Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №21/2006
А зачем нам физика?

А зачем нам физика?

  • «Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени», – считает И.Раби, лауреат Нобелевской премии по физике. Гуманитаризация – это «очеловечивание» преподавания. Но что же «человеческого» в явлении электромагнитной индукции, в законе Фарадея, в теории относительности? В строгом смысле слова физика как наука, как система фактов, понятий, законов и теорий вроде и не содержит ничего человеческого – это свод знаний о природе. Тогда как же понимать слова И.Раби? Закон электромагнитной индукции открыл Фарадей, и этот закон стал одной из основ электротехники, служащий людям. Теорию относительности создал Эйнштейн, и её используют люди – и во благо себе, и, увы, во зло. Тем самым науку делают люди – со своими помыслами, поступками, чертами характера, – и она так или иначе служит людям. Но, обретая «человеческое лицо», наука теряет строгую академичность и становится учебной дисциплиной, учебным предметом, а преподавание содержит в себе очень много человеческого. Вот это, по-видимому, и имел в виду Раби, говоря именно о физическом образовании, а не о физике.

Природа, человек, общество, производство, наука и искусство – таковы объективные основы гуманитаризации физического образования. Эта схема, конечно, весьма условна, но она позволяет показать на уроках единство мира, взаимосвязи, царящие в нём, то, что ныне считается по праву весьма актуальным в образовании – мир как взаимосвязанное целое, постигаемое через общую научную картину мира, а точнее, через физическую картину мира. Физическая картина мира – это обобщённая модель природы, включающая в себя представления физической науки на данном этапе её развития, о материи, движении, взаимодействии, пространстве и времени, это синтез фундаментальных физических, естественнонаучных и философских идей. Ещё А.С.Пушкин писал: «Пример на память мне приводит://Ведь каждый день пред нами Солнце всходит,//Однако ж прав упрямый Галилей».

А кто же возьмёт на себя смелость поставить предел человеческому духу?

К.Р.ХАЧАТУРОВА,
ГОУ № 129, Санкт-Петербург karinah@inbox.ru

Карине Робертовна ХачатуроваКарине Робертовна Хачатурова – выпускница Ереванского госуниверситета 1990 г. Педагогический стаж 16 лет, высшая квалификационная категория. С 1995 г. работает по программе Г.Н.Степановой «Физика с пятого класса». Лауреат городского конкурса «Учитель года-2003» (Санкт-Петербург), в 2006 г. участвовала в национальном проекте и удостоена звания «Лучший учитель Санкт-Петербурга». Работает в общеобразовательной школе, любит свою работу (может, это и есть главное хобби учителя?). Замужем, у Карине Робертовны две дочери: старшей 17 лет, младшей – 14. В газете «Физика» опубликованы её статья «Домашний эксперимент» и физическая сказка её ученицы.

  • Большое спасибо редакции за то, что через газету учителя нашей огромной страны получают возможность общаться, делиться опытом, учиться, восхищаться мастерством и энтузиазмом своих коллег и радоваться за них. Читая «Физику», ощущаешь пульс времени, его ритм и возникает стремление успеть, понять, сделать! Казалось бы, цели понятны: ориентация образования не только на усвоение обучающимся знаний, но и на развитие его личности, его способностей. Понятно также, что ответственность за реализацию этих целей возлагается на нас, учителей. А мы обязаны строго следовать нормативным документам, которые определяют содержание и объём информации, которую должен усвоить ученик. Для этого учитель должен заставить ученика проделать большую работу в классе и дома, проконтролировать и оценить её результативность, вовремя внести коррективы. Не секрет, что большинство современных школьников учатся без интереса, а то и вообще не хотят учиться. Но мы всё равно учим их, даже ставим всем отметки, в объективности которых часто приходится сомневаться. Сегодня в школе отсутствует система подготовки учащихся к объективной оценке их знаний, и эксперимент с ЕГЭ, на мой взгляд, это показывает. В школе нужно вводить компьютерное тестирование, разрабатывать систему тематических тестов по всем классам, причём разноуровневых, развивающих, а не только нацеленных на полноту и точность формулировок.

Реальная оценка знаний учащихся стимулирует их собственные действия по получению знаний. Разноуровневые, развивающие, грамотно составленные тесты позволят определить степень владения информацией, умение ею пользоваться, уровень интеллектуальных возможностей учеников. В то же время они сориентируют учителя, укажут направление, в котором нужно двигаться, чтобы действительно способствовать развитию личности ученика, контролировать этот процесс и направлять его. И меня очень радует, что я могу в качестве примера назвать такие тесты: они в сборнике заданий и самостоятельных работ
Л.А.Кирика и Ю.И.Дика из УМК по физике для 10–11-го классов (авторы Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик).

Необходимо создать условия для функционирования программных средств для текущей оценки знаний учащихся, с помощью которых будет проводиться не только анализ собственных достижений ученика, но и анализ деятельности учителя, что позволит учителю своевременно корректировать свою работу. Это будет реальный анализ, по результатам деятельности, а не по той массе отчётов, в которых мы буквально утонули. Такие средства уже разработаны, например, Федеральным центром тестирования. Но, чтобы они начали работать в школе, нужны ДЕНЬГИ. Хотя, о чём это я? Мне бы как-нибудь исхитриться и отремонтировать окна в кабинете – дует очень, да и стулья поломаны…

В моём кабинете стараниями нашего директора Ирины Ивановны Слюсаренко есть компьютер и видеопроектор. Весь этот год я жила, как в лихорадке, стараясь успеть всё: подготовить одиннадцатиклассников к ЕГЭ, к устному экзамену в школе и к письменному в вуз, – а они долго не могли определить, что же от них требуется при поступлении: только ЕГЭ или только письменный экзамен? Разные вузы означают разные требования. Когда же я буду готовить всех одинаково – к ЕГЭ?

