Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №17/2005
Колебательные системы в природе

Конкурс «Я иду на урок»

А.И.Сёмке,

школа № 11, г. Ейск, Краснодарский кр.

Колебательные системы в природе

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ + ГЕОГРАФИЯ,

2 ч.

8-й класс. Естественнонаучный профиль

Правильнее было бы, на наш взгляд, назвать урок «Периодические системы». – Ред.

И на колебания надо решиться.
Е.Лец
Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания.
Персидская пословица
Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не доведено до конца.
Академик Д.Лихачёв
Можно двадцать лет колебаться перед тем, как сделать шаг, но нельзя отступить, когда он уже сделан.
А.Мюссе

Образовательная цель урока: ознакомить с новым материалом; продолжить формирование навыков учащихся анализировать источники информации, выполнять эксперимент, работать в группе; закрепить знание ранее изученного материала и умения составлять и решать задачи.

Оборудование: cхемы (строение сердца, дыхательной системы человека), таблицы среднегодовых чисел Вольфа, физический словарик; секундомер, миллиметровая бумага, метроном; телевизор или компьютер с презентацией и видеороликом «Активные процессы на Солнце».

Оформление класса: в кабинете парты расставлены для работы в группах по 3–4 ученика.

Ход урока

1. Подготовительный этап (1–2 мин, объяснение целей и задач урока; формирование пяти групп и раздача рабочего материала).

2. Активизация мыслительной деятельности (5–10 мин)

1. Один гениальный учёный как-то написал о своих часах французскому королю Людовику XIV: «Мои автоматы, поставленные в Ваших апартаментах, не только поражают Вас всякий день правильным указанием времени, но они годны, как я надеялся с самого начала, для определения на море долготы места». А.Зоммерфельд назвал этого учёного гениальным часовым мастером всех времён.

? О ком идёт речь?

Ответ. О великом голландском учёном Христиане Гюйгенсе.

2. Из рассказа Л.Н.Толстого «Три смерти»: «…Пришла весна. По мокрым улицам города, между навозными льдинками, журчали торопливые ручьи; цвета одежд и звуки говора движущегося народа были ярки. В садиках за заборами пухли почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра…»

? Как можно назвать покачивание ветвей?

Ответ. Вынужденными колебаниями.

3. Из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Если земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит…

? К какому виду колебательного движения относятся колыхание стебля и ветвей елей?

Ответ. К вынужденным колебаниям.

4. Из стихотворения В.Кочеткова «Епифановская медь»:

…В декабре,
В глухую пору волчью,
В мартовскую
Заметь-гололедь
По всему СамарскомуЗаволжью
Пела епифановская медь.
Малые с захлёстом тенорили,
Басовито ухал
Великан.
И, крестясь,
Старухи говорили:
– Дан же, окаянному, талант!

? Можно ли колокол считать источником колебаний?

Ответ. Да.

5. – Когда я выйду на пенсию, то не буду абсолютно ничего делать. В течение первых месяцев я буду сидеть в кресле-качалке.

– А потом?

– А потом начну качаться.

? Как называется такое движение?

Ответ. Колебательное движение.

А У , Р Т Е О Т
Ч , Д М А С П А
А Д О И И Т Л П

Ответ: амплитуда, период, частота.

Т t N 1/T
1/ T t N

Пульсация – от лат. pulsatio (толкание, удар).

Метроном – от греч. метрон (мера) [метрон] (мера) и no1moV [номос] (закон).

Диапазон – от греч. номос (закон) [диапасон] – звуковой объём голоса или музыкального инструмента.

Вибратор – от лат. vibrare (колебать, качать, дрожать).

Акустика – от греч. акустикос (слуховой) [акустикос] (слуховой).

3–4. Информационно-практический блок (30 мин)

Школьники изучают информацию по первоисточникам, аккумулируют и обобщают её, после чего проводят «информационный бой» – обсуждение с другими группами. Одновременно с поиском информации группы проводят экспериментальные работы и в ходе «боя» обсуждают результаты (по 5 мин на группу).

