Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2006
Межпредметные связи

МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

И.В.ВАСИЛЬКОВА,
г. Челябинск

Межпредметные связи

Пропедевтические курсы физики и географии. 5-й класс

Предметная система преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школе в целом обеспечивает возможность формирования у учащихся определённой системы научных знаний и умений. Но несогласованность школьных учебных программ по физике, химии, биологии, географии, отсутствие взаимосвязанности, преемственности и единой интерпретации понятий, законов и теорий приводит к отрывочности знаний школьников, отсутствию единой научной картины мира и понимания закономерностей его развития и, как следствие, к неспособности комплексно применять знания и практические навыки, полученные при изучении основ естественных наук в школе. В преодолении этих недостатков важная роль принадлежит межпредметным связям (МПС). Покажем это на примере интеграции физики и географии в части проведения интегративных уроков – проблемных, уроков-путешествий (в том числе путешествий вместе с исследователями материков и океанов), информационных (скорее, мини-лекций), практикумов, конференций, уроков-игр.

  • Урок-конференция на тему «Время» проводится учителями физики и географии совместно – после изучения тем «Вращение Земли» по географии и «Измерение времени» по физике.

Цель урока – систематизировать, углубить теоретические знания, помочь школьникам лучше осознать закономерности развития природы, способствовать развитию мышления путём обобщения ранее полученных знаний и умений по географии и физике. Учащиеся не только закрепляют имеющиеся знания, но в результате их обобщения и переосмысления обязательно приобретают новые.

Класс делится на три группы, которые получают опережающие задания:

I группа – изготовить по своему проекту различные виды часов (песочные, огненные, водяные, солнечные) (учитель физики);

II группа – подготовить сообщения на тему «Из истории часов» (учитель физики);

III группа – подготовить сообщения по темам «Биологические часы», «Ориентирование по природным объектам», «Влияние изменения времени на здоровье человека» (учитель географии).

Организация урока. Выслушиваются сообщения учащихся, по их ходу дети делают краткие записи и выполняют схемы. Например, после сообщения «Причины изменения времени» составляется схема «Основные единицы счёта времени»; после сообщения «Из истории часов» – «Виды часов», а во время рассказа демонстрируются изготовленные виды часов. После каждого сообщения класс задаёт выступающему вопросы, вносит исправления или дополнения.

В конце занятия учителя организуют обобщение всего прослушанного. Например, каждая группа делает коллаж, отвечая на вопрос «Что нового мы узнали на уроке?», затем по два представителя от группы демонстрируют свой коллаж и комментируют свои выводы.

План урока-конференции на тему «Время»

1. Причины изменения времени.

2. Приборы, необходимые для измерения времени.

3. Из истории часов (солнечные, песочные, огненные, водяные, механические и др.).

4. Биологические часы.

5. Ориентирование во времени.

6. Влияние изменение времени на здоровье человека.

  • Урок-ролевая игра на тему «Солнечная система», проводится при изучении тем «Небесные тела» по географии и «Измерение длины» (строение Солнечной системы, расстояние до планет) по физике.

Цель урока – дать учащимся представление о Солнечной системе, её составе и возникновении.

Урок проводится как презентация планет. Учащиеся получают опережающие задания – подготовить сообщения-роли.

Организация урока. В начале изучения нового материала учащиеся прослушивают рассказ «Солнца» (от первого лица) о Солнечной системе: её возникновении и входящих в её состав планетах. Затем по очереди выходят «Планеты земной группы» с рассказом о себе, «Земля» выходит с «Луной» и рассказывает о себе «Луне». Потом «планеты» перемешиваются, и «Солнце» просит учащихся помочь ему поместить каждую «планету» на свою орбиту.

В конце урока в качестве закрепления нового материала можно предложить самостоятельную работу в группах, например, в четырёх. Каждая группа выбирает один из четырёх конвертов и выполняет находящиеся там задания: дана планета и предложения, из которых нужно отобрать только те, которые характеризуют именно её. Затем каждая группа наклеивает вырезки на лист бумаги и по очереди зачитывает свой результат классу.

  • Уроки-игры по правилам можно провести при изучении темы «Что такое природа» – на усвоение цифровых величин, определение силуэтов – в виде кроссвордов, путешествия по карте, викторины. Урок-викторину целесообразно провести в начале учебного года при изучении тем «Введение» и по географии, и по физике.

Цель урока – углубить знания учащихся о естественных науках, объектах их изучения, значения в познании природы.

