Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2006
Звёздное небо в апреле

(Звёздные карты и описания звёздного неба даются примерно на 22ч 15 апреля в Москве.)

С 26 марта наша страна живёт по летнему времени, которое в Москве на 1 ч 30 мин опережает среднее солнечное (или на 2 ч – поясное московское время и на 1 ч – декретное). 1 апреля 2006 г. – 2 453 826-й юлианский день. Солнце в Москве и в пунктах, расположенных на широте Москвы, восходит в 7ч 01м, а заходит в 20ч 07м по московскому летнему времени. Истинный солнечный полдень, когда Солнце пересекает небесный меридиан и достигает максимальной высоты над горизонтом, наступает в 13ч 33м. Так как астрономические сумерки на широте Москвы длятся 1 ч 12 мин до восхода и после захода Солнца, то начало астрономических наблюдений, когда появляются самые слабые звёзды на небе, наступает в 21ч 20м. 30 апреля – 2 453 825-й юлианский день. Солнце заходит в 21ч 06м, истинный полдень наступает в 13ч 27м, сумерки длятся около 1 ч 26 мин, поэтому по-настоящему небо предстаёт во всей своей красе только после 22ч 30м. В самых северных районах, за Полярным кругом, наступают белые ночи, граница которых опускается всё южнее и южнее; в конце месяца она уже будет проходить по 60-й параллели. 18 апреля Солнце переходит из созвездия Рыб в созвездие Овна, а 19 апреля – из зодиакального знака Овна в знак Тельца. Среди религиозных праздников, приуроченных к астрономическим явлениям, отметим Пасху, которая католиками празднуется в первое воскресенье после полнолуния, следующего за первым новолунием после дня весеннего равноденствия, а православными христианами – в следующее воскресенье. Итак, день весеннего равноденствия наступил в этом году 20 марта, первое новолуние после него – 28 марта, а полнолуние – в среду 13 апреля, так что в воскресенье 16 апреля как раз и наступит католическая Пасха, а 23 апреля – православный праздник Пасхи.

Фрагмент древнеримского саркофага: Диоскуры (Близнецы)

Фрагмент древнеримского саркофага: Диоскуры (Близнецы).

Выйдем на улицу около 22ч и посмотрим на область неба над головой вблизи зенита. В точке зенита нет примечательных звёзд, здесь можно разглядеть малоизвестные слабые звёзды созвездия Большой Медведицы – , , . Ближе всего к зениту расположена звезда . Семь ярких звёзд Ковша Б.Медведицы находятся к востоку от зенита. Между Малой и Б.Медведицами, на северо-востоке, вытянулся Хвост созвездия Дракона. Между звёздами и Б.Медведицы можно увидеть планетарную туманность М97 (Сову).

Созвездие Гончих Псов выделяется одной яркой звездой – (Сердце Карла II). В этом созвездии в небольшой телескоп можно найти вторую по яркости на небе спиральную галактику М51, которая находится между звёздами Гончих Псов и Б. Медведицы, её блеск около 8m.

На западе вблизи зенита выделяется созвездие Возничего с яркой Капеллой (), на юго-западе – созвездие Близнецов, на юге, вблизи меридиана, – созвездие Рака, в котором сейчас находится Сатурн, и созвездие Льва.

Созвездия вблизи зенита

Интересна история открытия колец Сатурна, которая произошла ровно 350 лет назад. Построив свой первый телескоп в 1610 г., Г.Галилей сразу же навёл его на Сатурн, самую известную в ту пору далёкую планету Солнечной системы. Он заметил необычную форму планеты: казалось, что с обеих сторон планеты видны два шара. В ожидании, пока ему удастся объяснить это явление, он назвал Сатурн по этой причине тройственной планетой и объявил о своём открытии следующей номограммой: Smaisnermclmbpobta-levmibvneuvgttaviras.

И.Кеплеру очень хотелось разгадать эту загадку, и он составил из этих букв следующую фразу: Salve umbestineum geminate Martia proles! – Привет вам, близнецы, порождение Марса! Он полагал, что Галилей открыл два спутника Марса, в существовании которых Кеплер был уверен. Впоследствии Галилей указал порядок букв в номограмме: Altissimum planetam tergeminum observavi – Самую высокую из планет я наблюдал в виде тройчатки. В своём письме к герцогу Тосканскому он писал: «Когда я наблюдаю Сатурн, то средняя звезда кажется мне самой большой; две же другие, расположенные одна на востоке, а другая на западе, по линии, не совпадающей с направлением зодиака, по-видимому, касаются её. Это как будто два служителя, помогающие старому Сатурну совершать его путь и остающиеся постоянно по обе его стороны. При меньшей трубе звезда кажется удлинённою, в виде оливки».

