Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2006
Во имя бессмертия и славы твоей, Земля!

В.Д.КРАСИЛЬНИКОВ,
СОШ с. Юрьевка, Белгородская обл.

Во имя бессмертия и славы твоей, Земля!

Ведущий 1. Мы живём в эпоху научно-технической революции. Стремительное развитие физики и астрофизики (вслушайтесь: астрофизика) вводит нас в круг всё более необычных, диковинных явлений. Систематическое их обнаружение становится нормой современного естествознания. Всё с большей отчётливостью проявляется картина «невидимой» Вселенной.

Ведущий 2. Мы живём ожиданием новых открытий, новых законов природы, разработок принципиально новых научных теорий.

Ведущий 3. К сожалению, ответить на этот вопрос с достаточной определённостью практически невозможно. Как справедливо заметил академик Г.И.Наан, открытия потому являются открытиями, что они, как правило, неожиданны, и потому непредсказуемы. А ведь именно неожиданные открытия и меняют лицо науки, вводят нас в новые неизведанные регионы «всё более странного мира».

Ведущий 1. Не случайно один из крупнейших физиков современности академик П.Л.Капица любил подчёркивать, что самые важные и интересные открытия – это те, которые нельзя предвидеть. И повторял при этом слова принца датского Гамлета: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Ведущий 2. Вероятно, не может быть человека, которого не интересовало бы его будущее. Такого рода любознательность, я думаю, заложена в нашей человеческой природе. Основа всех открытий, больших и маленьких, – любознательность.

Ведущий 1. Я думаю, что самыми любознательными были те, кто «рвался в небо». Можно вспомнить Дедала и Икара, Леонардо да Винчи, Константина Эдуардовича Циолковского и многих других.

Ведущий 2. Что может быть столь разным и столь единым? Почему людей всегда притягивают звёзды? Почему в звёздную ночь мы, как заворожённые, не можем отвести глаз от ярких мерцающих точек в небе? Может быть, это наша генетическая память даёт о себе знать? Может быть, на Земле мы, люди, – пришельцы и нам хочется вернуться к звёздам? Всего сорок с небольшим лет как человек «шагнул в космос», а кажется, что это случилось давным-давно. Стали привычными полёты к Международным космическим станциям, а ведь каждый полёт – героический поступок.

Ведущий 1.

Покидаем мы Землю родную
Для того, чтоб до звёзд и планет
Донести нашу правду земную
И земной наш поклон и привет,
Для того, чтобы всюду победно звучал
Чистый голос любви,
Долгожданный сигнал:

Ведущий 2.

Я - Земля!
Я своих провожаю питомцев,
Сыновей, Дочерей.
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!

Ведущий 1. Немало лет прошло с тех пор, как в нашу речь вошли слова «космонавт» и «космонавтика». В переводе с греческого слово космонавтика означает космос (космос) + кораблевождение (кораблевождение).

Ведущий 2. В огненном смерче срывались со стартовых площадок могучие ракеты, унося в космическое пространство первые искусственные спутники Земли, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами.

Ведущий 1. Ещё Леонардо да Винчи пытался подняться в небо. Испытания окончились неудачно – помощник Леонардо после испытаний долго залечивал переломы.

Ведущий 2. Но мечта людей не только подняться в воздух, но и преодолеть притяжение Земли, сбылась 12 апреля 1961 г.

Ведущий 1.

Далеки, высоки наши цели,
С нами вместе на звёздном пути
Те, что жизни своей не жалели
И Земле помогли расцвести.

Ведущий 2. Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой первый в истории полёт вокруг Земли на корабле «Восток». Многовековая мечта людей о полёте к звёздам осуществилась. Сказку сделал былью смоленский парень, гражданин нашего Отечества. Вся планета восхищалась его подвигом. Имя Гагарина сразу стало известным всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным.

(Ученики читают отрывки из стихотворения Р.Рождественского «Пятнадцать минут до старта».)

Ученик 1.