Всё можно измерить – периодичность деления живой клетки, частоту биения сердца, время выделения слюны при виде пищи. Но, чтобы знать, как возникает, живёт, умирает организм, как он сосуществует с другими организмами, необходимо сопоставить множество данных, выполненных при наблюдении за ритмами. Ритм – это воспроизведение одного и того же события или состояния через равные промежутки времени.

Отечественный учёный А.Л.Чижевский писал о том, что ритм одинаково присущ как неживой, так и живой природе. Все виды искусства – музыка, танец, архитектура, живопись, поэзия – пронизаны ритмом. Действуя в определённом ритме, человек в любой работе достигает наибольших успехов, т.к. расходует силы наиболее экономно. Ещё на заре истории человечества было замечено, что ритм поддерживается звуками, которые издают орудия труда, например, ударами молота о наковальню. Позже люди стали использовать музыкальные инструменты для поддержания сил при работе. Известно, например, что этруски, населявшие Апеннинский полуостров в I тысячелетии до н.э., месили тесто под звуки флейты. Большим подспорьем в тяжёлой работе у разных народов была песня. Она позволяла подстраиваться под общий ритм и не снижать темп работы.

Периодичность ритмов, в которых существует весь мир, колеблется от долей секунды до сотен миллионов лет. Функции нервной системы млекопитающих, как, например, возбуждение или расслабление, имеют коротковолновые ритмы. Некоторые из них длятся всего 1 мс. А самое продолжительное из известных ритмических колебаний, занимающее около 285 млн лет, относится к движению Солнечной системы. За это время, составляющее галактический год, наша система успевает совершить один оборот вокруг центра Галактики. Вся природа пронизана ритмическими колебаниями: чередование времён года, смена дня и ночи, океанские приливы и отливы, солнечная активность, геологические процессы, землетрясения и др.

В организме человека тоже происходят колебательные процессы, это так называемые биологические ритмы, или биоритмы. Они-то и представляют собой часы, которые невозможно ни увидеть, ни услышать. Что же делают эти биологические часы внутри нас? Хронобиологи обнаружили в человеческом организме более 500 ритмически меняющихся реакций. Одни совершают свой цикл (от греч. циклос (круг) [циклос] – круг) за доли секунды или минуты (колебания биотоков мозга, сокращения сердечной мышцы), другие растягиваются на несколько часов, месяцев, лет. Например, на органы нервной системы человека влияют периоды солнечной активности, пик которых приходится на 11-й год цикла.

Самым наглядным является суточный цикл. Считается, что сутки – как бы маленькая модель года. То есть за 24 часа человек проживает зиму, весну, лето, осень. Зимой резко замедляются биологические процессы в природе, многие животные впадают в спячку. Этому холодному времени года соответствует ночь, ночью организм отдыхает, снижается частота пульса, дыхание становится реже, понижается кровяное давление. Весна – утро жизни. Человек пробуждается, открывает веки, на сетчатку его глаза попадает свет. И тут же активизируется головной мозг, учащается дыхание, из лёгких в кровь поступает больше кислорода, ткани организма освобождаются от накопившихся за ночь шлаков. Постепенно в течение суток то усиливается, то снижается обмен веществ, что отражается на состоянии, настроении, работоспособности.

Учёные путём долгих наблюдений и подробных исследований доказали, что существует единый внутренний график для всех людей. Так, с 10 ч утра до 15 ч – период активной деятельности человека, мозг в это время работает наиболее эффективно. С 13 до 14 ч больше всего выделяется желудочного сока – это время обеда. Час роста, когда быстрее всего растут волосы и ногти, приходится на период с 16 до 17 ч. А время чувств, когда обостряется слух, вкус и обоняние, длится с 17 до 18 ч. С 20 ч многие начинают вспоминать о своих неосуществлённых планах, печалиться об упущенных возможностях, острее, чем в другое время, переживают одиночество. Это час тоски. Но затем, если взять себя в руки, сквозь тучи внутренних переживаний пробивается луч надежды. Настроение выравнивается, можно подумать о завтрашнем дне. Это благодатное время длится до 23 ч. Однако после 23 ч в организме активизируется работа печени и желчного пузыря, человек может стать раздражительным, агрессивным. Поэтому, чтобы не поссориться с кем-нибудь, стоит лечь спать. К тому же время сразу после полуночи – это «час слепоты», когда работа глаз требует дополнительного напряжения, а зрение перенапрягать не стоит.

