Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2006

СЕНТЯБРЬ 2006

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 cентября. 240 лет со дня рождения английского химика и физика Джона Дальтона. Образование получил самостоятельно. Был учителем математики в Манчестере. Физические исследования лежат в области молекулярной физики. Наблюдал (1800) повышение температуры воздуха при его адиабатическом сжатии и понижение – при расширении. Исследовал свойства водяного пара, первым указал (1801) на различие паров насыщенных и перегретых. Открыл закон парциальных давлений газов (1801), закон зависимости растворения газов от их парциального давления (1803, закон Дальтона), независимо от Ж. Гей-Люссака – один из газовых законов (1801): при постоянном давлении все газы с повышением температуры расширяются одинаково. Установил, что атомы одного и того же химического элемента имеют одинаковые свойства. Ввёл понятие атомного веса и составил первую таблицу атомных весов элементов (1803). Предложил обозначения для атомов химических элементов, но они не получили распространения. Впервые описал (1794) дефект зрения, названный дальтонизмом.

7 сентября. 170 лет со дня рождения немецкого физика-экспериментатора Августа Тёплера. Работы посвящены оптике, молекулярной физике, электричеству, акустике. Предложил (1867) так называемый метод свилей для изучения оптических неоднородностей среды (метод Тёплера), представляющий собой вариант теневого метода. Изобрёл (1865) вакуумный насос с ртутным поршнем (насос Тёплера). Построил индукционную машину (1865), виброскоп для наблюдения за колебаниями звучащих тел, сирену как источник звука заданной частоты (сирена Тёплера), воздушный демпфер к гальванометру и др.

11 сентября. 115 лет со дня рождения советского физика Александра Саввича Предводителева. Работы относятся к молекулярной физике, теплофизике, газо- и гидродинамике, физике горения, физике твёрдого тела, истории и методологии физики. Предложил метод решения задач гомогенного горения. Выдвинул идею коллективных взаимодействий в конденсированных системах, предложив различные континуальные модели теплового движения. Получил обобщённое уравнение состояния. Создал многотомные «Таблицы термодинамических функций воздуха», широкое применявшиеся на практике. Разработал метод описания акустической дисперсии в жидкостях и газах, очень эффективный при решении многих задач физической акустики.

13 cентября. 150 лет тому назад родился немецкий физик Артур Кёниг. Работы относятся к физиологической оптике, психофизике, теории цветов. Исследовал смешение цветов, распределение цветов по яркости в спектре. Был сторонником теории цветового восприятия Юнга–Гельмгольца. Разработал методы определения модуля упругости и гравитационной постоянной.

21 сентября. 205 лет со дня рождения русского физика и электротехника Бориса Семёновича Якоби. Родился в Германии. В 1834 г. переехал в Кёнигсберг, с 1837 г. жил и работал в Петербурге. Работал в области электромагнетизма и его практического применения. Изобрёл (1834) электродвигатель с вращающимся рабочим валом, открыл явление возникновения обратной ЭДС, построил лодку с электродвигателем, имевшим мощность 1 л.с. Изобрёл (1838) гальванопластику и много сделал для внедрения её в печатное и монетное дело, художественный промысел. Сконструировал ряд телеграфных аппаратов, одним из первых построил подземные (кабельные) телеграфные линии, в частности, линию Петербург– Царское Село длиной около 25 км. Много сделал для создания отечественного электротехнического оборудования, построил ряд электротехнических приборов – вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров, регулятор сопротивления и т.п. Его работы сыграли важную роль в организации электротехнического образования в России.

22 сентября. 215 лет со дня рождения английского физика Майкла Фарадея. Исследования в области электричества, магнетизма, магнитооптики, электрохимии. Впервые осуществил (1821) вращение магнита вокруг проводника с током и проводника с током вокруг магнита, создав тем самым лабораторную модель электродвигателя. Открыл (1831) явление электромагнитной индукции. В последующие годы подробно изучил открытое им явление и установил законы электромагнитной индукции, открыл (1835) экстратоки при замыкании и размыкании и установил их направление. Экспериментально доказал тождественность известных тогда видов электричества: «животного», «магнитного», термо-, трибо-, гальванического. Опыты с прохождением тока через растворы кислот, солей и щелочей привели его к открытию (1833) законов электролиза (законы Фарадея). Ввёл понятия: подвижность зарядов (1827), катод, анод, ионы, электролиз, электролиты, электроды (1834). Изобрёл (1833) вольтаметр. Открыл диа- (1845) и парамагнетизм (1847). Обнаружил (1845) явление вращения плоскости поляризации света в магнитном поле (эффект Фарадея), первое экспериментальное доказательство связи между светом и магнетизмом, что положило начало магнитооптике. Первым в 30-х гг. ввёл понятие поля, употребил термин «магнитное поле» (1845), отчётливо сформулировал свою концепцию поля (1852). Для описания электрических и магнитных явлений ввёл представление об электрических и магнитных силовых линиях, которые он считал реально существующими. Создатель учения об электромагнитном поле. В мемуаре «Мысли о лучевых колебаниях» высказал (1846) идею об электромагнитной природе света. Обнаружил (1837) влияние диэлектриков на электрическое взаимодействие (поляризацию диэлектриков) и ввёл понятие диэлектрической проницаемости. Высказал мысль о распространении электрического и магнитного взаимодействий через промежуточную среду. Экспериментально доказал (1843) закон сохранения электрического заряда. Близко подошёл к открытию закона сохранения и превращения энергии, высказав (1840) мысль о единстве сил природы (различных видов энергии) и их взаимном превращении.

