Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2007

Проф. И.С.КАРАСОВА (ЧГПУ),
Р.Я.СИМОНЯН (ЧИППКРО)

olimpiada74@mail.ru, г. Челябинск

Моделирование элективного компонента предпрофильного и профильного обучения
по физике в основной и средней школе

Проектирование и реализация разных моделей профильного обучения – от однопрофильной массовой до многопрофильных статусных – зависят от параметров конкретной муниципальной образовательной сети и ресурсов конкретного общеобразовательного учреждения. Однако любая модель обязательно включает в себя инвариантную составляющую – предпрофильное обучение. Схематически она представлена на рис. 1. Предпрофильное обучение (область, ограниченная пунктирной окружностью на рис. 1) характеризуется наличием двух структурных взаимосвязанных компонентов: основного общего образования по физике (I концентр, 7–9-е классы) и предпрофильной подготовки (профильного ориентирования) по предмету посредством элективных курсов (9-й класс). Приоритетные направления (цели) модернизации естественнонаучного (физика, химия, биология) образования первого концентра: формирование у обучающихся основной школы систематических знаний о различных явлениях и объектах как природных, так и появившихся в результате человеческой деятельности; ознакомление с естественнонаучным методом исследования; формирование основ ценностного отношения человека к природе, самому себе и техническим достижениям цивилизации.

Рис. 1

Модель профильного обучения (область, ограниченная точечной окружностью на рис. 1) включает в себя и предпрофильное обучение по физике (7–9-й классы), и среднее общее образование (10–11-й классы, II концентр), и элективные профильные курсы (профильная подготовка, 10–11-й классы).

Основная, непосредственная работа по профильному ориентированию несомненно должна проводиться в процессе предпрофильной подготовки в 9-м классе. Предпрофильное обучение по физике осуществляется в системе общего основного образования на протяжении трёх лет обучения, начиная с 7-го класса, по авторскому учебно-методическому комплекту (УМК), включающему образовательную программу учебного курса «Физика-7–9», учебники, дидактический материал к учебникам, методические рекомендации по организации обучения физике. УМК должен иметь гриф МОиН РФ, что гарантирует соответствие Государственному образовательному стандарту. Рекомендуется в содержание обучения физике интегрировать экологические, астрономические знания, а также использовать региональный компонент для усиления практической направленности обучения. Всё это позволяет добиться раскрытия профессиональной направленности местных производственных и иных учреждений, понять значимость физических знаний, умений, навыков для их практического применения, помогает учащимся расширить уровень ключевых компетенций.

Рассмотрим ряд необходимых условий функционирования системы управления предпрофильной подготовкой по физике.

Первое условие – наличие и обоснованность запроса личности (человека), общества, государства к образованию. Оно отражено в нормативно-правовой базе документов РФ по вопросам образования, МОиН РФ и является целеполагающим.

Второе условие – стандартизация требований к результатам обучения по образовательным программам основного содержания физического образования и элективных курсов по физике на ступени среднего (полного) общего образования. Это весьма важно, т.к. в современной образовательной ситуации отсутствует или слабо выражена преемственность образовательных (понимаемых нами не как учебных) программ по физике. Это обстоятельство ограничивает возможность выбора индивидуальной образовательной траектории как в самой школе, где учится ученик, так и в образовательной сети в целом.

Третье условие – сертификация образовательных программ на всех трёх уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном. Это условие породило необходимость создания экспертных советов разных уровней. Так, например, в 2003 г. был создан Федеральный экспертный Совет, который присваивал грифы «Допущено» или «Рекомендовано» программам и учебным материалам, а также КИМ. Программы элективных курсов могут сертифицироваться региональными Советами. Так, например, с целью создания банка сертифицированных программ элективных курсов предпрофильной подготовки мы подготовили научно-методические материалы для проведения областного конкурса элективных образовательных программ и учебных материалов.