Каждый из нас ежеминутно производит 16–18 дыхательных движений. Смысл их в том, чтобы обеспечивать внешнее дыхание – первый этап доставки кислорода и последний этап удаления из организма углекислого газа. Но ведь кислород нужен не только клеткам лёгких, и не только эти клетки нуждаются в удалении углекислого газа. То же требуется всему организму, всем остальным клеткам. Посредником в обмене газами между воздухом лёгких и всеми «страждущими» служит кровь. В клетках идёт заключительный этап внутреннего, или тканевого, дыхания: организм отдаёт образующийся в процессе жизнедеятельности углекислый газ и получает кислород. Вдох и выдох регулируются особым отделом продолговатого мозга человека – дыхательным центром. В каждом полушарии дыхательный центр свой – это дополнительная страховка природы на случай повреждения мозга при травме или кровоизлиянии.

Цель работы: определите период и частоту дыхания без физических нагрузок и с ними.

Прибор: секундомер.

Задание: используя секундомер, посчитайте количество вдохов за 1 мин, затем сделайте 10–20 приседаний и снова посчитайте количество вдохов за 1 мин.

Содержание и метод выполнения работы. Дыхательный центр способен менять частоту и силу своих импульсов в зависимости от воздействия на него. Отчасти он подчиняется воле человека. Каждый может задержать или ускорить дыхание при разговоре, пении или просто по желанию. Но более охотно дыхательный центр прислушивается к требованиям организма.

Без нагрузок каждый из нас ежеминутно производит 10–20 дыхательных движений. При физической нагрузке, боли, некоторых расстройствах в процесс дыхания включается дополнительная мышца (вспомогательная дыхательная мускулатура), и количество вдохов увеличивается.

Для определения периода и частоты дыхания необходимо посчитать 3–4 раза количество вдохов N за 1 мин и найти среднее значение Nср. По этим данным вычислить частоту и период дыхания. Затем, выполнив 10–20 приседаний в быстром темпе, повторить расчёт. Результаты занести в таблицы.

Без нагрузки

№ изм. N Nср , Гц Т, с

1

       
2        
3        
4        

С нагрузкой

№ изм. N Nср , Гц Т, с

1

       
2        
3        
4        

Сердце – главный орган системы кровообращения. Ныне это столь очевидно, что споры прежних веков о его предназначении кажутся нелепыми: в Древнем Китае верили, что сердце участвует в пищеварении, в Египте были убеждены, что оно причастно к образованию мочи, а также грудного молока, семенной жидкости и слёз, древние египтяне, индийцы, греки и арабы полагали, что сердце – вместилище души.

Сердце располагается в грудной полости сразу позади грудины. В левой половине грудной полости находится две трети сердца, а одна треть лежит справа. Чтобы узнать размеры своего сердца, достаточно сжать кисть в кулак. Масса сердца взрослого человека составляет примерно 1/200 массы тела – около 300 г. Широкое основание сердца направлено вверх и назад, а суженная верхушка – вниз, вперёд и влево.

Частота сердечных сокращений в покое у взрослого человека – 70 ударов в минуту, у новорождённого 120–140. За всю жизнь сердце в среднем сокращается 3 млрд раз. В минуту сердце взрослого человека перекачивает 4,2 л крови. Но это в состоянии полного отдыха. А при больших физических нагрузках наш «вечный двигатель» может за то же время перегнать и 25–30 л.

По артериям кровь течёт от сердца, а по венам – к сердцу. Стенки артерий эластичны, поэтому они хорошо растягиваются и сокращаются в ответ на колебания артериального давления, возникающие при сокращении сердца. Эти колебания, или пульс, мы можем прощупать у себя на запястье, положив палец на лучевую артерию. Разветвляясь, артерии переходят в капилляры. Общая длина капилляров тела 100 тыс. км. Если их вытянуть вдоль экватора, можно обмотать земной шар 2,5 раза.