24 сентября. 95 лет со дня рождения советского физика Семёна Александровича Альтшуллера. Работы относятся к радиоспектроскопии и парамагнетизму, в частности, ядерному магнетизму. Совместно с И.Е.Таммом предположил (1934), что нейтрон имеет магнитный момент, и правильно оценил знак и величину этого момента. Совместно с Б.М.Козыревым и С.Г.Салиховым обнаружил (1948) влияние сверхтонких магнитных взаимодействий на спектры электронного парамагнитного резонанса. Дал теорию акустического парамагнитного резонанса (1952). Предложил метод получения сверхнизких температур, основанный на адиабатическом размагничивании ядерных спинов ван-флековских парамагнетиков. Совместно с другими исследовал при помощи мандельштам-бриллюэновского рассеяния света эффекты узкого фононного «горла» и фононной «горловины» в парамагнитных кристаллах.

24 сентября. 205 лет со дня рождения русского математика и механика Михаила Васильевича Остроградского. Основные работы в области математического анализа, математической физики, теоретической механики. Решил ряд важных задач гидродинамики, теории теплоты, упругости, баллистики, электростатики, в частности, задачу распространения волн на поверхности жидкости (1826). Получил дифференциальное уравнение распространения тепла в твёрдых телах и жидкостях. Доказал (1828) теорему о преобразовании интегралов. Известен теоремой Гаусса–Остроградского в электростатике. Развил принцип возможных перемещений, вариационные принципы механики, в частности, сформулировал (1850) общий вариационный принцип для консервативных систем. Затрагивал также теорию чисел, алгебру и теорию вероятностей.

29 сентября. 105 лет со дня рождения итальянского физика Энрико Ферми. Родился в Риме, окончил Пизанский университет, до 1938 г. работал в Италии, после эмигрировал в США. Работы в области атомной и ядерной физики, статистической механики, физики космических лучей, физики высоких энергий, астрофизики, технической физики. Разработал (1925, независимо от П.Дирака) статистику частиц с полуцелым спином (статистика Ферми–Дирака), дал (1928) приближённую схему описания и расчёта основного состояния многоэлектронных атомов (модель атома Томаса–Ферми). Один из основоположников квантовой электродинамики, разработал (1929–1930) канонические правила квантования поля (подход, отличный от схемы Гейзенберга–Паули). Создал (1933–1934) количественную теорию бета-распада, положившую начало теории слабых взаимодействий. Открыл (1934) искусственную радиоактивность, обусловленную нейтронами, обнаружил явление замедления нейтронов и дал его теорию (Нобелевская премия 1938 г.), высказал идею о получении в результате облучения урана нейтронами новых (заурановых) элементов, открыл (1936) селективное поглощение нейтронов. Экспериментальные работы положили начало нейтронной физике. Создал (1939) количественную теорию ионизационных потерь энергии заряженными частицами, учитывающую поляризацию вещества. Тогда же независимо от Ф.Жолио-Кюри, Л.Сцилларда и других экспериментально доказал, что при делении ядер урана медленными нейтронами излучаются 2–3 новых нейтрона, и доказал возможность осуществления цепной ядерной реакции деления урана. Впервые зарегистрировал (1941) нейтроны, испускаемые при спонтанном делении. Вместе с Г.Андерсоном выполнил цикл исследований по замедлению и диффузии нейтронов в графите, разработал метод определения критических размеров реагирующей среды (экспоненциальный опыт Ферми). Построил первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. получил самоподдерживающуюся цепную реакцию. Положил начало нейтронной оптике и нейтронной спектроскопии. Раскрыл (1949) механизм ускорения первичных частиц в космических лучах, разработал теорию происхождения космических лучей и создал (1950) статистическую теорию множественного образования частиц (мезонов). Проводил исследования взаимодействия пионов с протонами, открыл (1952) первый адронный резонанс – изотопический квадруплет. Вместе с Ч.Янгом предложил (1949) первую составную модель элементарных частиц, в которой в качестве фундаментальных частиц рассматривались нуклоны и антинуклоны (модель Ферми–Янга).

29 сентября. 105 лет со дня рождения советского физика-экспериментатора Льва Васильевича Шубникова. Работы посвящены физике твёрдого тела и физике низких температур. Разработал метод выращивания монокристаллов из расплава (метод Обреимова–Шубникова). Совместно с де Гаазом открыл (1930) осцилляции электрического сопротивления висмута в магнитном поле при температуре жидкого гелия (эффект Шубникова–де Гааза). Пионер советской физики низких температур. Успешно освоил криогенную технику, установил гелиевые и водородные ожижители, положил начало широким исследованиям в области сверхпроводимости, низкотемпературного магнетизма, физики криогенных жидкостей. Получил жидкий водород (1931), жидкий гелий (1932), первым в нашей стране начал изучать физические свойства сжиженных газов, в частности, измерил (1934) вязкость жидкого азота, кислорода, оксида углерода, аргона, метана, этилена. Совместно с Ю.Н.Рябининым (практически одновременно с В.Мейсснером и Р.Оксенфельдом) непосредственно показал (1934), что в сверхпроводящем состоянии магнитная индукция в металле равна нулю. Установил (1934–1937) основные особенности поведения однородных сверхпроводящих сплавов в магнитном поле, открыл существование у них двух критических магнитных полей и так называемой фазы Шубникова (по сути, экспериментально открыл сверхпроводники II рода). Получил (1936) первое доказательство гипотезы Сильсби о природе разрушения сверхпроводимости током. Первым наблюдал (1935) антиферромагнетизм. Совместно с Б.Г.Лазаревым измерил (1936) ядерный магнитный момент твёрдого водорода.

В.Н.БЕЛЮСТОВ,