Урок ведёт «Аполлон – покровитель наук и искусств» (учитель). Перед учащимися ставится проблема: «Какая из естественных наук главная?» – предлагается выполнить ряд познавательных заданий, ответить на вопросы:

1. Вспомните, что мы называем наукой?

2. Выполните задания:

– Заполните таблицу «Неживые и живые тела»

Неживые тела

Живые тела

МЕЛ

СТРЕКОЗА

   

(Белка, ворона, глина, вода, муха, воздух, берёза, камень, Солнце, Луна, лягушка, песчинка, одуванчик, оса.)

– Прочитайте названия тел и подчеркните одной чертой названия природных тел, а двумя чертами – названия тел, созданных человеком: песок, графин, стакан, Луна, вода, кирпич, камень, лёд, проволока, облако, дом.

– Заполните таблицу «Твёрдые тела, жидкости и газы».

Твёрдые тела

Жидкости

Газы

МЕЛ

БЕНЗИН

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

     

(Вода, нефть, молоко, глина, водяной пар, керосин, уголь, песок, лёд, кислород, водород, камень.)

– Напишите, какие явления неживой природы можно наблюдать осенью.

3. Вспомните, какие науки о природе вы знаете. Какая их этих наук главная? Аргументируйте ответ.

4. Прослушайте стихотворение и ответьте на поставленный в нём вопрос.

Прошу мне ответить

Без всякой заминки:

Ракета сложнее

Или проще травинки?

Вы скажете сразу:

Ракета сложнее,

Она и нужнее, она и важнее;

Она состоит из мильона деталей!

Её миллион человек собирали.

Тогда вам услышать,

Быть может, в новинку,

Что сделать нельзя

Полевую травинку.

Верней, для травинки

Найдутся детали,

Но вы соберёте травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринки –

Кусочка от этой

Зелёной травинки.

Выходит, травинка

Сложней, чем ракета.

Как просто всё это.

Как сложно всё это.

Е.Ефимовский

  • Урок-практикум на тему «Инструменты и приборы, необходимые для изучения природы» проводится двумя учителями-предметниками при изучении темы «Введение» по географии и по физике (методы и приборы физических исследований).

Цели урока – познакомить учащихся с приборами и инструментами, необходимыми в научных исследованиях; научить работать с оборудованием, приборами; проводить опыты, измерения, наблюдения; делать выводы; оформлять работу в тетради; соблюдать правила техники безопасности.

Организация урока. Вначале вспоминают о методах исследования природы, которые рассматривались на предыдущем уроке. Затем учащиеся из предложенного оборудования выделяют приборы и инструменты, которые можно использовать для изучения объектов природы (определение ширины, длины, высоты, веса и т.д.), и под руководством учителей проводят собственные исследования, соблюдая правила техники безопасности. Затем, отвечая на вопросы «Что делали? Что наблюдали?», делают записи в тетради, соблюдая требования, которые предъявляются к оформлению результатов опытов. В конце урока можно рассмотреть вопрос о роли алхимиков в развитии эксперимента, выслушав сообщения учащихся, подготовленные заранее по опережающим заданиям, и обсудить вопросы: «Только ли из жажды богатства алхимики искали секрет “философского камня”? Сделали ли алхимики что-нибудь полезное для науки?»

  • Урок-практикум на тему «План местности» по географии (топографический план) проводится с использованием знаний, полученных на уроках физики (измерение, точность измерений, единицы площади и т.п.).

Цели урока – ознакомиться с условными топографическими знаками объектов на плане местности.

Организация урока. В начале урока учитель знакомит с основными условными топографическими знаками и правилами их изображения. В результате появляется рисунок-конспект нового материала на доске, выполняя который в тетрадях, учащиеся тренируются в изображении условных знаков. Затем изучение условных топографических знаков плана местности продолжается в разнообразных тренировочных упражнениях. Например:

– Замените слова топографическими знаками. «Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли ещё версту. Лес перешёл в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановившись, они стали всматриваться в землю. Пред ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья...» (А.Рыбаков. Бронзовая птица.)

Использование межпредметных связей в обучении географии и физики является необходимым дидактическим условием и средством активизации учебной деятельности для более глубокого и всестороннего усвоения основ этих наук в школе; систематизации знаний учащихся; формирования умений осуществлять широкий перенос знаний смежных предметов; развития самостоятельного познавательного интереса.

 

.  .