Географические циклы

В конце ХIX в. американский ученый Уильям Дэвис предположил, что рельеф как бы проживает целую жизнь – от юности до старости, – при этом проходит целый «цикл эрозии». «Юная», поднятая тектоническими движениями территория начинает разрушаться при внешних воздействиях, главным образом текучей водой (водная эрозия). Так образуется «зрелый» рельеф, для которого характерно сочетание гор с крутыми склонами и глубоких долин. В конце цикла эрозии образуется «старый» рельеф, т.е. равнины с пологими склонами, низкими водоразделами, широкими долинами и медленно текущими реками – пенеплен: от лат. paene (почти) и англ. рlain (равнина).

Периоды, когда на месте гор появлялись равнины, неоднократно повторялись в истории Земли. И каждый раз они сменялись эпохами роста континентов, вздыманиями гор, отступаниями морей. Вершины растущих гор достигали холодных слоёв атмосферы, где выпадавшие на них осадки замерзали: начиналось оледенение, распространявшееся затем на равнины.

Эпохи горообразования и последующего выравнивания составляют глобальный цикл, т.е. цикл, характерный для всей планеты. Считается, что Земля пережила несколько таких циклов, средней продолжительностью около 200 млн лет каждый. О том, почему повторяются эпохи горообразования, единого мнения нет.

Цель работы: определите период и частоту колебаний сердца без физических нагрузок и с ними.

Приборы: секундомер.

Задание: используя секундомер, посчитайте пульс за 1 мин, затем сделайте 10–20 приседаний и снова посчитайте пульс за 1 мин.

Содержание и метод выполнения работы. Частота сердечных сокращений зависит от состояния человеческого организма, физических нагрузок, болевых синдромов и других факторов. Отчасти пульс подчиняется воле человека. Без нагрузок сердце каждого из нас ежеминутно производит от 60 до 100 колебательных движений. При физической нагрузке, боли, некоторых расстройствах пульс учащается.

Для определения периода и частоты сокращения сердечной мышцы необходимо посчитать 3–4 раза количество сокращений сердца N за 1 мин и рассчитать среднее значение Nср. По этим данным вычислить частоту и период колебаний сердца. Затем, выполнив 10–20 приседаний в быстром темпе, повторить расчёт. Результаты занести в таблицы.

Без нагрузки

№ изм. N Nср , Гц Т, с

1

       
2        
3        
4        

С нагрузкой

№ изм. N Nср , Гц Т, с

1

       
2        
3        
4        

Солнечная активность

Количество активных областей и групп пятен на Солнце периодически меняется со временем, повторяясь в среднем примерно через 11 лет. Это явление называется циклом солнечной активности. В начале цикла пятен почти нет, затем их количество увеличивается сначала вдали от экватора, а потом всё ближе к нему. Через несколько лет количество пятен достигает максимума, это так называемый максимум солнечной активности, после чего происходит спад активности.

Солнце не только согревает и освещает Землю. Проявлениям солнечной активности сопутствует возникновение целого ряда геофизических явлений. Потоки заряженных частиц, ускоренные во вспышках, влияют на магнитное поле Земли и вызывают магнитные бури, которые приводят к проникновению заряженных частиц в более низкие слои атмосферы, отчего и возникают полярные сияния. Оказалось, что активные процессы на Солнце, влияя на атмосферу и магнитное поле Земли, косвенным образом воздействуют и на сложнейшие процессы органического мира – как животного, так и растительного. Эти воздействия и их механизм в настоящее время исследуются учёными. (Видеофильм о проявлении солнечной активности или компьютерная презентация на 2–3 мин., см. с. 53.)

5. Практическая работа (1–5-я группы) (15 мин)

Цель работы: определите период, частоту и амплитуду солнечной активности.

Приборы и материалы: миллиметровая бумага, таблицы среднегодовых чисел Вольфа.

