Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2005
Механические явления

А.Р.Акжигитов,
гимназия № 13, г. Волгоград
mr_sun@mail.ru

Механические явления

Методы обучения решению задач. 8-й класс

При решении задач учащиеся нередко испытывают трудности в выборе правильной формулы, к тому же одной далеко не всегда можно обойтись, приходится искать связи величин, привлекать другие формулы. Известен способ систематизации учебной информации через блоки взаимосвязи, вариант которого я и хотел бы предложить.

Перед началом изучения темы предлагаю учащимся сделать брошюру из набора блоков-«паутин» (что нетрудно при наличии копировальной техники): 1-я страница – титульный лист (название раздела, в котором изучаются механические явления, – «Механика»), 2-я страница – структура школьного курса «Механики» (три основных раздела – «Кинематика», «Динамика», «Колебания» – с указанием полных названий и аббревиатур блоков взаимосвязи); 3–10-я страницы – блоки взаимосвязи.

Я разрешаю ученикам использовать эти блоки при выполнении контрольных работ, т.к. считаю, что заучивание формул не имеет смысла: что толку знать саму формулу (выученную), если не умеешь её применять? Формулы – справочный материал. Забыл – посмотрел. Ученикам, не занимающимся систематически, эти шпаргалки не помогут (проверено), а для остальных заметно снижается риск сделать ошибку из-за волнения на контрольной работе.

Постоянно наблюдаю такую картину. Ученики, которые знают, что по окончании школы им предстоит продолжать изучать физику, сами отказываются от возможности подсмотреть, стараются больше надеяться на свою память. Но не всем же после школы учить физику! «Гуманитариям» зубрёжка даётся особенно тяжело.

Пока «контролирующие органы» не понимают меня. Очень странно… В наш-то век информации... Ведь говорят повсеместно, что быть умным (и современным) – не значит много знать. Умный человек знает, куда посмотреть, чтобы узнать (умеет находить и обрабатывать информацию). Показательный пример описан в сборнике «Физики шутят»: «Никак не могу найти себе помощника, – пожаловался однажды Эдисон Эйнштейну. – Каждый день заходят молодые люди, но ни один не подходит». «А как вы определяете их пригодность?» – поинтересовался Эйнштейн. Эдисон показал ему список вопросов: «Кто на них ответит, тот станет моим помощником». «Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго? – прочёл Эйнштейн и ответил: – Нужно заглянуть в железнодорожный справочник. Из чего делают нержавеющую сталь? Об этом можно узнать в справочнике по металловедению…» Пробежав глазами остальные вопросы, Эйнштейн сказал: «Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам».

Привожу пример листов ученической брошюры. (Титульный лист не приводим, так же как и пояснения обозначений на некоторых блоках взаимосвязи, – они общеприняты. Для примера полностью описан блок «Прямолинейное равномерное движение». – Ред.)

Прямолинейное равномерное движение

Прямолинейное равноускоренное движение

Равномерное движение по окружности

Законы Ньютона

Виды механических сил

Импульс

Механическая работа, энергия

Колебания