Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2006
Школьное физическое общество как форма внеклассной работы

М.В.МАКСИМОВА,
школа № 29, г. Якутск

Школьное физическое общество как одна из форм внеклассной работы

Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, и однажды вспыхнувшая искорка в глазах твоего ученика может погаснуть, если её не поддержать, вовремя не развить интерес. Один неверный шаг – и мы не сможем помочь ребёнку самоопределиться и, конечно же, самореализоваться. А отсюда и низкие показатели успешности на уроках, олимпиадах, экзаменах, невысокий конкурс в вузы по специальности «Физика».

При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету, в частности, в рамках школьного физического общества (ШФО).

Задачи ШФО:

– пропаганда научных знаний среди учащихся школы;

– воспитание интереса к познанию мира, к углублённому изучению физики через знакомство с историей возникновения и развития научных и технических идей, с жизнью и деятельностью великих учёных и новаторов техники; конструирование, изготовление, ремонт приборов и установок для школьного кабинета; организация вечеров и утренников с демонстрацией занимательных опытов;

– развитие навыков научно-исследовательской и самостоятельной работы с научной литературой, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; обучение методике обработки полученных данных.

Для повышения мотивационного уровня учащихся к занятиям по физике необходимо: 1) учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и индивидуально-психологические особенности; 2) создать среду, побуждающую ребёнка к занятиям физикой во внеурочное время.

Положение о ШФО

1. Работу общества возглавляет учитель-предметник.

2. ШФО может иметь своё название, эмблему, девиз, значок, гимн и устав.

3. Членами общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в ШФО и рекомендованные учителем физики.

4. Для приёма в ШФО устанавливается определённый порядок.

5. Высшим органом ШФО является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается Совет для руководства работой.

Формы работы ШФО

Работа ШФО строится по двум основным направлениям: работа школьников в секциях (количество секций и тематику их работы утверждает Совет); пропаганда научных знаний среди учащихся. Рассмотрим работу возможных секций (по 6–8 человек каждая, актив пополняется в процессе работы).

Лекторское бюро. Задача – подготовка популярных лекций по новейшим достижениям науки и техники, истории физики и техники. Каждый член бюро должен подготовить за год 2–3 лекции с демонстрациями и иллюстрациями. При составлении плана работы секции прежде всего надо установить сроки первого этапа, в течение которого все члены должны подготовить первую лекцию и обсудить её на заседании лекторского бюро (доступность для широкой аудитории, оформление ТСО, эмоциональность, возможность дифференциации содержания с учётом возраста учащихся). Тематику лекций следует вывесить в учительской. Классные руководители и учителя начальных классов, ознакомившись с ней, могут подать председателю бюро заявки с указанием темы лекции и даты классного часа.

Лекторская деятельность даёт возможность учащимся совершенствовать и расширять свои знания, развивать ум, память, логику суждений, язык и дикцию. Члены лекторского бюро учатся самостоятельно работать с литературой, проекционной аппаратурой.

Теоретический отдел. Задача – углубление знаний учащихся, интересующихся физикой. Работа членов секции состоит в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции или на расширенном заседании Совета ШФО во время «Декады физики». Общественным выходом работы секции являются научные конференции.

Бюро научной и технической информации. Задача – систематическое ознакомление учащихся с новыми открытиями и изобретениями в области физики, астрономии, техники. Члены секции должны регулярно просматривать научно-популярные журналы, оформлять стенд «Новости науки и техники», регулярно обновлять его.

Члены секции оповещают учащихся об очередных научно-технических радио- и телепередачах. Наиболее интересные можно записать на магнитофон или видео. Они также информируют о знаменательных датах физического календаря: помещают материалы о жизни и научной деятельности учёных и изобретателей, запусках космических кораблей, введении в строй новых заводов и т.д.

Члены секции организуют устные журналы для школьников разных классов.

Секция любителей задач. Члены секции по очереди подбирают интересные задачи и решают их на заседаниях секции. Важный этап – организация, подготовка и проведение школьной физической олимпиады, участие в городской олимпиаде.

Секция занимательной физики. Члены этой секции изучают творческое наследие Я.И.Перельмана: собирают материал о замечательном популяризаторе науки, решают предложенные в его книгах задачи, ставят опыты. Проводят в младших классах викторины, часы занимательной физики, являются инициаторами и главными организаторами школьных вечеров занимательной физики.