Задание: используя таблицы среднегодовых чисел Вольфа, постройте их зависимость от года и рассчитайте амплитуду, частоту и период солнечной активности.

Содержание и метод выполнения работы

Количество пятен и других связанных с ними проявлений солнечной активности периодически меняются. Эпоха, когда число центров активности наибольшее, называется максимумом солнечной активности, а когда их совсем или почти совсем нет – минимумом. В качестве меры степени солнечной активности пользуются так называемыми числами Вольфа W = 10g + f, где g – cуммарное число групп пятен и одиночных пятен, f – полное число пятен.

Диск спокойного Солнца с редкими тёмными пятнами
Диск спокойного Солнца с редкими тёмными пятнами

Рентгеновское Солнце в активной фазе 11-летнего цикла
Рентгеновское Солнце в активной фазе 11-летнего цикла

Солнечное тёмное пятно – выход нового магнитного потока
Солнечное тёмное пятно – выход нового магнитного потока

Оно же крупным планом; видна полутень
Оно же крупным планом; видна полутень

Активная область – группа близких тёмных пятен, где может произойти солнечная вспышка
Активная область – группа близких тёмных пятен, где может произойти солнечная вспышка

Важнейшей особенностью цикла солнечной активности является закон изменения магнитной полярности пятен. В течение каждого цикла все ведущие пятна биполярных групп имеют неодинаковую полярность в северном полушарии и противоположную – в южном.

Ход работы

1. На миллиметровой бумаге постройте зависимость чисел Вольфа от времени (1-я группа – за период 1800–1844 гг.; 2-я группа – за период 1845–1890 гг.; 3-я группа – за период 1891–1930 гг.; 4-я группа – 1931–1970 гг., 5-я группа – 1971–2003 гг.).

2. Определите по графику периоды солнечной активности и рассчитайте средний период солнечной активности.

3. Рассчитайте частоту солнечной активности.

4. По графику определите среднюю амплитуду солнечной активности.

5. Результаты занесите в таблицу. Сделайте вывод о частоте и периоде солнечной активности.

№ пер. T Tср , Гц ср, Гц Т, с
1          
2          
3          
4          

Таблицы среднегодовых чисел Вольфа

Таблицы среднегодовых чисел Вольфа

Продолжение таблицы

6. Закрепление материала (20 мин, работа в группах над решением задач и составлением одной с общим обсуждением результатов).

1. Землетрясения – это мощные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре. Чаще всего землетрясения бывают в районах горообразования. Земля резко сотрясается, появляются трещины. Они бывают настолько широкими, что в них может провалиться автомобиль. Землетрясения возникают в местах соприкосновения платформ. При сильном давлении происходят тектонические движения и тектонические разрывы (трещины). При смещении и ломке структуры горных пород возникают сейсмические волны. Мощные толчки вызываются поперечными волнами, но наиболее разрушительны продольные волны, напоминающие морские.

? Можно ли землетрясение отнести к колебательному движению?

Ответ. Да.

2. Сила землетрясения оценивается по 12-балльной шкале Рихтера. Незаметные толчки, выявляемые только приборами, оцениваются в 1–2 балла. Умеренные толчки, вызывающие дребезжание стёкол, раскачивание люстр и т.п., – в 4–5 баллов. Сильные толчки с появлением трещин в стенах – в 6–7 баллов. При катастрофических толчках (8–12 баллов) разрушаются здания, раскалывается земная поверхность (Ашхабадское 1948 г., Армянское 1988 г. землетрясения). В год случаются тысячи землетрясений, но лишь 20–30 из них сильные.

? Определите частоту колебаний при 4-балльном землетрясении, если от этих толчков заметно раскачалась люстра, длина подвеса которой равна 80 см.

Ответ. 0,56 Гц.

3. У обыкновенной амёбы обнаружен так называемый вибротаксис в виде положительной реакции на источник механических колебаний частотой 50 Гц. Это становится понятным, если учесть, что у некоторых видов инфузорий, служащих амёбе пищей, частота биения ресничек колеблется как раз между 40 и 60 Гц. Составьте по этим данным задачу.

