Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №21/2005
Охрана труда учащихся на уроках физики

См. также № 1, 6, 11, 19/05

Е.Л.Болотова,
УРАО, г. Москва
bolotovae@mail.ru

Охрана труда учащихся на уроках физики

Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом дисциплины образовательного процесса, культуры труда. С целью формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, в образовательных учреждениях в обязательном порядке проводится изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности. На уроках физики учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам техники безопасности (ТБ) и выполнении лабораторных и практических работ. Обучение проводится перед началом практических и кружковых занятий, проведения экскурсий. При этом изучаются не только теоретические знания по охране труда, но и конкретные правила ТБ – перед допуском к практической работе. Обучение правилам ТБ во время учебных занятий приводится в виде инструктажа, а также специальных занятий, если практическая деятельность требует особых знаний и навыков.

Нормативной базой, регулирующей отношения субъектов образовательного процесса по вопросу охраны труда, безопасного поведения и ТБ составляют:

– ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» [1]*;

– Приказ Минпросвещения СССР от 27.12.1982 «Об утверждении правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» [2];

– Приказ Минобразования РФ от 04.08.2001 № 2953 «Об утверждении ОСТ 01-2001. Отраслевой стандарт. Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения» и другие документы.

Согласно этим документам личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил ТБ, независимо от того, привели или нет эти нарушения к несчастному случаю, несут директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (учитель физики) и руководитель кружка. Особая роль при этом отводится заведующему кабинетом (лабораторией) физики, учителю физики. Именно эти лица принимают необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий; обеспечивают выполнение действующих правил и инструкций по ТБ и гигиене труда; проводят занятия и работы по ТБ; обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов, санитарное состояние помещений; проводят инструктаж учащихся по ТБ и гигиене труда с последующим оформлением инструктажа в журнале; немедленно извещают руководителей о каждом несчастном случае; несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими обязанностей по охране труда учащихся.

Заведующий кабинетом (учитель физики) обязан по окончании работ отключить электрооборудование, находящееся под напряжением, а уходя, закрыть ключом двери лаборантской и кабинета физики.

Ответственность за соблюдение ТБ при изучении физики возлагается и на лаборанта кабинета физики. Он отвечает за правильность хранения и эксплуатацию оборудования, подготовку его для лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов, профилактику (удаление влаги и пыли, смазка отдельных деталей) приборов и аппаратуры, приспособлений и принадлежностей, наличие средств оказания первой помощи и противопожарного инвентаря. Он следит за выполнением учащимися правил ТБ и гигиены труда.

Вводный инструктаж проводится при первом посещении кабинета в виде лекции или беседы заведующим кабинетом (учителем) физики с целью ознакомления учащихся с правилами ТБ и гигиены труда; с опасными моментами, которые могут возникнуть в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности. Факт его проведения регистрируют в журнале учёта учебной работы.

Инструктаж на рабочем месте может быть первичным и повторным. Первичный инструктаж проводится перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в кабинете физики; повторный – в случае использования при проведении практических работ однотипного оборудования. Такой инструктаж должен быть кратким, содержать чёткие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приёмов выполнения работы и завершаться проверкой знаний учащихся, устным опросом или с помощью ТСО, а также проверкой приобретённых навыков безопасных способов работы. О проведении первичного либо повторного инструктажа на рабочем месте, лицо, его проводившее, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.

При проведении инструктажей необходимо пользоваться Инструкцией по ТБ для учащихся. Данный документ является основным локальным актом образовательного учреждения, устанавливающим требования по охране труда учащихся при проведении занятий. Разрабатывается такой документ администрацией образовательного учреждения.

Учащийся в тексте инструкции должен увидеть полный перечень обоснованных и убедительных предписаний, при выполнении которых ему гарантируются безопасные и безвредные условия труда [3] . Для учащихся инструкции вывешиваются на стендах в кабинете физики.

В приложениях к Правилам по ТБ для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ системы Минпросвещения СССР, утверждённых приказом Минпросвещения СССР от 27.12.1982, помещен текст Типовой инструкции по технике безопасности для учащихся. К основным положениям данного документа относятся следующие нормы:

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить её содержание и ход выполнения.

5. Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянные сосуды (пробирки, колбы) осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишённым изоляции. Не производите пересоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрообрудования, к зажимам отключённых конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте и работе электроприборов пользуйтесь розетками, гнёздами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

Литература

1. Охрана труда в образовательном учреждении: Справочник: Кн. 1. – М.: ИФ «ОвД. Межведомственный информационный бюллетень», 2004.
 2. http://edu.park.ru/. Федеральный портал «Российской образование» (документы).
 3. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.

_______________
Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант-Плюс».
*Введён в действие 1 июля 1991 г.