девять глав. Последняя называется «О спорт! Ты мир!» (Звучит музыка Г.Гладкова «Гимн спорту», на её фоне читается 9-я глава «Оды».)

О, спорт! Ты миp!//Ты устанавливаешь хорошие, добрые,/ /Дружественные отношения между народами.//Ты согласие!// Ты сближаешь людей, жаждущих единства.// Ты учишь разноязыкую, разноплемённую//Молодёжь уважать друг друга.// Ты собираешь молодость, наше будущее,//Нашу надежду, под свои мирные знамёна.//О, спорт!//Ты мир!

(Звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена.) Всё, о чем мы говорили, было задумано Пьером де Кубертеном. Умер он в возрасте 73 лет. Похоронен в швейцарском городе Лoзанне, где находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета. По завещанию Пьера де Кубертена, сердце его покоится в Греции, на родине игр, в бессмертной Олимпии. Всю свою жизнь, более чем полвека, он подчинил осуществлению великой идеи – ОЛИМПИЗМУ! (Под звуки «Олимпийского огня» участники уходят со сцены.)

Сцена пятая. Предмет «Биология»

Ведущий. Где б истине жребий ни выпал родиться,//Однажды всеобщею станет она.//И всё же по праву мы можем гордиться –//Внесла вклад в науку и наша страна. (Поворачивает куб гранью «Россия, XIX–XX века».)

На сцене корзины с плодами. Висит портрет И.В.Мичурина. На экране – показ учебного фильма по биологии (прорастает растение, цветут сады). Звучит музыка из телепрогноза погоды.

Учащиеся (по очереди). Чудесный сад, в котором будут жить счастливые люди и пользоваться его плодами, – мечта всей жизни И.В.Мичурина. А впереди его ожидали долгие годы тяжёлого ручного труда, успехи и разочарования, долголетняя борьба за создание нового, улучшенного ассортимента плодово-ягодных культур, за продвижение плодоводства на север, смелые попытки найти действенные методы выведения новых сортов, выносливых к суровому климату.

Гениальный генетик и селекционер родился в большой семье мелкоместных дворян. Отец Мичурина вскоре ушёл в отставку и поселился в своём небольшом поместье «Вершина», где с большим увлечением занимался садоводством и пчеловодством. Умение увидеть в живой природе то, что скрыто от равнодушного наблюдателя, проявилось у Вани Мичурина ещё в раннем возрасте. Уже в 3-летнем возрасте он не на шутку смутил своих родителей, проявив желание участвовать в севе. Ему отказали – он забрался ручонкой в лукошко. Его отставили, он стал бегать по грядкам и упал. Поплакав, мальчонка притих, повеселел и побежал к дому. Через минуту вернулся с солонкой и начал «высаживать» соль на грядку. Родители с изумлением понаблюдали за маленькой фигуркой, испытывая неловкость друг перед другом, и кинулись к сыну с запоздалой лаской.

С четырёх лет мальчик тянулся к отцу в сад, на пасеку, к посевам, посадкам и прививкам. Рано пробудилась в нём любовь и пытливое отношение к живой, вечно развивающейся природе, резко отличавшие маленького Мичурина от сверстников. Позднее, учась в Пронском уездном училище, он весь свой досуг, все каникулы посвящал работе в саду. Уже восьмилетним владел разными способами прививки растений, мастерски производил окулировку.

Новые сорта Мичурин получал путём скрещивания северных зимостойких дичков с южными и высокоурожайными сортами яблок, груш, айвы, черешни. Так, например, новый сорт бельфлёр-китайка был получен от производителей бельфлёр-жёлтый и китайка. Этот сорт имел высокие вкусовые качества, как у южного сорта, и в то же время не боялся сурового северного климата. Сорт груши бере зимняя Мичурина был получен от производителей Уссурийской дикой груши и бере-рояль.

Он был одарённым, всесторонне развитым человеком. В его доме хранились искусные механические приспособления: лёгкая портативная машинка для резки табака, компактный аппарат для перегонки розового масла, уникальные часы с сорокасуточным заводом собственной работы и до зеркального блеска отполированная зажигалка. До революции он содержал в городе часовую и оптическую мастерские, чинил охотничьи ружья, велосипеды, телефонные и телеграфные аппараты.

Уже в зрелом возрасте Мичурин самостоятельно освоил акварель, и его рисунки поражали профессионализмом.