4. Цикл вдоха-выдоха у ребёнка – 35 раз в минуту, 20 раз у подростка и 15 раз у взрослого человека. В среднем наш дыхательный ритм выглядит так: тысячу раз в час, т.е. 24 тыс. раз в день, или 9 млн раз в год.

? Как отличаются период и частота дыхания ребёнка и взрослого человека?

Ответ. Частота дыхания ребёнка в 2,3 раза выше, а период дыхания – в 2,3 раза меньше.

5. Во время Великой Отечественной войны по льду Ладожского озера к осаждённому Ленинграду проходила автомобильная дорога протяжённостью 27 км, известная в истории как Дорога жизни. Чтобы ледяной покров под действием проходившего по нему потока автомашин не начал колебаться в резонанс и не разрушился, принимали специальные меры: груз автомашин подбирался так, чтобы частота вынужденных колебаний ледяного покрова отличалась от его резонансной частоты.

? А что могло бы произойти, если была бы допущена ошибка при подсчёте массы груза?

Ответ. При резонансе лёд мог треснуть, и машины ушли бы на дно.

6. Достигнув на четвёртом году жизни половой зрелости, самка беззубки откладывает каждые 50 с по яйцу. Общее их количество при этом достигает 300–400 тысяч.

? Определите частоту и период откладывания яиц беззубкой.

Ответ. 0,02 Гц; 50 с.

7. Сердце двустворчатого моллюска беззубки летом сокращается 4 раза в мин, а зимой делает только одно сокращение за 3 мин. Составьте по этим данным задачу.

8. Небольшие размеры колибри и их способность сохранять постоянную температуру тела требуют интенсивного обмена веществ. Ускоряются все важнейшие функции в организме, сердце делает от 500 до 1260 ударов в минуту, учащается дыхание – до 600 дыхательных движений в минуту. Высокий уровень обмена веществ поддерживается интенсивным питанием – колибри почти непрерывно кормятся нектаром цветов.

? Определите частоту колебаний сердца и частоту дыхания колибри.

Ответ. 8–21 Гц.

9. Сверчки воспринимают звуки частотой 300–8000 Гц, кузнечики – в диапазоне 800–45 000 Гц, саранча – до 90 000 Гц.

? Определите период колебаний, воспринимаемых этими насекомыми.

Ответ. Сверчки: 0,003–0,000125 с; кузнечики: 0,00125–0,00002 с; саранча: до 0,00001 с.

10. Установлено, что собаки слышат звуки частотой до 35 кГц, крысы и морские свинки – до 40 кГц, летучие мыши и дельфины при эхолокации – до 100 кГц. Для сравнения: верхний предел слуха человека 20 кГц.

? Сравните периоды колебаний источников звуков.

Ответ. Собака слышит звуки периодом колебаний от 0,0285 мс, крысы и морские свинки – от 0,025 мс, летучие мыши и дельфины – от 0,01 мс, человек – от 0,05 мс.

11. Наше сердце – это насос, работающий в импульсном режиме с частотой около 1 Гц. Во время каждого импульса, длящегося примерно 0,25 с, сердце взрослого человека успевает вытолкнуть из себя в аорту около 0,1 дм3 крови. Полный оборот крови через оба круга кровообращения совершается за 21–22 с. Составьте задачу по приведённым данным.

12. Время кругооборота крови у краба 37–65 с, у кролика – 7,5 с, у собаки – 16 с, у человека – 20–25 с.

? Сравните частоты кругооборота крови у этих живых организмов.

Ответ. У краба – 0,027–0,015 Гц, у кролика – 0,13 Гц, у собаки – 0,06 Гц, у человека – 0,05–0,04 Гц.

13. Сердце воробья бьётся 600–850 раз в мин, cердце мыши – 320–780 раз, курицы – 179–460 раз, гуся – 210–320 раз, кролика – 120–310 раз, кошки – 140, собаки – 100–139 раз, лошади – 40 раз. Нормальный пульс человека 60–80 ударов в мин.