Четвёртое условие – соответствие ресурсов образовательной сети (социокультурных, демографических, материально-технических, человеческих, научно-методических, административных, рыночных, географических и др.) требованиям функционирования системы управления предпрофильным обучением. Это условие носит административный характер и непосредственно не относится к субъектам обучения – учителю и ученику. Однако именно оно обеспечивает осуществление профессионально-педагогической и учебно-познавательной деятельности.

Безусловно, прежняя знаниевая парадигма в образовании диктовала свои требования к содержанию обучения, которые были отражены в программах и учебных материалах, а также в их методическом и дидактическом сопровождении. Требовалось передать все те знания и умения, которыми обладал учитель, в полной мере всем учащимся, используя при этом одинаковые приёмы и методы (в основном объяснительно-иллюстративного характера). В силу индивидуальных различий обучающихся (памяти, типа восприятия, типа темперамента, типа мышления, темпа психического развития и др.) возникало противоречие между необходимостью научить хорошо всех и возможностью научиться как можно лучше каждому. Учитель считался единственным носителем и источником достоверной информации (учебник был лишь дополнением) и, следовательно, должен был качественно транслировать эту информацию обучающимся, строго следя за дисциплиной и успеваемостью. В эту систему были встроены так называемые факультативные учебные курсы, предназначенные для свободного выбора учащимися. Факультативные учебные курсы – это, по С.Г.Молчанову, форма группового дифференцированного обучения, обеспечивающая освоение расширенного содержания учебно-образовательной информации (относительно стандартного содержания) и способов познавательной деятельности. Такая традиционная модель увеличивала недельную учебную нагрузку, но не приводила к активному развитию субъектов взаимодействия.

Содержание современного образования можно рассматривать как совокупность двух компонентов: знаниевого и деятельностного, – причём, во-первых, с акцентом на второй компонент, а во-вторых, нацеленного на конкретный субъект, конкретную категорию обучаемых. Соответственно изменились и задачи обучения, в краткой формулировке представленные на рис. 2, для достижения которых потребовалось ввести в жизнь, два, согласно двум образовательным концентрам, типа новых – элективных – образовательных курсов (обязательных, но по свободному выбору обучающегося): предпрофильной и профильной подготовки. Первая задача предпрофильной подготовки (см. рис. 2) поставлена для работы с обучающимися достаточно высокого уровня мотивации к учению вообще и способными осознанно совершить предварительный выбор дальнейшей профилизации собственного образования. Вторая задача – для обучающихся с достаточно высоким уровнем мотивации к практической деятельности, имеющих намерения покинуть основную школу после 9-го класса и продолжать образование с целью получить профессию. Третья задача призвана разрешить проблему слабо мотивированных на традиционное обучение учащихся, давая им возможность найти и распознать свои потенциальные способности к той или иной деятельности. Четвёртая поставлена для работы с обучающимися среднего уровня мотивации к учению вообще и неспособными на данный момент времени осознанно совершить предварительный выбор дальнейшей профилизации собственного образования. Такой же анализ по категориям можно провести и по задачам элективных курсов профильной подготовки.

Рис. 2

Рис. 2. Типы элективных курсов и решаемые с их помощью задачи

Исходя из определений предпрофильной и профильной подготовок* (*Предпрофильная подготовка – процесс создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени в отношении профилирующего направления собственной учебно-познавательной или иной социально востребованной деятельности. Профильная подготовка, как следует из концепции профильного обучения, – это «система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»), можно чётко определить понятия элективного курса каждого типа:

Курсы обоих типов реализуются за счёт школьного компонента.

Существующее предметно-знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности, между тем в социальном заказе общества (доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе», 2003 г.) сделан акцент на деятельностно-творческий аспект образованности. Деятельностно-творческое образование будет способствовать формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из простого набора знаний и умений. Первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий должно дополняться проведением научно-прикладных исследований под руководством учителя, самостоятельной работой с источниками знаний с целью добывания необходимой информации.