У меня два 10-х класса: один с углублённым изучением физики по договору с МГТУ им. Н.Э.Бау-мана, второй – гимназический, с гуманитарным уклоном (в нём я и использую УМК Л.Э.Генденштейна и Ю.И.Дика). Ещё у меня 7-й, 8-й классы… А лаборанта в школе уже шестой год нет, да и кто же будет работать за 900 р. в месяц? И четыре учителя физики делят эту ставку поровну, обеспечивая выполнение практической части программы. Сейчас предлагают школам тематические комплекты лабораторного оборудования. Это как раз то, о чём мечтает каждый учитель. Но кто будет осваивать это оборудование? Опять на плечи учителя ляжет почти бесплатная работа лаборанта...

Для тех, кто знает, что такое класс с углублённым изучением физики, объяснять не стану. Для тех, кто не знает, скажу: и не беритесь. Это такой колоссальный труд и ответственность, а дополнительная оплата – 15% от ставки, да и то из фонда школы! Чтобы подработать, приходится заниматься административными делами. Есть ещё классное руководство, руководство школьным методическим объединением учителей естественного цикла, районное методическое объединение учителей физики, где тоже не предусмотрена никакая оплата.

Вечером заканчивается мой рабочий день, я сажусь за компьютер и начинаю готовиться к следующему уроку. Как же интересно! Сколько возможностей, какие перспективы – дух захватывает! Перечислю своё «богатство»:

  • диск «Физика-10.Илекса» из УМК Л.Э.Генденштейна, Ю.И.Дика. Удобен, но содержание бедное, просто повторяет текст учебника;

  • диск «1С: Школа» «Физика. 10–11 классы. Подготовка к ЕГЭ» (ЗАО «1С», Москва). Сети нет, поэтому использую для индивидуальной подготовки учеников;

  • «Физика. 7–11 классы. Лаборатории» (компания «Физикон», г. Долгопрудный). Есть великолепные анимации моделей приборов и процессов, интересные видеофрагменты, но их ощутимо не хватает, а те, что есть, не всегда в таком варианте, как хотелось бы. Большая просьба к создателям этого диска: продолжайте вашу работу, это как раз то, что необходимо сейчас в школе!

  • Генератор тестов 4.12. Если бы к этой программе, которая создаёт необходимое количество вариантов и позволяет редактировать тесты в Word, добавить анализ результатов отдельных учеников и класса в целом, да запустить её в сеть… А если бы ещё тесты раздробить по более мелким темам… Если бы...

  • «1С: Школа. Библиотека наглядных пособий» – (ЗАО «1С», Москва) – самое моё удачное приобретение. При подготовке к уроку я сначала заглядываю туда: что можно показать? Большое преимущество этого диска в том, что файлы можно экспортировать. Чёткие, прекрасно выполненные анимации, хорошо озвученные, с возможностью повторения с любого места, с экрана видные всему классу. Я купила ещё один такой диск, на всякий случай, чтобы был в запасе. Пожелание авторам: пополнять библиотеку новыми анимациями, например, смоделировать процессы изменения агрегатных состояний вещества.

Надо сказать, что ориентировалась я по статьям Н.К.Ханнанова в газете и пользовалась его рекомендациями. Спасибо!

Эти диски я приобрела во время Московского педагогического марафона учебных предметов, в котором как зритель участвую каждый год. Интересные мероприятия идут сразу на нескольких площадках, а хочется увидеть всё. Может быть, организовать выездные курсы учителей, с мастер-классами, с возможностью пообщаться, с обменом идеями, уроками? Это заряжает энергией, поднимает дух, возрождает творческий порыв!

Письмо получилось большое, но, кажется, это всё, чем я хотела поделиться. Может быть, кто- нибудь из Министерства образования прочтёт его и узнает, как живет современный учитель. Наверное, станет понятнее, почему в наших школах работают в основном женщины предпенсионного и пенсионного возраста, которые и выполняют социальный заказ государства.

Н.Л.ГОЛЕВА,
г. Балашиха, Московская обл., школа № 27
nadegda_g@hotbox.ru

Надежда Леонидовна ГолеваНадежда Леонидовна Голева – выпускница Владимирского пединститута 1981 г., педагогический стаж 25 лет, высшая квалификационная категория, эксперт ЕГЭ по физике. Учитель в третьем поколении – бабушка и родители более 40 лет проработали в Прудищинской сельской школе Владимирской области, старшее поколение нескольких соседних деревень – их ученики. Надежда Леонидовна работает в общеобразовательной школе, любит свою работу, своих учеников, своих коллег, свою школу. Любит лес – в любое время года! В последнее время увлекается созданием тематических презентаций по физике. В семье пять человек: муж, две дочки, зять. Самое счастливое время – когда все вместе.

.  .