Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2005
Табличный метод решения задач

Табличный метод решения задач

При изучении закона Ома и расчёте простейших цепей в 8-м классе удобным и результативным методом является заполнение таблиц.

Задача № 1. Найти силу тока в цепи, общее напряжение, напряжение и токи на резисторах, если амперметр показывает силу тока 3 А, а сопротивления резисторов составляют R1 = 7,5 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 6 Ом.

Для решения составляем таблицу, используя условия задачи и зная, что амперметр показывает силу тока на втором резисторе:

R, Oм U, В I, А
1 7,5    
2 10   3
3    6    
Общ.      

Заполнять таблицу начинаем со строки или столбца, содержащего две заполненные клетки. В данном случае определяем напряжение на втором резисторе по закону Ома и заносим результат в таблицу:

U2 = I2 R2; U2 = 10 Ом•3 А = 30 В.

Затем поэтапно выполняем действия и заносим результаты в таблицу:

В итоге получаем:

R, Oм U, В I, А
1 7,5 60 8
2 10 30 3
3   6 30 3
Общ. 11,25 90 8

С целью проверки решения можно рассчитать общее сопротивление цепи, используя формулы параллельного и последовательного соединений проводников:

Rобщ = R1 + R2R3/(R2 + R3);

Rобщ = ... = 11,25 Ом.

Использование таблицы при решении задач удобно наглядностью продвижения в решении, что очень радует учащихся. Таблица позволяет осуществлять проверку на каждом этапе решения по строкам и столбцам, опираясь на закон Ома. Табличное оформление данных организует мышление, готовит к выполнению лабораторных работ и самостоятельной работе с любыми данными. Метод охотно принимается учащимися и используется ими при решении задач в старших классах.

Н.Э.Коган,
ЦО № 345, г. Москва
yakov2002@front.ru