Ведь дело не в том,
Что для нас уже мало Земли.
Что воздух – не сладок!
Что свищут не так соловьи! –
Нет!
Слышишь, Земля! –
Неудачи и муки стерпя, на дальних планетах узнаем мы тайны твои...
Земля, я люблю тебя очень!
Ты жди.
Я вернусь, но в эти минуты прощальные вот что скажу:
все тайны Вселенной откроем мы скоро.
Клянусь!
Я верю в науку и правду, которым служу...
Чем встретишь, когда я вернусь к материнской груди?
Разгулом весенней грозы?
А может, не этим?
А может, пока я в пути, судьба человечества ляжет плашмя на весы?!
Расколется атом, живое испепеля!
Всё прошлое, всё настоящее канет во тьму!
И я возвращусь в тишине.
Возвращусь ни к кому...

Ведущий 2. Он вернулся. Вернулся назло всему, хотя первые космические корабли были далеки от совершенства. Хотя всегда был риск не вернуться... Он вернулся! Он никогда не считал себя особенным и лучшим.

Ученик 2.

Нет, я не лучше других.
Я самый обычный...
До старта не месяц, не день...
Турбины взревут – я умчусь в непроглядную тьму.
С собой заберу я огромную мудрость людей.
Тепло их сердец, их силу с собой я возьму.
И всё это правда, как то, что секунды спешат, как то, что завтра опять заалеет восток...

В атаке всегда кто-то делает первый шаг.
И это не подвиг, а просто-напросто долг.
Ну я не шагну, так рядом другой шагнёт.
Я встану за ним, и армия встанет за мной!
Трубач затрубит над бескрайнею ширью земной, и ясное знамя отчаянно полыхнёт...

Так вышло, Земля: я первым в космос шагну.
Шагну, как в атаку, –
Счастливый и молодой.
Итак, начнись, закипи над планетой, высокая песня!
Победная песня космических первых атак!
Всё будет в порядке.

Ведущий 2. Постой, ну а если...

Ученик 3.

Что <если>?
Давай, договаривай!
Хочешь сказать, что, увы, бывают случайности?
Первый полёт – не пустяк.

Что я не привык ещё быть на таких скоростях?
Что холод – суров?
Что межзвёздные дали – мертвы?
Могу оступиться?
Могу не вернуться?
Могу навеки остаться в могильной космической мгле?
Я всё это знаю.
Но слышишь, Земля, я не лгу!
Я верю в науку и разум людской на Земле.
Я всё это знаю.
Я всё это взвесил уже.
Надёжны штурвалы космического корабля...
Я всё это знаю.
И страха – ни капли в душе.
Крылатое время уже наступило, Земля!
А если случится, а если так выйдет,
что я прощанье скупое в глухой микрофон прокричу,
и сердце взорвётся, и жизнь оборвётся моя, –
ты думаешь это людей остановит?!
Ничуть!
Они будут злее.
Они будут вновь коротать недели и месяцы, ватманы расстеля.
И нянчить детей.
И о звёздных полётах мечтать...

Ученик 4.

Сигнал. Мне пора...
Я мечтал о больших скоростях.
Ведь если меня испугает бездонная синь, ты первая скажешь:
«Он трус. Он мне больше не сын».
Живые и мёртвые этого мне не простят.
И всё это правда, как то, что секунды спешат.
Как то, что завтра опять заалеет восток...
В атаке всегда
Кто-то делает первый шаг.
И это не подвиг, а просто-напросто долг!
Ты будешь жить, как и прежде, часы торопя.
Но скоро поймёшь, для чего, ты поймёшь,
что не зря люди – земнее земных – покидали тебя
во имя бессмертья и славы твоей, Земля!
Я заново память свою пред тобой пролистал,
глазастые звёзды мерцают, дразня и маня.

Ведущий 1. Он стал героем космоса благодаря своей воле, настойчивости и верности мечте. Она зародилась ещё в детстве.

Ведущий 2: К полёту в космос готовился не один Юрий Гагарин. Готовился целый отряд дублёров.

Ученица (читает стихотворение Ю.Друниной «Дублёры»).