Конструкторское бюро. Учащиеся изготавливают и ремонтируют физические приборы, а также создают приборы и установки по просьбе учителей других предметов, выполняют заказы других секций ШФО при организации вечеров, выставок и т.д. Проводят школьные конкурсы на лучший самодельный прибор или макет.

Секция администраторов. Члены этой секции организуют массовую работу по физике со школьниками: проведение экскурсий, физических вечеров, конференций, встреч и т.д. Фактически члены этой секции координируют всю внеклассную работу по предмету. Они являются первыми помощниками учителя физики и даже могут заменить его при подготовке докладов, проведении репетиций и т.д.

Физические газеты

Научное общество должно иметь свою стенную газету, которая освещает его работу и расширяет кругозор учащихся в области применения законов физики. Как и другие формы внеклассной работы, выпуск физических газет развивает у учащихся интерес к предмету, способствуют выработке навыков работы с литературой, умения в сжатой форме изложить содержание прочитанного.

Программа деятельности

Первое заседание общества, на которое приглашаются все, – организационное, выявляющее направления интересов. Ребята отвечают на вопросы опросника:

1. Чем привлекает тебя предмет «Физика»?

2. Какое направление интересует:

– теоретическое (глубокое понимание и объяснение явлений, работа с литературой);

– практическое (применение теории в быту, технике, изготовление приборов);

– умение работать с приборами;

– логическое осмысление физики через решение задач.

Далее учитель знакомит с целями и задачами общества, секциями, даёт время подумать, определиться с выбором. Например, у нас детей больше всего привлекают опыты, эксперимент, объяснение причин наблюдаемых явлений природы. После того как цели и задачи перед каждой секцией поставлены, выбраны председатель ШФО и председатели секций, приступаем к реализации программ.

  • Лекторское бюро:

– выявление у учащихся 5–8-го классов интереса к явлениям природы;

– разработка курса лекций по интересующим темам (с демонстрациями, рисунками, плакатами);

– подготовка сообщений;

– их прослушивание и обсуждение на секции;

– классификация тем по классам;

– выход с лекциями по классам.

  • Бюро научной и технической информации:

– изучение литературы по новейшим открытиям и изобретениям, знаменательным датам физического календаря;

– сбор необходимой информации;

– оформление стенда;

– организация устных журналов.

  • Занимательная физика:

– изучение работ Я.И.Перельмана;

– оформление посвящённой ему стенгазеты;

– вычленение наиболее интересного материала с объяснением и демонстрацией опытов;

– выход в классы;

– подготовка на основе собранного материала викторин для классов с учётом уровня подготовки учащихся.

  • Конструкторское бюро:

– выявление испорченных приборов, распределение их по разделам физики;

– ремонт приборов;

– обучение учащихся чтению электросхем;

– изготовление самодельных приборов, организация их выставки;

– ремонт бытовой техники.

  • Теоретический отдел:

– обучение написанию реферата, доклада; показ их отличий;

– предложение тем рефератов: об учёных; о явлениях природы; об открытиях.

– подготовка рефератов, докладов;

– консультации учителя;

– проверка работ;

– выработка тезисов;

– выступление с обсуждением в секции;

– организация ученических конференций.

  • Любители задач:

– подбор трудных и интересных задач, их решение;

– отбор из накопленных задач вариантов для школьных олимпиад;

–  отбор участников городских олимпиад.

  • Администраторы:

– приглашение интересных людей;

– организация экскурсий на предприятия;

– организация и проведение тематических вечеров, конференций, встреч.

Конечные результаты деятельности ШФО будут выражаться в следующих показателях:

  • педагогических:

– участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

– повышение учебной успеваемости;

– выбор специальности, связанной с физикой;

  • психологических:

– повышение мотивации;

– умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;

– умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

– высокая работоспособность;

– умение защищать свои убеждения.

В заключение хотелось бы отметить, что данная форма работы с учащимися помогает лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, позволяет выявить одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески развивать этот интерес. Пройдя данный этап, заинтересовав ребят, можно переходить к следующему, качественно новому: готовить учащихся через работу в ШФО к профессиональному самоопределению, ориентировать членов общества на выбор профессии, связанной с физикой, развивать интерес к избранной специальности, помогать приобрести знания и умения в интересующей области.

Литература

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.

Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991.

Филатова Е.В., Буянова Т.Я., Красношлыкова О.Г. – Завуч, 2003, № 1.

_____________________________________________

Организованное учителем физики Мариной Владимировной Максимовой ШФО успешно функционирует с 2002 г.

.  .