Галилей не смог распознать колец вовсе, т.к. в 1612 г. они расположились к нам ребром и совершенно исчезли из-за крайней тонкости. В этот период Галилей вообще ничего особенного по обе стороны от Сатурна не увидел. Он совершенно растерялся и стал уже думать, что был введён в заблуждение плохим качеством оптических стёкол своего телескопа. Глубоко разочарованный, он перестал заниматься Сатурном и умер, так и не узнав о существовании колец. Многие астрономы того времени делали попытки обнаружить около Сатурна то, что видел Галилей, но всё было напрасно. И только в 1659 г. Гюйгенс в первый раз дал его описание и сделал верное объяснение явления. Свои наблюдения он начал в 1656 г., в котором кольцо уже не представлялось ребром. Первый рисунок кольца был сделан им в 1657 г. И он также скрыл своё открытие под следующей номограммой: Aaaaaa, cccc, d, eeeee, g, h, iiiiiii, IIII, mm, nnnnnnnnn, oooo, pp, q, rr, s, ttttt, uuuu. Только через три года он объявил, что эта номограмма означала: Annulo singitur tenui, nusquam cohaerente, ad eqlipticam inclinato – Он окружён тонким кольцом, не прикасающимся к нему и наклонённым к эклиптике.

Так была закончена история с открытием кольца Сатурна. В честь Галилея и Кассини названы космические аппараты. «Галилео» доставила к Сатурну космическую станцию «Кассини», которая исследует саму планету, её кольца и спутники.

Посмотрим на созвездия над южной стороной горизонта. Для этого встанем спиной к Полярной звезде. Сейчас мы можем проследить за эклиптикой, которая в это время года проходит высоко над горизонтом. Начнём с созвездия Девы (низко над горизонтом на юго-востоке). Ярчайшая звезда этого созвездия Спика () только что взошла. Западнее и выше находится яркое и хорошо узнаваемое созвездие Льва. Оно выделяется четырьмя яркими звёздами, расположенными в вершинах гигант-ской небесной трапеции. Самая яркая () была названа Коперником Регулом, или Царской звездой. Вторая по блеску – Денебола (, от арабского дзанаб аль азадхвост льва). Следующее зодиакальное созвездие, через которое проходит эклиптика, – Рак. Оно неприметно, но сейчас там находится Сатурн, поэтому созвездие легко найти. Восточнее Рака легко узнать созвездие Близнецов. В этом созвездии эклиптика достигает максимальной высоты над горизонтом. В нём находится точка летнего солнцестояния Рак, в которой Солнце бывает 22 июня. Самые яркие звёзды – Кастор () и Поллукс (). Западнее находится созвездие Тельца с ярким Альдебараном ().

Созвездия над южной частью горизонта (на широте Москвы)

Хотелось бы сказать несколько слов о созвездии Близнецов. Дело в том, что в короткие летние ночи бывают несколько дней, когда можно увидеть восходящий утром Кастор, в то время как Поллукс находится под горизонтом. В то же самое время, вечером, низко над горизонтом, на северо-западе можно увидеть Поллукс, когда Кастор уже исчез под горизонтом вместе с Солнцем. Компоненты этой близкой пары звёзд несколько дней видны по отдельности, утром и вечером. Эта особенность была отмечена в античных легендах.

Сыновья Зевса (по-гречески Диоскуры[Диоскуры] – близнецы Полидевк (у римлян – Поллукс) и Кастор, сыновья Зевса и Леды (чтобы соблазнить Леду, Зевсу пришлось превратиться в Лебедя), братья Елены (Елены Прекрасной, из-за которой началась Троянская война) и Клитемнестры. (По другому варианту легенды, Полидевк и Елена родились от Зевса, а Кастор и Клитемнестра – от Тиндарея, царя Спарты и супруга Леды.) Братья вернули похищенную Елену, участвовали в походе аргонавтов за золотым руном, во время которого Полидевк (Поллукс), искусный кулачный боец, победил сына Посейдона Амика. Во время «разборки» из-за похищения невест у своих коллег по походу аргонавтов Идаса и Линкея, Полидевк сразил Линкея, но Кастор пал от руки Идаса. Полидевк, не желая пережить брата, попросил Зевса о смерти. Царь богов взял бессмертного Полидевка на небо (он же был его сыном!). Но тот из любви к брату (смертного, сына земного царя) отдал Кастору часть своего бессмертия. Они стали созвездием Близнецов и попеременно появляются на небе в виде утренней и вечерней звёзд. Культ Диоскуров (Близнецов) был широко распространен в Греции и за её пределами. В Спарте их почитали как защитников государства и покровителей воинов и мореходов. Их именем был назван древнегреческий город Диоскурия (современный Сухуми на Чёрном море). В Риме существовал храм Диоскуров. В искусстве их изображали красавцами. В современном языке диоскуры – неразлучные друзья.