Обновлённое содержание обучения, когда приоритетным является не знаниевый, а деятельностный компонент, выдвигает перед учителем новые задачи. Их решение требует обновления профессиональных компетенций учителя в вопросах мотивации обучения, т.е. в вопросах педагогической психологии. На уровне предпрофильного образования для повышения уровня мотивации учащихся можно рекомендовать создание проблемных ситуаций на учебном занятии: с использованием субъектного опыта учителя или другого взрослого человека, хорошо известного учащимся; с использованием субъектного опыта учащегося или группы учащихся; с помощью средств массовой информации, научно-популярной, художественной литературы, произведений искусства и т.п.; наконец, с помощью проблемного эксперимента.

Как же строить элективные курсы? На наш взгляд, программа такого курса должна быть скорее образовательной, чем учебной. Учебные программы предполагают формирование ЗУНов, так что умственное развитие школьников является лишь сопутствующим процессом. В образовательных же программах главное внимание сосредотачивается на развитии личности, на выявлении мотивационно-потребностных и когнитивных её качеств. Здесь овладение ЗУНами и другими компетенциями осуществляется на основе личностно ориентированного подхода в условиях развития субъектного опыта учащихся и поэтому основным процессом учебного познания является развитие.

Введём новое понятие: «Образовательная элективная программа – это нормативный управленческий документ для педагога, а также нормативный информационный документ для обучающегося, в котором представлены структура и содержание дополнительного (относительно базового) образования, способствующего реализации образовательных потребностей каждого обучающегося (воспитанника)».

Основная цель образовательной программы элективного курса: раскрытие субъектного опыта обучающегося (расширение, углубление ключевых и предметных компетенций, повышение уровня образовательной компетентности).

Основные направления обучения на элективных курсах: фундаментализация содержания учебного знания и естественнонаучные методы изучения природы. Первое направление можно реализовать в программах элективных курсов историко-культурного, экономического, гуманитарного, экологического, технического и естественнонаучного содержания. Второе – на курсах, раскрывающих методы эмпирического, теоретического или научно-технического исследования (изобретение, рационализация); знакомящих с видами учебно-познавательной деятельности (способами работы с источниками знаний – книгой, аудио- и видеофондами), обучающих работе с компьютером с учётом программного обеспечения разного типа, с приборами, инструментами, техническими устройствами.

Обратим внимание на то, что при разработке элективного курса предпрофильной подготовки одним из центральных требований, по нашему мнению, выступает оригинальность названия. Это обстоятельство очень важно потому, что именно по названию ученики 9-го класса и их родители обычно выбирают 2–3 курса из предлагаемых 15–20. Название должно быть презентабельным, оригинальным, интересным, призывным, побуждающим не только для высоко мотивированных учеников, но и для других тоже.

В условиях профильной подготовки ученики уже определились с профилем и выбирают элективные курсы, ориентируясь на единый государственный экзамен по профильным предметам. Это обстоятельство диктует другое требование: как можно более конкретное название элективного курса, например, «Подготовка к ЕГЭ по физике», «Решение комплексных задач по физике», «Решение задач повышенной трудности по физике» и т.п.

Пример классификации элективных курсов предпрофильной подготовки дан в таблице. Они являются пропедевтическими по отношению к профильным элективным курсам и помогают ученику основной школы сделать осознанный и успешный выбор соответствующего профиля.

Пример классификации предпрофильных элективных курсов по физике

Пример классификации предпрофильных элективных курсов по физике

Предметно-ориентированные программы могут иметь углублённый, повышенный или расширенный уровень содержания физического образования в соответствии с приведённым ниже:

– углублённый уровень содержания физического образования предполагает увеличение числа предметных компетенций в рамках освоения учащимися теоретического метода познания природы; увеличение может производиться не более чем на 30% относительно базового уровня содержания физического образования.

– повышенный (не более чем на 30% относительно базового) уровень содержания физического образования предполагает увеличение числа предметных компетенций в рамках освоения учащимися и теоретического, и эмпирического (практического) методов познания природы;

– расширенный (не более чем на 30%) уровень содержания физического образования предполагает увеличение числа предметных компетенций в рамках освоения учащимися эмпирического (практического) метода познания природы.