Последние шутки, объятья –
У нового старта опять
Прощаются звёздные братья.
Не просто им руки разнять.
– Счастливо! Мы встретимся скоро!
Венере и Марсу привет! –
И чуть грустновато дублёры
Глядят улетающим вслед.
И снова им жить в ожиданье,
Им снова не вышел черёд...
Но время придёт, на заданье
Дублёров Россия пошлёт.
И новые звёздные братья
У новой ракеты опять
Почувствуют вдруг, что объятья
У старта не просто разнять.
Притихнут родные просторы,
Ударит немыслимый свет,
И будут другие дублёры
Глядеть улетающим вслед...

Ведущий 1. Может возникнуть вопрос: почему именно Гагарин? Ведь в отряде космонавтов были не менее достойные. Ответ в данном случае до смешного прост: Гагарин был невысоким, а космический корабль «Восток-1» и был рассчитан на человека невысокого. Удача улыбнулась Гагарину.

Ведущий 2. Гагарин стал лётчиком, затем попал в отряд подготовки космических полётов. Подготовку он проходил в первой группе космонавтов. С успехом прошёл он испытания в сурдокамере, на стремительной центрифуге, полёты на невесомость.

Ученик (читает стихотворение М.Светлова «В час рассвета»).

Созвездия блуждали в вечной мгле,
Казалось им, безмерный счёт потерян...
Мы первыми сумели на Земле
Открыть Вселенной запертые двери.
За облаками в светлом серебре
Торжественно проходит час рассвета...
Теперь я знаю – на любой заре
Каёмка знамени моей Страны Советов.

Ведущий 1. Оказавшись один в небывалом до того рейсе, Гагарин думал об огромной ответственности первооткрывателя космических трасс. Это была ответственность перед всеми людьми на Земле.

Ведущий 2. Но голос его звучал спокойно: «Полёт проходит нормально. Вижу горизонт Земли. Такой красивый ореол!»

Ведущий 1. Совершив по орбите полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, корабль Гагарина благополучно приземлился. Космическая эра началась!

Ученица (читает стихотворение М.Светлова «Звёздная дорога»).

Как огородники грядку за грядкой,
Освоили мы тайны всех дорог.
Летит Гагарин. На него украдкой
Глядит скомпрометированный бог.
Я счастлив оттого, что есть орбита,
Что я подвижен и что я кручусь,
Что я земной, друзьями не забытый
И в очереди к счастью нахожусь.
Мне эта ситуация знакома, –
В теченье долгом трудового дня
Из космоса, как из родного дома,
Товарищ русский смотрит на меня.
Как хороша ты, звёздная дорога!
Летит Гагарин. Он устал чуть-чуть,
И перед ним торжественно и строго
Блестит кремнистый лермонтовский путь.

Ведущий 2. За Гагариным в космос полетели другие. Первый космонавт радовался успеху своих друзей, мечтал о новых полётах, готовился летал. Однако трагическая гибель оборвала его короткую, но яркую жизнь. Он прожил всего 34 года! След от этой жизни остался навсегда – и на Земле, и в космосе. (Звучит песня «Звёзды Гагарина.»)

Ведущий 1. При полёте в космос человек попадает в непривычные для него условия. При взлёте, пока не преодолено земное притяжение, космонавт испытывает сильную вибрацию – весь корабль дрожит.

Ведущий 2. Космонавта оглушает рёв могучих моторов. Его вес увеличивается в несколько раз. Но вот корабль вышел на околоземную орбиту. Вместо шума моторов – необычная тишина. Кончились перегрузки – и тело вдруг потеряло свой вес.

Ведущий 1. Космонавту нужно привыкать к невесомости. В космосе обстановка непривычна не только для организма, но и для психики. Сможете ли вы, например, в течение месяца жить в отрыве от всего земного, в одиночестве? Не испортится ли настроение от того, что в течение долгого времени нельзя сменить отсек космического корабля на шумную улицу или зелёный прохладный лес, полный звуков и запахов?

Ведущий 2. Многие из нас даже 45 минут урока с трудом высиживают, так и хочется почувствовать свободу. Чтобы выдержать, космонавту необходимы идеальное здоровье, огромная физическая выносливость. Будущие космонавты готовятся к полётам долгие годы. Они постоянно занимаются разными видами спорта, прыгают с парашютами.

(Звучит песня «Знаете, каким он парнем был!»)