Итак, ещё раз пройдёмся по зодиакальным созвездиям – Тельца, Близнецов, Рака, Льва и Девы, – через них Солнце будет проходить соответственно в мае, июне, июле и августе.

Под эклиптикой, от Девы до Рака, протянулось  самое длинное созвездие земного  неба – Гидра. Самая  яркая   звезда этого созвездия Альфарад () находится под созвездием Льва. Заметная группа звёзд – Голова Гидры – расположена под созвездием Рака, чуть восточнее Проциона – Малого Пса.

На юго-западе блистает небесный охотник Орион, пояс которого – из трёх звёзд – указывает на самую яркую звезду земного неба Сириус – Б.Пса, который почти касается горизонта и скоро зайдёт. Между Сириусом и Проционом расположено неприметное созвездие Единорога. Здесь находится кольцеобразная галактика АМ 0644-741. Вид галактики ставит перед нами очевидный вопрос: каким образом галактики принимают кольцеобразную форму? Итак, чуть в стороне от центра снимка мы видим яркую, голубого цвета галактику, окружённую гигантской кольцевой структурой диаметром около 150 000 св.лет. Она состоит из только что образовавшихся массивных звёзд огромной светимости (см. фото). Как считают астрономы, такая кольцеобразная структура может образоваться, когда галактики сталкиваются: одна, меньшая, проходит через другую. При этом столкновении звёзды внутри галактик сталкиваются очень редко, а межзвёздный газ испытывает сильное возмущение. От места столкновения по большой галактике, т.е. по межзвёздному газу и пыли, бежит наружу волна плотности, похожая на ту, которая бежит по поверхности воды, когда в неё бросают камень. В этой волне плотности условия благоприятны для образования звёзд. Вместе с волной плотности наружу бежит волна звёздообразования, имеющая кольцеобразную форму, которую мы и наблюдаем. Галактика АМ0644-741 лежит на расстоянии около 300 млн св.лет от нас.

Фото Кольцеобразной галактики АМ 0644-741

Фото Кольцеобразной галактики АМ 0644-741, полученное с помощью космического телескопа им. Хаббла (http://sai.msu.su/apod/ap051022.html)

Если встать лицом на север, то над горизонтом мы увидим созвездия, которые блистали вечерами высоко над южной частью горизонта осенью и зимой. Небесный меридиан над точкой севера пересекает Цефей. Лебедь с ярким Денебом опустился до минимальной высоты в нижней кульминации и сейчас начинает подниматься выше. Денеб является незаходящей звездой на московских широтах и севернее. Андромеда касается горизонта на северо-западе и вот-вот зайдёт. Западнее хорошо различим заходящий Овен. Вытянутая цепочка звёзд Андромеды указывает на созвездие Персея. Между Персеем и Цефеем бросается в глаза заметный рисунок созвездия Кассиопеи. К востоку от меридиана восходят созвездия, которые будут блистать на юге в летние месяцы. Восходит Лира с яркой Вегой (), на северо-востоке появился Геркулес, Северная Корона и Волопас. Между Геркулесом и Малой Медведицей хорошо заметна Голова Дракона – астеризм созвездия Дракона.

Созвездия над южной частью горизонта (на широте Москвы)

Планеты

Меркурий, завершив очередную петлю, продолжает прямое движение по созвездию Водолея. Несмотря на то, что 8 апреля планета удалится на 28° к западу от Солнца вдоль эклиптики (наступит западная элонгация), Меркурий в средних широтах не будет виден.

Венера совершает прямое движение по созвездию Водолея, её блеск составит около –4,2m, и видеть её можно на западе, низко над горизонтом, в течение 40–50 мин.

Марс движется по созвездиям Тельца и Близнецов, блеск планеты составит около 1,5m, его можно будет видеть весь вечер до часу ночи.

