Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2007

Л.В.ПИГАЛИЦЫН,
г. Дзержинск, Нижегородская обл.

levp@rambler.ru
www.levpi.narod.ru

Компьютерная физическая лаборатория в летней физматшколе

Я хочу познакомить вас с деятельностью компьютерной физической лаборатории ЛФМШ, которая работала в летней физматшколе-2006 ИПФ РАН в рамках «НИИВсего» (см. № 10, 16/06). В первый день на лагерных стендах были опубликованы темы работ, броско и коротко учащимся сообщалось, что они могут сделать и чему научиться за сравнительно короткую лагерную смену. Например:

1. Ввод и вывод информации в ПК через GAME, LPT- и COM-порты. Если вы займётесь разработкой этого проекта, то досконально изучите все возможности ввода и вывода цифровой и аналоговой информации в ПК. Вы научитесь управлять любыми устройствами с помощью ПК в ручном и автоматическом режимах, разбираться в электрических схемах, паять, налаживать и подключать к ПК свои конструкции. Ваше умение программировать на языках Бейсик, Паскаль и Дельфи поможет вам написать программы для работы собранных вами конструкций и стать крупным специалистом в области программирования!

Далее привожу только предлагавшиеся темы.

2. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для исследования законов равнопеременного движения.

3. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для исследования колебаний математического маятника и определения напряжённости гравитационного поля Земли.

4. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки, позволяющей сделать компьютерную мини-метеостанцию (измерение температуры, влажности воздуха и скорости ветра).

5. Конструирование мобильной компьютерной мини-метеостанции на базе автомобиля, управляемого с ПК.

6. Конструирование установки типа Марсохода или Лунохода, управляемой по радио с клавиатуры ПК.

7. Конструирование установки для поиска кладов, металлических старинных предметов и неразорвавшихся боеприпасов на территории ЛФМШ, оставшихся со времён Великой Отечественной войны.

8. Конструирование уникального электромузыкального инструмента – терменвокса, названного в честь своего изобретателя Льва Сергеевича Термена. У этого инструмента нет ни струн, ни клавиш, звуки рождаются из воздуха при движении ваших рук!

9. Конструирование универсального прибора для измерения сопротивления, ёмкости конденсатора, температуры и освещённости. Подключается к GAME- или LPT-портам ПК.

10. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для измерения очень малых промежутков времени (например, времени соударения двух стальных шаров) с точностью до 0,000 000 1 с. Для этого придётся перепрограммировать таймер ПК, заставив его работать в 10 000 раз быстрее!

11. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для автоматического управления источниками света в нашем лагере и не только.

12. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для художественной галереи, которая поможет сохранить для наших потомков бесценные шедевры художников эпохи Возрождения, знаменитых русских и иностранных художников. Измерение влажности воздуха.

13. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для дачи – автоматизированный полив растений.

14. Конструирование подключаемой к GAME-порту ПК приборов (компьютерных линейки, штангенциркуля и транспортира) для измерения линейных и угловых величин.

15. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для звуковой локации (обнаружение различных предметов, а также измерение расстояния до них). Установка поможет слепым или слабовидящим людям ориентироваться в пространстве.

16. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для снятия вольт-амперных характеристик различных проводящих сред.

17. Конструирование подключаемой к LPT-порту ПК установки для регистрации радиоактивного излучения.

После выбора тем и формирования временных научно-исследовательских коллективов (ВНИК) для школьников был прочитан вводный курс лекций на темы: «Работа с портами ПК», «основы радиоэлектроники», «электронные датчики и их применение в физических исследованиях; пайка, монтаж и налаживание электронных схем». Затем во ВНИКах были распределены обязанности и составлены сетевые графики для проведения исследовательских работ.

В специальном помещении была оборудована компьютерная лаборатория: четыре места для монтажа и пайки макетных и печатных плат, два ПК для работы с портами, звуковой генератор, цифровой и аналоговый осциллографы, несколько цифровых мультиметров и блоки питания. Материальная база готовилась в ИПФ РАН и в нашей школе. Электронные компоненты (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, датчики и т.д.) подбирались с таким расчётом, чтобы их оказалось достаточно для реализации всех проектов.

Учащиеся выбрали проекты 2, 4–7, 14. Далее следовали шаги: разработка проекта в общем виде; разработка электрической схемы из стандартных блоков (усилителей низкой частоты, RC- и LC-генераторов, транзисторных ключей и т.д.); подбор деталей, макетирование и налаживание отдельных узлов конструкции; написание компьютерной программы для управления конструкцией с клавиатуры ПК на Бейсике, Паскале или Дельфи; окончательная сборка конструкции и отладка программного обеспечения; публичная защита проекта. Ежедневно проводились консультации. Через каждые два дня учащиеся в соответствии с сетевыми графиками отчитывались о проделанной работе. В случае необходимости их деятельность корректировалась.

Расскажем о некоторых проектах.

GAME-порт ПК
GAME-порт ПК

Один стандартный разъём этого модуля подключался к GAME-порту, а ко второму разъёму типа СГ-3 подключались измерительные приборы – линейка, штангенциркуль и транспортир. Их основой являлись резистивные датчики. На правой фотографии изображён электронный транспортир.

Электронный транспортир
Электронный транспортир

Программное обеспечение для своих приборов девочки сделали на языке программирования Турбо Паскаль 7.0

 

Электронный блок управления
Электронный блок управления

Управление производилось с клавиатуры ПК с помощью стандартных клавиш со стрелками. Блок управления подключался к выходам LPT-порта. После испытаний детали с макета переносились на печатную плату. Потом на шасси устанавливались датчики температуры, влажности, давления и анемометр с электронными преобразователями этих величин в частоту. Эта информация подавалась на входы LPT-порта. Программа для работы ПК с метеостанцией была написана на Турбо Паскале 7.0.

В конце лагерной смены прошла публичная защита конструкций – все учащиеся нашей лаборатории получили дипломы I степени.

Практически все учащиеся нашей школы, бывшие в ЛФМШ, продолжили свою работу, создавая более серьёзные установки и приборы для проведения физических экспериментов с помощью ПК.

Рабочий момент
Рабочий момент