Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2006
Информационно-иллюстрированные задания

Приёмы и методы

В.А.БЛИНОВА,
СОШ с. Конь-Колодезь, Липецкая обл.

Информационно-иллюстрированные задания

Не секрет, что физика многим учащимся обычной школы кажется самым трудным предметом. Одной из причин, на мой взгляд, является насыщенность школьного курса идеальными абстрактными объектами: с первых уроков главными «действующими лицами» являются физическое тело и материальная точка, которые куда-то и зачем-то движутся, взаимодействуют и т.п. А чего стоит чёрно-синее оформление учебников! Хочется, чтобы дети воспринимали физику не как предмет, от которого некуда деться, а как универсальную науку, способную объяснить многое вокруг нас и в нас.

Всем известна сила зрительного восприятия. Мы говорим, что человек смотрит на мир, даже в тех случаях, где точнее было бы говорить о других ощущениях. Известно и то, что детям ближе образное мышление, данное им природой. Включить интеллект через образ помогают информационно-иллюстрированные задания, когда информация к размышлению представляется в виде иллюстрации – с текстом или без текста. Главное, это должно быть интересно, красиво, полезно и затрагивать как можно большую сферу природных явлений и человеческой деятельности. К иллюстрации предлагаются задания – качественные или расчётные, различного уровня сложности. Повышенный уровень сложности отмечается звёздочкой. Для приобщения учащихся к чтению научно-популярной литературы указывается источник информации. Применяю я задания такого рода на уроках при проверке знаний, даю в качестве домашнего задания, вывешиваю в кабинете физики на стенде «Физика – это интересно!» в разделе «Проверь себя».

Примеры заданий

  • Планета Сатурн (9-й класс, тема «Искусственные спутники Земли»)

Этот снимок Сатурна и его замечательной системы колец был сделан с помощью телескопа им. Э.Хаббла 1 декабря 1994 г. В это время в районе экватора Сатурна происходила буря. За последние 200 земных лет на Сатурне наблюдались три столь большие бури.

Планета Сатурн

Год на Сатурне равен 28 земным годам. а) Определите ускорение свободного падения на Сатурне, масса которого 95,2 массы Земли, а радиус 58 000 км.
б
) Вычислите первую космическую скорость для этой планеты.

Решение

а)

б)

  • Яркая окраска птичьих перьев и крыльев бабочек (11-й класс, тема «Волновая оптика», вопросы из журнала «Юный техник»)

Яркая крыльев бабочек

а) Начало трудам немецкого химика Клеменса Петтенкофера положил случай. Однажды в Гамбургском порту на палубе только что пришвартовавшегося судна он увидел разложенные для просушки яркие шкурки удивительных тропических птиц. Больше всего его поразили перья колибри, переливающиеся всеми оттенками синего цвета. У химика тотчас же родилась мысль извлечь из них синий красильный пигмент и создать на его основе необыкновенно яркие краски. Петтенкофер закупил всю партию «мягкой рухляди», заплатив немалые деньги, поскольку в прошлом веке в Европе было модно украшать перьями дамские шляпки, и перья были в большой цене.

Двадцать лет работал настойчивый учёный: растирал птичьи перья в ступке, обрабатывал кислотами, вымачивал в спиртах и эфирах, кипятил в различных жидкостях, но на его перепачканных и прожжённых во многих местах халатах, которых он за эти годы сносил немало, так и не появилось ни одного синего пятнышка. Петтенкоферу не удалось извлечь ни крошки пигмента!

б) В красочной палитре крыльев бабочек нет и малой доли красящего пигмента. Откуда же такое многоцветье?

Ответы

(За окраску перьев птиц и крыльев бабочек ответственны два фактора: пигментация и интерференция в тонких плёнках. Обычная, не «сияющая» на солнце окраска, обусловлена наличием в клетках пигментных зёрен (меланина – чёрный пигмент – и различных хроматофоров). При изменении угла зрения такая окраска не меняется. Павлины и другие «цветные» птицы, животные и явления (вроде радуги или мыльных пузырей) помимо цвета обладают так называемой структурной окраской. Например, у павлина каждое перо имеет центральный стебель со множеством зубцов на каждой из сторон. Каждый зубец состоит из слоёв с двумерной кристаллической структурой – прутиков меланина, связанных белком кератином. Количество прутиков и интервалы между ними определяют цвет отражённой световой волны (для павлинов – это зелёный, золотисто-жёлтый, коричневый и ярко-синий). То же и у некоторых видов бабочек: их крылья покрыты тысячами микроскопических прозрачных чешуек-зеркалец, попадая на которые, свет отражается от верхней и нижней поверхностей и интерферирует. Все волны, не удовлетворяющие условию конструктивной интерференции, поглощаются, и бабочка приобретает металлическую «неоновую» окраску. Рекордсменами по самой яркой в мире окраске являются представители южноамериканского рода Morpho, сверкающие голубым металлом и имеющие размер до 15–18 см, и австралийский Papilio ulysses. Это явление широко используется и в технике – для нанесения просветляющих покрытий на бинокли и другие оптические устройства. – Ред*.) (*См. сайты: http://data.ufn.ru//ufn73/ufn73_6/Russian/r736e.pdf; http://bio.1september.ru/article.php?ID=200501801; http://www.inauka.ru/news/article36624.html; http://vivovoco.nns.ru/vv/journal/sciam/papi/papillon.htm)

  • Воздушный шар (9-й класс, тема «Относительность движения)

Воздушный шар

Шар сначала поднимается на высоту 200 м относительно поверхности Земли, а затем относится ветром в западном направлении на расстояние 150 м. Найдите графически путь, пройденный шаром, и его перемещение относительно Земли.

Решение

Путь: s = |AB| + |BC| = 200 + 150 = 350 (м).

Перемещение в системе отсчёта «Земля»:

Валентина Александровна Блинова – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1975 г. по специальности «Физика на французском языке», учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 29 лет. Основная задача педагога — не дать угаснуть в детях их природной любознательности, естественному двигателю прогресса. Педагогическое кредо – обучать, воспитывая. Девиз: «Физиком ты можешь и не стать, но Человеком стать обязан!»

.  .