Следует отметить, что в содержание программ могут быть включены элементы подготовки к экзаменам по выбору.

Межпредметные (ориентационные) курсы предпрофильной подготовки предполагают выход за рамки учебного предмета «Физика». В процессе их реализации должны найти решение такие задачи обучения, как раскрытие спектра и основного содержания деятельности в современных профессиях и специальностях, соответствующих физико-математическому, естественнонаучному, агротехнологическому, оборонно-спортивному и др. профилям; создание информационной базы для ориентации ученика в мире современных профессий, где востребованы ключевые и предметные компетенции по физике; ознакомление на практике со спецификой видов деятельности, соответствующих предполагаемым профессиям; поддержание мотивации выбора профиля у ученика.

Отметим обязательные структурные компоненты образовательной элективной программы и их содержание.

– раскрывает возможности учебного предмета «Физика» для разных категорий обучающихся; ставит цели формирования мотивов их достижений; определяет учебные цели и задачи для конкретной категории обучающихся;

– очерчивает конкретную совокупность задач по достижению стандартного (эталонного) уровня образованности по физике с учётом цели учреждения образования; описывает требования к исходному уровню образованности обучающихся и объективные предпосылки для успешного освоения содержания элективного курса; раскрывает основные требования к ключевым и предметным компетенциям, которые должны быть освоены обучающимися в процессе обучения на элективном курсе по физике;

– раскрывает основные требования к уровню профессиональной компетентности учителя физики, реализующего данную образовательную программу; содержит краткие методические рекомендации по предпочтительному использованию активных организационных форм учебных занятий, методов, приёмов, средств обучения; описываются особенности предъявления некоторых фрагментов, узловых компонентов образовательной информации теоретического и практического характера; обосновывает и поясняет предлагаемое дозирование образовательной информации в виде количества учебного времени, отводимого на изучение того или иного узлового компонента (фрагмента) образовательной информации.

Надеемся, что раскрытие в данном материале особенности построения образовательных программ элективных курсов по физике, их тематика и задачи позволят учителю физики, педагогу дополнительного образования овладеть новой профессионально-педагогической компетенцией – научиться разрабатывать и экспертировать образовательные программы (предметные или элективные).

Литература

Молчанов С.Г., Симонян Р.Я. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): учебное пособие. – Челябинск: ИДППО, 2005.

Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. – Челябинск: ЧГПУ, 1998.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.

 

Ирина Степановна КарасоваИрина Степановна Карасова – профессор кафедры ТиМОФ ЧГПУ (где она работает уже более 25 лет и называет его «своим домом», «храмом науки», «кузницей» педагогических кадров), д.п.н., руководитель аспирантуры, член докторского диссертационного Совета по спец. 13.00.02 в Челябинске и Владивостоке, член Зонального Совета преподавателей Урала, Сибири и Дальнего Востока, руководитель научной лаборатории «Молодой исследователь». Вместе с мужем Владимиром Юрьевичем Карасовым (так рано ушедшим из жизни) создала научную школу. Дочь Марина достойно продолжает семейную линию в науке и практике образования, сейчас работает над докторской диссертацией по проблемам методики обучения физике.

Райса Ясовиевна СимонянРайса Ясовиевна (для друзей, учеников и коллег – Лариса Яковлевна) Симонян – старший научный сотрудник ЧИППКРО, учитель физики высшей квалификационной категории, к.ф.-м.н. Мечтала стать учёным-астрофизиком, но раннее замужество, ребёнок, и вот – педагогический, затем работа в Индустриальном техникуме г. Златоуста. Переехав в Челябинск по делам мужа, преподавала физику в гуманитарной гимназии, затем в Техническом колледже, занималась научной работой в области методики преподавания физики. Ученики говорили: «Она строгая, но так интересно рассказывает о физике, что перестаёшь бояться – всё просто». В 2004 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию. В настоящее время работает в системе повышения квалификации учителей.