? Определите частоту и период колебаний сердца у живых организмов.

Ответ.

Ответ

14. Скорость движения крови в аорте человека 0,5 м/с, а по капиллярам 0,5 мм/с. Полный оборот крови через оба круга кровообращения совершается за 21–22 с.

? Определите частоту полного оборота крови у человека.

Ответ. 0,05 с–1.

15. Общая длина кровеносных капилляров в организме человека примерно 100 тыс. км, что в 2,5 раза превышает длину экватора, а общая внутренняя площадь 2400 м2. Кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньше толщины волоса. В течение минуты сердце выбрасывает в аорту около 4 л крови, которая затем перемещается во все точки организма. Сердце человека в среднем сокращается 100 тыс. раз в сутки. За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2 млрд 600 млн раз, перекачивая при этом 250 млн л крови. Составьте по этим данным задачу.

16. Чтобы поддерживать высокую температуру тела, особенно во время полёта, птицы тратят много энергии. Поэтому обмен веществ у них очень интенсивен, особенно у мелких видов. Четырёхкамерное сердце птицы работает с большой нагрузкой и сильно развито. Например, у самых маленьких птиц, колибри, сердце занимает половину полости тела, а по объёму почти в три раза больше желудка. Частота сокращений сердца у некоторых видов колибри достигает 1000 в минуту (у человека 70).

? Сравните частоту и период сокращений сердца человека и колибри.

Ответ. Частота сокращений сердца колибри в 14,3 раза больше, чем у человека, а период сокращений соответственно во столько же раз меньше.

17. ? Определите период колебаний математического маятника в Париже, Токио, на Северном полюсе и на экваторе, если длина нити 1 м, а ускорения на полюсе и экваторе соответственно равны 9,832 м/с2 и 9,78 м/с2.

Ответ. Так как ускорения свободного падения отличаются очень незначительно, то период колебаний математического маятника в этих географических пунктах будет примерно одинаков и равен 2 с.

18. Ускорения свободного падения в некоторых городах.

Город g, м/с2 Город g, м/с2
Берлин

Вашингтон

Гринвич

Мадрид

Осло

9,8128

9,80118

9,81189

9,79981

9,81927

Париж

Прага

Рим

Стокгольм

Токио

9,80943

9,81014

9,80367

9,81843

9,79801

? Во сколько раз период колебаний этого маятника различается в Мадриде и Осло?

Ответ. В Мадриде период колебаний в 1,001 раза больше, чем в Осло.

19. Самое длинное озеро в Новой Зеландии – озеро Уаикатипу – протянулось с северо-запада на юго-восток почти на 100 км. С этим озером связано загадочное явление, объяснение которому наука пока не нашла. Вода в нём каждые 5 мин то поднимается на 7,5 см, то опускается до прежнего уровня. Озеро как будто дышит. Составьте по этим данным задачу.

7. Оценивание работы учащихся, обобщение и завершение урока (2–3 мин)

За 45 мин невозможно ознакомиться со всеми колебательными процессами, которые происходят в природе и технике, но можно попытаться объяснить некоторых из них.

Литература

Енохович А.С. Справочник по физике. – М.: Просвещение, 1990.
Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии. – М.: УРСС, 2001.
Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: УРСС, 2002.
Энциклопедии для детей «Техника», «Астрономия», «Биология», «Человек». – М.: Аванта+.
Энциклопедии «Я познаю мир». – М.: Астрель, 2003–2004.


Андрей Иванович СёмкеАндрей Иванович Сёмке – учитель физики и асторономии, лауреат премии фонда «Династия». Хотя в 10–11-х классах обучаются от 5 до 19 учеников, тем не менее на физико-математические факультеты вузов в 2000 г. поступили 9 его выпускников, в 2001 г. – 7, в 2002-м – 12, а в 2003-м – 8. Андрей Иванович – автор нескольких пособий по физике «Занимательные материалы к урокам». 18 научных работ его учащихся отмечены на международных и всероссийских конкурсах, около 30 учащихся стали победителями на международных, всероссийских и региональных олимпиадах.