Ведущий 1. Гагарин летал на одноместном космическом корабле «Восток». Затем летали на «Восходах». Два советских корабля «Союз» образовали экспериментальную станцию. Штурм космоса продолжается, на орбиту вышла первая в мире орбитальная станция «Салют».

Ведущий 2. Человек всегда мечтал о небе, о крыльях. Кто не слышал о легендарных Дедале и Икаре?

Ученик (читает стихотворение Л.Мартынова «Дедал»).

..........................................

Откуда эта юность вышла
И к цели движется какой?
И тут сказал мне еле слышно
Старик, задев меня рукой:
– С Икаром мы летели двое,
И вдруг остался я один:
На крыльях мальчика от зноя
Растаял воск. Упал мой сын.
Я вздрогнул:
– Что вы говорите?
– Я? Только то, что говорю:
Я лабиринт воздвиг на Крите
Неблагодарному царю.
Но чтоб меня не заманили,
В тот лабиринт, что строил сам,
Себе и сыну сделав крылья,
Я устремился к небесам.
Я говорю: нас было двое,
И вдруг остался я один,
На крыльях мальчика от зноя
Растаял воск. Упал мой сын.
Куда упал? Да вниз, конечно,
Где люди по своим делам,
Стремясь упорно и поспешно,
Шагали по чужим телам.
И ринулся я вслед за сыном.
Взывал к земле, взывал к воде,
Взывал к горам, взывал к долинам.
«Икар! – кричал я. – Где ты, где?»
И червь шипел в могильной яме,
И птицы пели мне с ветвей:
«Не шутит небо с сыновьями,
Оберегайте сыновей!»
....................................................................................
И как ни ярок был прожектор,
Его я больше не видал:
Исчез крылатый архитектор,
Воздухоплаватель Дедал!

Ведущий 2. Тысячи автоматических аппаратов послали советские исследователи в космос. Автоматические разведчики рассказали нам много нового о Луне, Солнце и планетах Венере и Марсе.

Ведущий 1. Сейчас проведём викторину «Что знаем мы о космосе?»

Кто самым первым долетел до Солнца? (Икар.)

На каком корабле летал Гагарин? («Восток».)

Как звали собак, впервые полетевших в космос? (Белка и Стрелка.)

Как называлась космическая станция, просуществовавшая 15 лет и затопленная 23 марта 2005 г.? («Мир».)

Назовите первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова.)

Сколько советских женщин побывало в космосе? (Две: Валентина Терешкова, Светлана Савиц-кая.) [Лётчик-космонавт РФ, герой России Елена Кондакова дваж-ды побывала в космосе: в 1994–1995 гг. – на корабле «Союз ТМ-17» – и в 1997 г. – на корабле «Спейс Шаттл». – Ред.]

Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов.)

Как на Западе называют космонавтов? (Астронавтами.)

Как называется американский корабль многоразового использования? («Шаттл»: shuttle – челнок.)

Кто был вторым космонавтом? (Герман Титов.)

Как называется планета Солнечной системы, находящаяся ближе всех к Солнцу? (Меркурий.)

На какой планете «будут яблони цвести»? (На Марсе.)

Как называется современная космическая станция, находящаяся на орбите с космонавтами? (МКС – Международная космическая станция.)

Перечислите планеты Солнечной системы. (Меркурий...)

Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

Может ли звезда упасть? (Нет.)

Что такое «падающая звёзда»? (Метеор.)

Какие космические тела вы знаете? (Планеты, астероиды, звёзды, метеоры, метеориты, болиды, кометы.)

С какой скоростью распространяется свет? (300 000 км/с.)

Что называется галактикой? (Галактики – это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации.)

Как называется оптический прибор для исследования космических тел? (Телескоп.)

Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия.)

Чему равна первая космическая скорость? (7,9 км/с.)

Что означает первая космическая скорость? (Минимальная скорость, необходимая для того, чтобы тело начало обращаться вокруг планеты, например, Земли, не падая на неё, на «нулевой» высоте – радиус орбиты равен радиусу планеты.)

Ведущий 1. Учитель физики очень внимательно слушал ваши ответы, самым активным будут выставлены оценки.

Ведущий 2. А закончить наше мероприятие хочется словами «Космического марша» В.Н.Войновича: «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы».

.  .