Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №19/2005
Атмосферное давление

А.В.Пашковская,
школа № 27, г. Ангарск, Иркутская обл.

Атмосферное давление

Урок-эксперимент. 7-й класс

Цели и задачи урока: применение знаний об атмосферном давлении для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире; обеспечение безопасности своей жизни, развитие познавательных интересов, навыков аккуратной работы, коллективных действий, соблюдение техники безопасности, творческих способностей.

Подготовка к уроку. За неделю класс делится на группы (как правило, по 2–3 человека). Каждая группа получает задание – опыт и листок с порядковым номером группы, где ребята напишут свои фамилии. Эти карточки-задания в начале урока собирает учитель и ставит в них оценки за проведение опыта и за ответы. В течение недели ребята могут проделать опыт дома (или в школе, в назначенное время), изготовить необходимые самодельные устройства, представить свои идеи, пояснить их. Используются всевозможные задачники, учебники, дополнительная литература. Перед уроком все необходимые приборы, материалы, химическую посуду учитель подбирает вместе с ребятами и расставляет на отдельном столе.

Ход урока

Короткий организационный этап: учитель напоминает ребятам о необходимости соблюдении техники безопасности при проведении опытов; сообщает, что после демонстрации опыта, все группы в течение минуты обсуждают его, принимают решение и формулируют объяснение. После демонстрации каждого опыта группы обсуждают его результаты и поднимают для ответа руку. Ребята, которые ставили опыт, выбирают отвечающего, если ответ неверен, дают пояснения сами.

1-й опыт. Cамостоятельно делается «поилка для птиц»: бутылку заполняют водой и опускают в ёмкость, из которой будут «пить птицы», немного ниже уровня воды в ёмкости. Как только часть жидкости из ёмкости «отпита» (вычерпана), вода доливается из бутылки сама. Почему?

2-й опыт. Погружают стакан в воду, вода заполняет его частично. Под водой стакан переворачивают вверх дном и медленно поднимают в таком положении. Почему до тех пор, пока края стакана в воде, вода из него не выливается?

3-й опыт. Наливают воду в стакан, закрывают листом бумаги, прижимают его рукой и переворачивают. Держа за дно стакана сверху, убирают руку снизу – вода не выливается. Почему?

4-й опыт. Кладут на стол длинную линейку, сверху – газету, по свободному концу линейки резко ударяют с большой силой – газета рвётся. Почему? (Лучше брать газету большого формата и до начала опыта хорошо её разгладить.)

5-й опыт. В дне пластиковой бутылки (объёмом 1,5–2 л) делают отверстия, бутылку заполняют водой и закрывают крышкой. Крышку открывают – вода льётся струями из отверстий в дне, но перестаёт выливаться, если крышку закрыть. Почему?

6-й опыт. В бутылку из-под кефира опускают зажжённый кусок бумаги (около 10 см2), свёрнутый «гармошкой». Сразу за этим закрывают горлышко бутылки сваренным вкрутую и очищенным яйцом – оно втягивается в бутылку. Почему?

7-й опыт. В ёмкость с водой опускают перевёрнутую вверх дном бутылку, в которую вставлена трубка, так, чтобы горлышко опустилось на 2–3 см ниже уровня воды в ёмкости. Через свободный конец этой трубки начинают откачивать воздух, и вода из ёмкости поднимается в бутылку. Почему? (Можно обратить внимание на то, что в походных условиях таким способом можно набирать воду в бутылку из мелкого ручья.)

8-й опыт. Свечу укрепляют на дне тарелки, наливают в неё воду, зажигают свечу и накрывают стаканом (длина свечи меньше высоты стакана) – вода в стакане поднимается. Почему?

9-й опыт. Надувают мыльный пузырь и пускают его, надувают второй и оставляют на конце трубки. Почему мыльный пузырь на трубке сдувается? При каком условии лопнет летающий мыльный пузырь?

10-й опыт. Берут воронку для переливания жидкостей, соединяют её с трубкой и откачивают из воронки воздух, закрыв её широкий конец листом бумаги. Почему бумага удерживается?

В конце урока подводятся итоги, объявляются оценки, даются комментарии и т.п. В качестве домашнего задания можно попросить ребят поискать дома устройства, в которых используется действие атмосферного давления (ребята могут принести их или нарисовать).

Литература

Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
Гуревич Е.А. Физика-7. – М.: Дрофа, 1998.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1999.
Малафеев Р.И. Творческие задания по физике в 6–7-х классах. – М.: Просвещение, 1971.
Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2002.


Антонина Васильевна Пашковская

Антонина Васильевна Пашковская – учитель физики в школе гуманитарного профиля с углублённым изучением иностранных языков. Но ребята любят и уроки физики, особенно уроки-эксперименты. Опыты выбираются простые, каждый учитель знает их множество. В старших классах даются карточки-задания, и эксперимент надо и поставить, и объяснить прямо на уроке. Для ребят такие уроки – праздник, они понимают, что могут сами поставить эксперимент, пусть и простой, к тому же каждому помогают друзья и учитель. Антонина Васильевна считает, что конкурс «Я иду на урок» очень полезен, потому что позволяет обмениваться бесценным опытом.