Итог деятельности И.В.Мичурина – более 300 сортов плодово-ягодных культур, которые радуют нас своим цветением весной, прохладной тенью ветвей летом, осенью – плодами, а зимой – звенящей, успокаивающей тишиной. А это означает, что мечта осуществилась, и частичка жизни селекционера осталась в бескрайнем саду нашей земли.

Сцена шестая. Предмет «Химия»

На фоне кинофрагмента с видами природы, под тихую музыку чтец читает за сценой стихи С.Щипачёва. На экране всплывает изображение Периодической системы.

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Учащиеся (по очереди). 6 марта исполнилось 138 лет со дня опубликования Периодического закона. О Дмитрии Ивановиче Менделееве – великом учёном и человеке – наш рассказ. (На экране появляется портрет Менделеева.) Отец Менделеева, Иван Павлович, родом из Тверской губернии (на экране портрет отца). После окончания Петербуржского педагогического института он работал учителем в Тобольске, преподавал философию, политэкономию. Через два года он женился на Марии Дмитриевне Корнильевой (на экране портрет матери), женщине состоятельной, её отец и дед владели первыми в Сибири бумажными и стекольными фабриками.

Митя родился в 1834 г. четырнадцатым, последним ребёнком в семье (на экране фото маленького Мити). Воспитанием занималась мать. Отец вскоре ослеп и умер. На плечи Марии Дмитриевны легли заботы по домашнему хозяйству и правлению фабриками. Но при всей своей занятости она не забывала о детях. В семье очень любили читать, и даже в самые трудные годы из библиотеки не была продана ни одна книга.

Митя был любимцем матери. Он был очень впечатлительным ребёнком, обладал хорошей памятью. Но в гимназии учился посредственно и лишь в старших классах увлёкся физико-математическими науками, географией и историей.

В 1850 г. он подаёт документы в Медико-хирургическую академию, но первый же поход в анатомический театр ставит крест на карьере врача. Мать подсказала сыну другой путь – стать учителем, и Митя поступает в институт, где учился его отец. Для 16-летнего юноши начинается новая жизнь, полная впечатлений, трудностей, испытаний (на экране демонстрация опытов на фоне тихой музыки).

Только в институте Дмитрий Иванович почувствовал вкус к учёбе и стал одним из лучших студентов. В 21 год он блестяще сдал экзамены, а в 22 – защитил магистерскую диссертацию. Через 2 года он возглавил кафедру химии Петербуржского университета, здесь же сделал главное открытие своей жизни – Периодический закон.

Менделеев с равным успехом занимался многими науками: химией и математикой; астрономией и философией. В 1887 г. он один совершил полёт на воздушном шаре во время полного солнечного затмения. Он многое умел. Знания его были поистине энциклопедическими. За свою жизнь он сделал много открытий, написал массу научных трудов. В нём была поистине богатырская сила. А когда его называли гением, он махал руками и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением». Поворчать он любил. В лаборатории постоянно бранил студентов: «Hи одна кухарка не работает так грязно, как вы!»

Несмотря на это, студенты любили его. В нём удивительным образом сочетались нежность и несносность. Он очень любил детей. В eгo семье их было шестеро: три сына и три дочери. Портреты детей висели над его рабочим столом. Он говорил: «Дети и наука – самое главное в моей жизни».

Звучит музыка М.И.Глинки и П.И.Чайковского.

В доме Менделеева каждую неделю проходили литературно-художественные вечера. Звучали стихи А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, читались произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Но больше всех он ценил Ф.И.Тютчева и Дж.-Г.Байрона. А любимым композитором был коллега – русский химик А.П.Бородин (звучит отрывок из оперы «Князь Игорь»).

Умер Дмитрий Иванович Менделеев 20 января 1907 г. от воспаления лёгких. Молодым людям, начинающим свой путь, он советовал: «Всё придет, только трудитесь! Приобретайте главное богатство – умение побеждать себя. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не даст забыться. Главный секрет жизни вот какой: ОДИН ЧЕЛОВЕК – НУЛЬ. ВМЕСТЕ ТОЛьКО – ЛЮДИ».

Сцена седьмая. Заключение

Выходят все участники. Звучит музыка «Гимн спорту». Музыка стихает, звучат слова:

Научная мысль не имеет гражданства,
И нет у открытий границ на Земле,
Свободно они покоряют пространства,
Нам истинный путь озаряя во мгле.