Юпитер движется попятно по созвездию Весов, т.к. 4 мая произойдёт противостояние планеты, то её можно видеть всю ночь. Блеск Юпитера составит –2,5m. Самое время проводить его телескопические наблюдения. В школьный телескоп можно попытаться увидеть Большое Красное Пятно – гигантский вихрь, который наблюдают вот уже 400 лет. Хорошо видны самые крупные галилеевы спутники Юпитера. Интересно понаблюдать в течение нескольких суток за изменениями в их взаимном расположении.

Сатурн движется по созвездию Рака, в начале месяца попятно, а после 5 апреля меняет попятное движение на прямое, блеск планеты составляет 0,2m, она видна ночью, заходя под горизонт после 2ч. Кольцо Сатурна благоприятно повернуто к наблюдателям, и будет хорошо видно в форме эллипса с соотношением осей 1 : 2,8. В школьный телескоп можно попытаться увидеть самый большой спутник – Титан.

Уран движется попятно по созвездию Водолея, его расположение не благоприятствует наблюдениям.

Нептун движется попятно по созвездию Козерога, а Плутон попятно, около звезды Змеи. Обе эти планеты нельзя увидеть в школьные телескопы.

Метеоры

Виргиниды (по лат. названию созвездия Девы – Virgo) активны с 1 февраля по 30 мая, максимум приходится на середину и конец февраля (до 10 мет./ч). Виргиниды представляют собой целый комплекс малоизученных эклиптикальных роёв. Активность устойчива, благодаря чему поток удобен для отработки техники наблюдений и представляет собой интересный объект для исследования. Наблюдается всю ночь – медленные яркие метеоры и болиды. Радиант расположен западнее Спики ( Девы). Лучше наблюдать вблизи и после полуночи.

-Виргиниды активны весь апрель с максимумом 11 апреля (до 7 мет./ч.) Метеоры резко очерчены, жёлто-оранжевые, медленные, без следов. Радиант восточнее Спики, лучше производить наблюдения после полуночи.

Аквилиды (по лат. названию созвездия Орла – Aquila) активны с 19 по 23 апреля, без отчётливого максимума (до 5 мет./ч). Этот хорошо заметный поток связан с кометой 1844 II. Наблюдается после полуночи.

Сагиттиды-1 (по лат. названию созвездия Стрелы – Sagitta) активны с 19 по 23 апреля, без отчётливого максимума (до 6 мет./ч). Поток связан с кометой Каролины Гершель 1790 и, возможно, с кометой 1853 II.

Лириды активны 19–24 апреля, радиант этого одного из самых известных потоков находится около звезды Веги ( Лиры). Максимум активности приходится на 22 апреля. Так как созвездие Лиры поднимается высоко над горизонтом около 5ч утра, то наблюдения лучше всего проводить во вторую половину ночи, под утро.

Проф. В.М. ЧАРУГИН,
МПГУ, г. Москва
charugin@yandex.ru

Фазы Луны

Из древнеримской поэзии

...Дедал и сына учил:
«Полетишь серединой пространства!
Будь мне послушен, Икар: коль ниже ты путь свой направишь,
Крылья вода отягчит; коль выше – огонь обожжёт их.
Посередине лети!
Запрещаю тебе на Боота
Или Гелику смотреть и на вынутый меч Ориона».

ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН

? В Древнем Риме Боот – это созвездие Волопаса, Гелика – созвездие Большой Медведицы. В какие месяцы могли летать Дедал и Икар? Расскажите об интересных объектах, находящихся в созвездиях Ориона, Волопаса и Большой Медведицы.

***

Ежели кто-нибудь там об изгнаннике помнит Назоне,
Если звучит без меня в Городе имя моё,
Пусть он знает: живу под созвездьями, что не касались
Глади морей никогда, в варварской дальней земле...

ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН

? О каких созвездиях идёт речь в данном отрывке? (Ответ. Овидий так называет созвездия Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду.)

***

...Жить бы мне, жить наконец в покое, довольствуясь малым,
Не обрекая себя долгим путям никогда,
От восходящего Пса под летнею тенью деревьев
Прятаться возле ручья, что близ усадьбы бежит...

АЛЬБИЙ ТИБУЛ

? Когда на небе появляется созвездие Большого Пса? Расскажите об интересных объектах, находящихся в созвездии Большого Пса.

А.И.СЁМКЕ
г. Ейск, Краснодарский кр.

.  .